3 декабря 2013

«Всех нас отделяет от человека в коляске только одна секунда»

Этой осенью на станциях метро в центре города появились стикеры с надписью «Позвоните, вам помогут» — так стартовала кампания, призванная сделать метрополитен доступнее для инвалидов. «Бумага» вместе с активистом движения И:VOLUTION Никитой Касьяновым проверила, как работает новая система и может ли современная техника обеспечить более комфортную среду для инвалидов. Проводить эксперимент решили на станции метро «Адмиралтейская» — при строительстве недавно открытой станции должны были учесть недостатки всех предыдущих. Естественно, предусмотрели и то, что инвалиды-колясочники должны иметь возможность беспрепятственно попасть в вестибюль. Для инженеров, лишь в теории представляющих, каково передвигаться в инвалидном кресле, критерий доступности — это наличие пандуса. То, что он обычно заканчивается распашной дверью — такой же, как и на всех станциях метро, учесть забыли. А это становится хоть и не самым сложным, но досадным препятствием для инвалида. — Путешествовать можно в метро и одному, если удастся войти. На «Черной речке», например, помогают сотрудники, но на входе встречают четыре ступеньки, — объясняет Никита.

Никиту, сидящего в кресле, в камеру не видно — она расположена слишком высоко
Такие мелочи, как правило, определяют все. Никита и его отец, проходя через неудобные двери, сохраняют спокойствие — все это они делали миллион раз и к неудобствам относятся абсолютно бесстрастно. За много лет они научились с акробатическим мастерством преодолевать порожки, поребрики, ступеньки и двери. Первая попытка связаться с диспетчером через информационный терминал провалилась: Никиту, сидящего в кресле, в камеру не видно — она расположена слишком высоко. Со второго раза диспетчер связала с дежурной. К стойке уверенно подошел сотрудник станции. — Сейчас все сделаем. Вам как удобнее — спуститься с остальными пассажирами или подождать десять минут, пока мы не запустим резервный эскалатор? — с энтузиазмом принялся помогать мужчина. Позднее, уже на «Сенной», выяснится: по последним нормам безопасности, инвалидам-колясочникам категорически запрещено спускаться с остальными пассажирами. То есть по сути выбора не было — все равно пришлось бы ждать запуска резервного эскалатора. Тем не менее, пропустив несколько ступеней, Никита начал спускаться. Сотрудник встал перед ним, рассказывая, что недавно появились специальные устройства и механизмы для колясочников, метрополитен разработал правила работы с инвалидами. — Это раньше метрополитен на себя ответственность не брал, а теперь… Молодые люди, останавливаемся, — перебил мужчина сам себя и с показательной строгостью преградил путь подросткам, бегущим по ступенькам. — Да как можно? А вдруг зацепятся?! Чтобы спуститься вниз на «Адмиралтейской», понадобилось около 15 минут. По договоренности, проехать надо было до «Сенной»: там Никита планировал встретиться с руководством торгового центра «Пик». Пару недель назад вместе с братом Виталием он отправился в киноцентр, расположенный на последнем этаже торгового центра. Когда сеанс закончился, лифты уже не работали. Спускаться на узких эскалаторах было опасно. Молодые люди обратились к администратору. Та отказалась пускать лифты, предложив воспользоваться грузовым. Никите и Виталию пришлось выходить через черный ход, где разгружали продукты и, естественно, не было пандусов. Ребята такие проблемы без внимания оставлять не привыкли, поэтому тут же обратились к руководству. Пока Никита рассказывал эту историю, поезд подъехал к «Садовой». Здесь процедура повторилась: у информационного терминала нужно было связаться с диспетчером. Дежурная ответила быстро, однако сотрудника пришлось ждать полчаса, — путешествие длиной в одну станцию затягивалось. В конце концов выяснилось, что оказать помощь с подъемом наверх должен сотрудник службы контроля. Женщина попросила подождать еще немного и проводила до лестницы, где был наклеен стикер «Позвоните, вам помогут». Там же начинались длинные рельсы, уходящие резко вверх по лестнице. — Рельсы бесполезны, они слишком крутые: ни сопровождающему не удержать, ни самому человеку не подняться и не съехать. Другим пассажирам они мешают — вон, бабушка не может спуститься. А надо все-навсего сделать пандус с нормальным уклоном по центру и пустить рядом дорожку для слепых — и никто никому мешать не будет, — вслух размышлял Александр, отец Никиты. Вслед за бабушкой спустился крепкий мужчина лет тридцати. Понаблюдав за происходящим, он спросил, требуется ли помощь. Чтобы преодолеть два пролета, Никите и его отцу помощь не нужна, они привыкли справляться сами, но для чистоты эксперимента продолжили ждать кого-нибудь из службы контроля. Прошло еще 15 минут. В итоге на оживленной станции Никиту наконец отыскал сотрудник той самой службы. В руках у него были три увесистые связки ключей. Ожидая, что Александр воспользуется опасным пандусом, он предложил свою помощь. Но отец Никиты действовал по старинке: толкал коляску наверх, приподнимая инвалидное кресло перед каждой ступенькой — так безопаснее. Тележка для подъема стояла в переходе в специальном боксе. — Володя, я стою у гаража, — сообщил мужчина по рации. Видно, что происходящее в новинку для всех участников. Связавшись с напарником, сотрудник начал перебирать миллион малюсеньких ключей на связке. В «гараже» оказалась не тележка, необходимая для передвижения на эскалаторе, а «трактор» — самоходная машина для подъема и спуска по многочисленным лестницам метрополитена. Снова пришлось остановиться и ждать.
«Теперь они придумали „трактора“ и „телеги“ и без них нельзя, в целях безопасности»
— Сейчас почему-то запретили просто так возить инвалидов. Сколько лет работаю в метро — ни разу никаких проблем не было. Теперь они придумали «трактора» и «телеги» и без них нельзя, в целях безопасности, что ли: там противооткатные устройства. Раньше вместе с пассажирами спускались, а теперь только по резервному эскалатору можно, — сетовал работник метрополитена. Как выяснилось из разговора, специальное оборудование закупили в начале осени, через пару месяцев развезли по станциям и теперь постепенно обучают персонал. — На нас повесили это, чтобы мы поднимали и спускали. Специального человека для этого нет.
Наконец, спустя еще десять минут, тележка для инвалидов прибыла. Три сотрудника помогли Никите: кресло разместили на особом механизме, который блокирует колеса, Никиту пристегнули ремнями, и в сопровождении мужчин он наконец поднялся наверх. Петербургский метрополитен сам начал решать проблему доступности: закупил оборудование — один «трактор», например, стоит около 250 тысяч рублей. Как ими пользоваться и к кому обращаться, изложено в бодром ролике на сайте. Это огромный шаг для системы, ведь несколько лет назад инвалидов просто не пускали в метро, чтобы не нести дополнительную ответственность. Выбравшись из подземки, Никита столкнулся с очередной преградой — те же распашные двери и три небольшие ступеньки, которые в одиночку инвалиду не преодолеть. Теперь в метрополитене есть и спецмашины, и сотрудники стараются изо всех сил, чтобы помочь людям с ограниченными возможностями, но три ненавистные ступеньки на входе все еще никуда не делись.
«Ведь всех нас отделяет от человека в коляске только одна секунда, за которую можно упасть с лестницы или попасть под машину»
Пока Никита путешествовал в метро, его брат Виталий успел выяснить все детали недавнего конфликта в «Пике». По его словам, на письмо ему в срок не ответили, но генеральный директор при личной встрече пообещал решить проблему. Дежурный инженер может в любое время включить злополучный лифт в торговом центре. Но большинство сотрудников об этом не знает, потому что никогда не сталкивались с подобными проблемами. По закону, если запрос оставили без ответа, Никита может обратиться в прокуратуру с жалобой. — Сегодня срок истек и мы пришли на разговор: нам же не прокуратуру надо озадачить, а лифты пустить, — спокойно объясняет Виталий. — Если скандалить, в ответ получишь только негатив исполнителей, поэтому мы идем к администрации, чтобы они дали инструкции и наладили работу. Передо мной извинились и пообещали всех уволить, как в советское время. Но у нас цели другие: это вопрос воспитания культуры отношения к инвалидам. У автобусов, например, есть выдвижные пандусы. Когда водитель начинает их вытаскивать, это занимает некоторое время, и люди возмущаются, что из-за этого молодого человека приходится ждать. С такими тяжело, как им это объяснить? Ведь всех нас отделяет от человека в коляске только одна секунда, за которую можно упасть с лестницы или попасть под машину. Это забота не о ком-то, а о себе, поэтому только писем и публичных акций в поддержку инвалидов мало.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.