Бывший заместитель начальника 75-го отдела полиции Олег Прохоренков получил девять лет колонии строгого режима за избиение 15-летнего школьника. Такое решение в среду вынес Невский районный суд. «Бумага» вспоминает обстоятельства резонансного преступления двухлетней давности, которое привело к отставке главы ГУ МВД Санкт-Петербурга.
На фото: Олег Прохоренков
Обстоятельства гибели
В ночь на 22 января 2012 года в одну из бригад скорой помощи поступил вызов в 75-й отдел полиции города. Врачи забрали из отделения сильно избитого подростка, который скончался по дороге в больницу. Умершим оказался 15-летний Никита Леонтьев, задержанный полицией по подозрению в грабеже. Как установило следствие, Леонтьева задержали якобы за то, что они с сообщником вырвали из рук петербурженки Светланы Кузьминой дамскую сумочку.Фигуранты
Первого подозреваемого в смерти Леонтьева следователи установили уже на следующий день. Им оказался 24-летний участковый Денис Иванов. Иванов сотрудничал со следствием и сдал им своего соучастника — заместителя начальника отдела Прохоренкова, сообщалось в ходе расследования.Третий фигурант дела, тоже замначальник отдела, Алексей Малых перед судом не предстал. Полицейский умер в начале февраля 2012 от инфаркта. На суде выяснилось, что все трое подозреваемых в день смерти школьника были пьяны. Иванова судили отдельно от Прохоренкова, так как экс-участковый просил суд рассмотреть его дело в особом порядке. В этом случае судья исследует лишь письменные доказательства и не опрашивает свидетелей. При избрании наказания подсудимому суд не может назначить более двух третей от максимально возможного срока. В суде бывший участковый повторил показания на Прохоренко и извинился перед матерью погибшего подростка.
Приговор по делу Иванова суд вынес 10 сентября 2013 года. Бывший участковый отправился в колонию строго режима на 6,5 лет. Прохоренков же целиком отрицал на суде свою вину. Как сообщает «Фонтанка», в своих показаниях он говорил, что действительно пил водку с коллегами, но Леонтьева не трогал. Правда, он признавал, что после задержания школьника видел в одном из кабинетов лежащую на столе дубинку, сломанную швабру и стоящего на коленях подростка. Но уверял, что школьника не трогал, а лишь продолжил пить с Ивановым, Малых и Кузьминой, которая сообщила о краже сумочки. Судью эти доводы не убедили. Согласно приговору, Прохоренков не только не предотвратил избиение школьника, но и способствовал преступлению коллег.
Посмертный суд
Дело о краже сумочки в отношении покойного Леонтьева полиция действительно возбудила. Его могли не расследовать и закрыть в связи со смертью подозреваемого, то есть по нереабилитирующим обстоятельствам. С этим оказалась не согласна мать подростка Ольга, которая хотела добиться полного оправдания сына. Дело расследовали и передали в суд. На предварительном слушании 16 сентября 2013 года судья Невского районного суда Татьяна Михайлова объявила, что все судебные заседания по обвинению Никиты Леонтьева в грабеже будут проходить в закрытом режиме, так как обвиняемый был несовершеннолетним, сообщала «Новая газета».Последствия
Смерть Леонтьева вызвала широкий резонанс, о ней сообщали как городские, так и федеральные средства массовой информации. В начале февраля 2012 года в Санкт-Петербург прибыли 60 офицеров центрального аппарата МВД России. Тогдашний глава МВД Рашид Нургалиев поручил им проверить весь личный состав и все направления работы городского главка. В МВД не скрывали, что поводом для проверки стала гибель Никиты Леонтьева. Решение министра разгневало тогдашнего главу ГУ МВД Михаила Суходольского. Через свою пресс-службу он раскритиковал действия коллег из министерства.Наблюдать за ходом выборов Суходольскому в роли начальника ГУ МВД города уже не пришлось. 10 февраля его уволили по итогам проверки комиссии из Москвы. Из кабинета бывшего начальника главка выгонял спецназ. Альтернативная версия увольнения Суходольского, которую описывали в СМИ, — конфликт в верхушке МВД. В ее пользу говорит тот факт, что опальный бывший начальник главка раньше был заместителем Нургалиева и курировал в министерстве работу полицейских спецподразделений — ОМОН и ОМСН. Перевод бывшего замминистра в Петербург многие наблюдатели расценили как понижение, а последующую отставку объясняли сведением личных счетов, а не гибелью подростка.