Почему невозможно безошибочно отслеживать транспорт через ГЛОНАСС, что делают диспетчеры, если автобус потерялся, и зачем общественному транспорту нужны мобильные приложения.
Перед «Гайд-парком» гендиректор холдинга CSBI, разрабатывавшего по заказу Смольного систему спутниковой навигации, Алексей Макеенков рассказал «Бумаге», как информационные технологии могут использоваться в транспорте.
Алексей Макеенков
Генеральный директор холдинга CSBI
Как работает ГЛОНАСС и зачем это нужно
На каждом автобусе, троллейбусе и трамвае устанавливается приемник ГЛОНАСС, который принимает данные со спутника о местоположении транспортного средства. С помощью канала сотового оператора данные передаются в городской диспетчерский центр управления наземным пассажирским транспортом, находящийся в ГКУ «Организатор перевозок».
Контроль движения транспортных средств осуществляется в режиме реального времени. Такая детализация позволяет контролировать все необходимые параметры: следование маршрутам, посещение остановок, соблюдение расписания.
С одной стороны, городу важно вычислить бюджетные деньги, с другой стороны, мы понимаем, что есть процессы, которыми мы не управляем
Данные, поступающие в систему, обрабатываются в автоматическом режиме, без участия оператора, хранятся и используются для расчета субсидий, которые государство выделяет перевозчикам. В такой сложной инфраструктуре могут происходить сбои, например, канала передачи данных сотовой связи. Система такие сбои диагностирует. В этом случае она не обрабатывает данные автоматически и привлекаются операторы. При этом данные разделяются на обработанные вручную и автоматически. По нашему опыту, вручную обрабатывается 2–3 % данных. Для этого разработан регламент разбора спорных ситуаций.
С одной стороны, городу важно вычислить бюджетные деньги, с другой стороны, мы понимаем, что есть процессы, которыми мы не управляем. Мы, к сожалению, не управляем спутниками ГЛОНАСС, мы не управляем сотовыми операторами. Но есть технологический процесс, который позволяет решить такие проблемы. В качестве примера я обычно привожу скоринговую систему банков: если подводить под стандарт, то кредиты будут выдавать всем, но если к вам есть какие-то вопросы, то заявка обрабатывается вручную либо отклоняется.
Об электронных билетах, табло и мобильных приложениях
При планировании маршрутной сети, составлении маршрутных расписаний, диспетчеризации необходимо учитывать множество нормативных документов. К сожалению, последние два года программа по развитию транспортной системы выполняется слабо. Безусловно, работу центра нужно улучшать. За время работы с «Организатором перевозок» мы подготовили несколько предложений по модернизации, с транспортной дирекцией мы сейчас проводим три научно-исследовательские работы по введению в эксплуатацию системы управления общественным транспортом в Петербурге и Ленобласти и созданию единой транспортной инфраструктуры. Есть достаточно большая миграция людей из области в город и обратно, поэтому очень важно, чтобы система субъектов работала как единое целое.
В первую очередь сейчас, конечно, нужно улучшать информирование пассажиров, используя мобильные сервисы
Второе направление нашей работы — это объединение системы электронных билетов, которая также должна работать и в Петербурге, и в области. Третье — это единая система, которая бы информировала пассажиров, когда прибудет общественный транспорт, передавала данные на мобильные устройства и табло, чтобы люди знали, как выбрать оптимальный для них маршрут: по стоимости, скорости, расстоянию или количеству пересадок.
В первую очередь сейчас, конечно, нужно улучшать информирование пассажиров, используя мобильные сервисы. Что касается табло, только что комитет по транспорту проводил конкурс по их установке, но никто на него не вышел. Наша компания, например, сочла условия невыполнимыми — завышенные требования при недостаточном финансировании.