Роскомнадзор заявил о готовности «Твиттера» пойти на уступки. Ранее в ведомстве сказали, что компания систематически нарушает российское законодательство об экстремизме, не блокируя контент и не раскрывая информацию о пользователях.
«Бумага» узнала, почему противоречия компании и российских властей лежат за пределами права, из-за чего «Твиттеру» будет проще сотрудничать с Роскомнадзором и зачем ведомство намекает на блокировку сервиса на территории всей страны.
Из последнего полугодового отчета компании Twitter
Сегодня, 24 февраля, пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский сообщил, что администрация «Твиттера» готова пойти на переговоры с ведомством. По его словам, компания согласилась проработать вопрос контроля суточной посещаемости популярных российских аккаунтов. Эти меры позволили бы Роскомнадзору проверять пользователей на соответствие закону о блогерах.
Новая волна противоречий между надзорным ведомством и социальной сетью началась, после того как «Твиттер» опубликовал очередной полугодовой отчет. В начале февраля компания представила статистику запросов на удаление контента или раскрытие информации о пользователях из разных стран. По числу требований заблокировать контент Россия оказалась на втором месте: с июля по декабрь был направлен 91 запрос, из них только 13 % «Твиттер» удовлетворил. В основном претензии российских властей были связаны с нарушением закона об экстремизме.
Раскрыть данные пользователей Роскомнадзор просил 108 раз — ни один из запросов «Твиттер» не выполнил. После того как отчет был опубликован, глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что «Твиттер» не соблюдает требования российских законов. Он отметил, что компания удовлетворила около 3 тысяч аналогичных запросов на информацию от США, оставив все российские без внимания. «„Твиттер“ последовательно не выполняет требований российского законодательства, в том числе направленных на противодействие экстремизму, а у Роскомнадзора возникает закономерный вопрос о приемлемости такой позиции для компании, которая осуществляет свою деятельность на территории РФ», — сказал Жаров.
Из последнего полугодового отчета компании Twitter
Как считает юрист европейской юридической фирмы Максим Лосик, у Роскомнадзора действительно есть юридические методы давления на «Твиттер». Ведомство может выносить компании предписания об удалении того или иного контента либо требовать это в судебном порядке. Однако, отмечает юрист, на практике «Твиттер» может не исполнять предписания Роскомнадзора, так как нет технической возможности заблокировать один твит. В противном случае же ведомству придется полностью запретить соцсеть на территории России, на что, по его мнению, власти вряд ли пойдут.
На возможность заблокировать «Твиттер» целиком Роскомнадзор намекал еще в мае. В интервью газете «Известия» заместитель главы ведомства Максим Ксензов сказал, что власти могут «в течение нескольких минут заблокировать „Твиттер“ или Facebook в России». По его словам, Роскомнадзор способен воздействовать на сосцсети только путем переговоров из-за того же отсутствия технической возможности заблокировать один твит. Тем не менее чиновник отметил, что есть «определенная черта», после которой государству придется «защищать интересы общества».
Обжаловать те или иные требования Роскомнадзора «Твиттер» может только через российские суды, объясняет Лосик, поэтому компания в любом случае может ориентироваться только на российское правовое поле. «Возможности использовать какие-то международные инструменты защиты, чтобы, например, взыскать с России убытки за упущенную в результате блокировки прибыль, сейчас нет», — говорит юрист.
Директор интернет-компании Evil Martians Александр Тищенко считает, что взаимоотношения «Твиттера» с Роскомнадзором зависят в первую очередь от стремления компании остаться на рынке. По его мнению, «Твиттеру», как и многим другим интернет-компаниям, проще достичь компромисса с надзорными органами, поэтому вряд ли дело дойдет до полной блокировки.
По словам Тищенко, уйдя с российского рынка, компания может начать зарабатывать где-то еще и не много от этого потеряет. Однако, считает он, поводом перестать работать на российскую аудиторию точно будет не Роскомнадзор.
— Требования Роскомнадзора — это последнее, из-за чего компания уходит с рынка. Экономическая политика государства — куда более важная причина не делать бизнес в России. Почему Google убрал своих инженеров? Потому что непонятны риски. Бизнес не может планировать в текущей ситуации на несколько лет вперед.
В конце декабря «Твиттер», по информации анонимных источников, отказался блокировать аккаунты сторонников Алексея Навального, публикующие информацию об акции 15 января. Как рассказывал «Бумаге» соратник оппозиционера Леонид Волков, для этого сторонникам Навального приходилось разъяснять ситуацию представителям компании. Кроме того, в августе 2014 года Ксения Собчак выложила скриншот сообщения от «Твиттера», в котором ее уведомляли о том, что сервис отказалась раскрывать информацию о посещаемости ее аккаунта.
По требованию Роскомнадзора, на территории России сейчас заблокированы твиттер-аккаунты «Анонимного интернационала», «Правого сектора», кроме того, был удален ряд аккаунтов, распространявших информацию о наркотических веществах. Ранее администрация «Твиттера» блокировала страницы пользователей и по собственной инициативе: например, в 2012 году сервис закрыл доступ к пародийным аккаунтам «Почты России», «Сбербанка», «МТС» и нескольких других организаций, а в прошлом году из-за оскорбительной переписки с американским журналистом был заблокирован твиттер Виталия Милонова.