22 октября 2012

Бордюр и поребрик: что отделяет колясочников от внешнего мира?

В воскресенье люди с ограниченными возможностями проверяли центр Петербурга на доступность для инвалидных колясок. «Бумага» прошлась по Невскому проспекту вместе с инвалидами и выяснила, что главный барьер — это вовсе не Аничков мост и не ступенька у дверей Макдональдса.

Фото: Настя Авдеева / «Бумага»
На площади перед Александринским театром около полутора десятков людей в инвалидных креслах позируют такому же количеству журналистов и фотографов. Затем они с веселыми воплями направляются к Невскому проспекту. Организаторы акции — активисты молодежной общественной организации «И:Volution» и группа «Колясочники Питера» решили проверить на доступность для инвалидов в колясках Невский проспект и всё, что встретится по пути: магазины, банки, гостиницы и кафе. — Если подобные акции организуют люди здоровые — к ним нет доверия, а здесь организаторы — сами инвалиды-колясочники, — говорит блогер Олег, с усилием отталкивая колеса. Олег не инвалид, просто решил узнать, каково это — передвигаться на коляске. Таких, как он, в акции несколько человек. Видно неколясочников сразу: без сопровождения с непривычки они быстро отстают. — У вас еще хорошая коляска, она стоит порядка 30 штук, и то вам неудобно, — посмеивается мужчина с одной ногой. — Колесо постоянно нужно протирать от пыли, постоянно нужно перчатки носить. Вот такая, автоматическая, — он показывает на неподвижного парня с отсутствующим взглядом, ровно едущего по тротуару, — вообще стоит как хорошая иномарка. Наверное, не везде их делают, детали дорогие. Человека с одной ногой зовут Сергей Поюнов, он активист группы «Колясочники Питера», неоднократный участник турниров по настольному теннису, танцам и забегов на колясках. Он ловко преодолевает все бордюры и ступеньки, которых, к слову, на Невском очень много. Даже на почти непреодолимом для колясочников Аничковом мосту Сергей не растерялся: слез с коляски, оперся на колено (той ноги, которой наполовину нет), перебросил коляску через высокую ступеньку и, как ни в чем не бывало, уселся в кресло. — Вы часто передвигаетесь по центру самостоятельно? — спрашиваю я его. — Ага, — улыбается Сергей, довольный произведенным эффектом. — Здесь я передвигаюсь для удовольствия жизни. А если нужно куда-то поехать — обычно в трамваи запрыгиваю. Помню, зимой, в слякоть, грязь, вот так одетый был, залез в трамвай. Кондуктор подходит, говорит: «А как ты сюда забрался?». Да подпрыгнул!

«По сравнению с вложениями в инфраструктуру города, инвестиции в доступную среду для инвалидов-колясочников — это копейки. Тут дело не в законодательстве, о колясочниках просто не вспоминают. Мы этот замкнутый круг и пытаемся разбить, говорим: “Вот мы есть”»

Мимо проезжает троллейбус, останавливается на остановке, в сантиметрах тридцати от тротуара — заехать на коляске не получится. В общественном транспорте инвалиды-колясочники редкость, хотя место для них в салоне предусмотрено. — То же самое с парковками для инвалидов. Их постоянно занимают, потому что водители не видят инвалидов, редко с ними сталкиваются, — рассказывает Виталий Касьянов, один из организаторов «И:Volution». — Мы этот замкнутый круг и пытаемся разбить, говорим: «Вот мы есть». Главное здесь — привлечь внимание. По сравнению с вложениями в инфраструктуру города, инвестиции в доступную среду для инвалидов-колясочников — это копейки. Просто на каком-то этапе нужно внести в проект пандусы, рассчитать, какой должна быть ступенька. Об инвалидах-колясочниках не думает, к примеру, руководство вузов, когда отменяет удаленное обучение. Брат Виталия Никита, которому приходится передвигаться на коляске, дистанционно учился в Северо-Западном заочном техническом университете. Занимался дома, приходил только на экзамены. Однако после присоединения СЗТУ к Горному Университету дистанционное образование отменили, и теперь Никита не знает, как доучиваться. Зато активно отстаивает права инвалидов-колясочников. — Организацией «И:Volution» мы стали заниматься где-то больше полугода назад. Мы — это выпускники специализированного образовательного центра для детей-инвалидов. Мы пригласили ребят из школы и друзей школы. Для нас это первая такая большая акция, — не без гордости говорит Никита. Очередной переход. Для инвалидов на коляске очень сложно перейти дорогу за то время, которое отводят пешеходам на Невском. На автоматической коляске преодолевать препятствия еще сложнее, чем на механической — даже незаметную обычному пешеходу выемку на съезде переехать без посторонней помощи невозможно. Максим ездит на автоматической коляске, потому что почти все его движения ограничены — трудно даже говорить. В основном он сидит дома. Его мать, Елена Михайловна, утверждает, что с каждым годом становится легче — в районе, где они живут, Максим даже может гулять самостоятельно. — Недавно мы ездили в Израиль, — рассказывает она. — Там огромное количество людей, пожилых людей, на инвалидных колясках. Они гуляют, общаются, сидят в кафе — в общем, радуются жизни. Нам до этого еще идти и идти. Но с интернетом стало гораздо удобнее — можно делать почти всё не выходя из дома, жить нормальной жизнью. В кафе питерским колясочникам зайти проблематично — на входе большинства общепитов ступеньки или барьеры. Да и персонал к инвалидам не привык — специальные туалеты, к примеру, чаще всего, используются под хозяйственные нужды. — На самом деле, проблема не только в физических препятствиях, — объясняет Юлия, мама Лины Филипповой — подвижной девушки на коляске. — С такой пенсией, которая выделяется инвалидам, в кафе можно сходить один раз в год. — Пенсии, пособия должны быть не только инвалидам, но и тем, кто за ними следит — потому что они тоже прикованы, — перебивает ее Лина. — Я хочу нормальной жизни для своей мамы. А я ведь по городу без нее передвигаться не могу. Лина учится на юридическом факультете РГПУ им. Герцена, смеется — без юридического образования инвалидам в нашей стране никак. В университете для нее самое сложное — подниматься на второй этаж.

«У нас же 10 тысяч инвалидов-колясочников в Питере. Но мы их почти не видим. Многие просто-напросто из дома выходить боятся»

— Сейчас уже однокурсники помогают, а вначале это было страшно, — рассказывает её мама Юлия. — Как-то раз пришлось спускаться с третьего этажа: наш папа Лину посадил на окно, а сам спустил вначале коляску, потом донес на руках. У нас многие госучреждения совсем не оборудованы, например, почта. Предполагается, что всё приносят на дом. Троллейбусы для инвалидов только в центре ездят, в районах сложнее с этим. Дома так же не оборудованы, лифты не приспособлены. — Можно, конечно, сидеть дома и все делать через интернет, — рассуждает Лина. — Но ведь хочется и нормальной жизни! Я занималась танцами на колесах, но это оказалось очень сложно — и физически, и психологически. Сложно выйти из кокона, сложно стать трудолюбивым. Мы подходим к площади Восстания. Делегация растягивается чуть ли не от Литейного. Одного колясочника прохожие не замечают, видят двух-трех — недоуменно переглядываются, на толпу перестают обращать внимания. — У нас же около девяти тысяч инвалидов-колясочников в Питере, — говорит Юлия. — Но мы их почти не видим. Многие просто-напросто из дома выходить боятся.

Читайте также:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.