Петростат опубликовал данные о том, как с августа менялись цены на продовольствие: в Петербурге продолжает дорожать мясо, овощи и молочная продукция.
Как будет расти стоимость продуктов в ближайшие месяцы, почему резкий рост доллара и евро пока не отразился на ценах, скажется ли это на продовольственном бизнесе и чего ожидать в длительной перспективе. Финансовый аналитик инвестиционной компании «Доходъ» Владимир Киселев рассказал «Бумаге» о том, почему и как в России дорожают продукты.
Владимир Киселев
Финансовый аналитик инвестиционной компании «Доходъ»
Существует два основных фактора текущего роста цен. Во-первых, это падение стоимости рубля в начале года, которое способствовало ускорению инфляции с 6 % в январе до 7,8 % к июню 2014 года. После этого в июле было замедление роста цен до 7,4%, которое, вероятно, продолжилось бы в случае отсутствия дополнительных торговых барьеров.
Сейчас рост цен в годовом выражении достиг 8,4 %, и ключевую роль в этом играют российские импортные санкции. Это подтверждается динамикой цен на отдельных потребительских рынках. Подпавший под санкции продовольственный сектор испытывает один из самых резких скачков цен, в частности, на помидоры и огурцы он достигает 50 %, на свинину — 21 %, на сыр — 18 %.
Если говорить о поставщиках, розничных сетях, то они потеряют от роста цен, потому что их издержки вырастут, а потребительский спрос в принципе упадет. Могут выиграть, безусловно, те, кто производит схожую продукцию с импортной, кто сможет оперативно увеличить производство. Например, рыбное.
Номинальная заработная плата еще в первом полугодии 2014 года начала стагнацию — это произошло впервые с 2009 года
Мелкие магазины, может быть, все-таки закроются, но при этом число розничных сетей вряд ли сократится — это достаточно олигополистический рынок с небольшим количеством крупных участников. По рентабельности крупных магазинов это ударит, но они останутся. Среди поставщиков, думаю, в целом отрасли тоже значительного оттока участников рынка не испытают.
Номинальная заработная плата еще в первом полугодии 2014 года начала стагнацию — это произошло впервые с 2009 года. Соответственно, номинальные показатели не меняются, а рост инфляции при этом уменьшает реальные доходы населения.
В Санкт-Петербурге оборот точек общественного питания, например, упал на 10 %. По розничным продажам мы в целом падения не наблюдаем, но есть серьезное замедление спроса. Например, если розничные продажи в среднем по России предыдущие 3-4 года росли на 4-5 %, то этим летом рост составил только 0,7 %, а сейчас держится в районе 1 %.
Если раньше потребительский спрос поддерживал рост на уровне 2-3 %, а при этом инвестиции падали, то теперь инвестиции так же падают, а потребительский спрос остается на месте. Из-за этого мы, скорее всего, будем наблюдать снижение ВВП, наверное, уже в четвертом квартале этого года.
Сезонные факторы подорожания по отдельным отраслям — это микроэкономический вопрос. Когда считают индекс цен в общем по экономике, то влияют больше макроэкономические параметры, такие как эмбарго и курс рубля. Рост цены на гречку — это микроэкономический вопрос, его вклад в общее ускорение индекса цен не такой большой.
Большая часть импортных товаров предназначена не для потребителей, а для производителей. Поэтому ослабление рубля не так быстро влияет на конечную стоимость товара
Текущее ослабление рубля еще не сыграло значительную роль в увеличении цен: оно сыграет, скорее всего, ближе к весне. Эмбарго также добавит еще несколько десятых процента в зимние месяцы. Центробанк оценивает последствия в 2 % ускорения инфляции, Минэкономразвития — в 4. То есть вместе с текущими 8,4 % инфляция достигнет как минимум 10 % к весенним месяцам.
Дело еще в том, что большая часть импортных товаров предназначена не для потребителей, а для производителей — это, например, оборудование, различные машины. Поэтому ослабление рубля не так быстро влияет на конечную стоимость товара. Сначала оно повлияет на ускорение роста цен для производителей, которые потом ответят ростом цен конечного продукта. Есть эмпирическая зависимость в том, что есть лаг 3–4 месяца для проявления девальвации рубля. Иногда он бывает даже несколько дольше.
При этом если говорить про долгосрочную перспективу, то рост цен должен замедлиться, потому что есть монетарные факторы, которые на это влияют. Например, темпы кредитования падают, денежная масса растет гораздо медленнее, чем до 2008 года. Центробанк прогнозирует к 2017 году снижение до 4 %, хотя, возможно, будут влиять какие-то факторы, которых мы не можем предусмотреть: как мы, например, не могли год назад предусмотреть санкции. Но в целом тенденция будет к понижению.