Петербуржцы продолжают охотно ходить на мультимедийную выставку «Ван Гог. Ожившие полотна»: число зрителей уже превысило 200 тысяч человек. Проект открылся в конце мая, но в павильоне на Конюшенной площади до сих пор всегда есть посетители; из-за успеха выставки организаторы решили продлить время работы экспозиции до конца октября. А уже 20 ноября в «Ленэкспо» начнет работу новый проект — интерактивная выставка «От Моне до Сезанна. Французские импрессионисты», на которую также ждут большого потока зрителей.
«Бумага» узнала у организаторов проектов «Ван Гог. Ожившие полотна» и «От Моне до Сезанна», не мешает ли петербургский консерватизм смотреть выставку, топча при этом проекции картин знаменитого художника, почему формат мультимедийной выставки стал настолько популярным в городе и чего опасаются организаторы, устраивая мировую премьеру «Французских импрессионистов» вдалеке от центра.
Фото из архивов выставка «Ван Гог. Ожившие полотна»
Выставка «Ван Гог. Ожившие полотна» — проект австралийской компании Grande Exhibitions. Год назад петербуржцы видели их международный проект «Мир акул. Глубокое погружение» в Музее артиллерии. В мире также известны другие их проекты, к примеру, несколько выставок о Леонардо да Винчи и отдельно о «Моне Лизе» или «101 изобретение, изменившее мир».
Опираясь на опыт мультиэкранных шоу, австралийцы, стремясь к масштабности и эффектности, начали использовать технологию Sensory4TM. Это принцип организации выставочного пространства с использованием синхронизирующих изображение компьютеров, десятков проекторов, огромных экранов и музыкального сопровождения Dolby Digital Surround.
«Ван Гог. Ожившие полотна» — это шоу длиной в 32 минуты, которое, следуя классическим законам драматургии, с помощью аудиовизуальных средств рассказывает историю жизни и творчества художника, а также, по мнению организаторов, усиливает впечатление от картин и ускоряет процесс погружения в мир полотен. Следуя за сюжетом, зрители могут в хронологическом порядке проследить за основными этапами в биографии Ван Гога, выстраивая свое понимание его творчества.
В Россию уже известные в мире проекты Grande Exhibitions приехали благодаря компании iVision: с октября прошлого года они эксклюзивно представляют все экспозиции австралийской компании на территории нашей страны. Запланированный же на ближайшее время проект «Дали — живые полотна» никакого отношения к этой истории не имеет.
В Петербург выставку про Ван Гога привезли после успешных гастролей в Москве. Здесь проект приняли так же хорошо, однако не сразу. «Сказывается специфика города, выставка стала популярной постепенно, не так бурно и быстро, как в Москве», — рассказывает Олег Маринин, руководитель компании iVision.
Для России выставки сделали более информативными и содержательными: добавили больше описаний картин, жизни художника, периодов его творчества. По словам Маринина, специально для Петербурга была воссоздана одна из картин Ван Гога «Спальня в Арле»; благодаря внутренней конструкции павильона у зрителя должно сложиться впечатление, что он оказался внутри полотна.
Из-за технической специфики выставки с размещением ее в Петербурге ожидаемо возникли сложности: таких пространств, как московский центр дизайна Artplay, здесь нет. А проект требует больших площадей и высоких потолков. На момент организации выставки «Ван Гог. Ожившие полотна» у компании не было иных вариантов, кроме как выстроить на Конюшенной площади, перекрытой в рамках программы реконструкции, свой собственный павильон — необходимого размера и конфигурации.
Как говорит Александра Санчес-Перес из творческого объединения Hyper, которое выступает партнером компании iVision в Петербурге, размещение павильона именно на Конюшенной стало в том числе и шагом по привлечению внимания горожан к будущей культурной роли площади. «Пока реконструкция этой площади не началась, мы решили, что горожане должны привыкать к тому, что это место станет общедоступным», — рассказывает Санчес.
По мнению Санчес, формат мультимедийной выставки с множеством проекций картин — это в первую очередь побуждение к приобретению новых знаний о художнике, его творчестве и искусстве вообще. «Наша выставка не заменит посещения музея Ван Гога в Амстердаме, — убеждена она. — Но не каждый житель Петербурга может позволить себе поехать за рубеж, чтобы насладиться оригиналами. Тот способ, который предложили наши партнеры из Австралии и который мы поддержали, — очень доступный и интересный. Для меня это просто по-другому, вы смотрите на искусство иначе».
Во время выставки про Ван Гога команда проекта провела несколько мероприятий: открытый пленэр и урок йоги. В рамках проектов компании Grande Exhitions в других странах также идут дополнительные мероприятия, однако опыт с пленэром впервые был реализован именно в Петербурге. Основываясь на опыте данного урока, было решено открыть постоянную зону для рисования на экспозиции «От Моне до Сезанна».
Выставка, которая откроется 20 ноября, посвящена творчеству французских импрессионистов. В экспозицию войдут проекции 100 полотен мастеров. Среди работ, включенных в выставку, картины Моне, Ренуара, Дега, Сезанна. В качестве аккомпанемента выбраны композиции Дебюсси, Чайковского, Равеля и Оффенбаха.
В отличие от проекта Van Gogh Alive, импрессионистов покажут в отдалении от центра, на малоудобном с точки зрения транспортной логистики Васильевском острове, в павильонах выставочного комплекса «Ленэкспо». «Мы бы с удовольствием провели выставку в историческом центре, — говорит Санчес. — Если бы нас принял Главный штаб или Биржа, мы были просто счастливы. Если бы город помог с поиском альтернативной площадки, мы тоже были бы весьма признательны. Но факт остается фактом: в Санкт-Петербурге в открытом доступе сейчас нет площадки, на которой можно было бы разместить такой масштабный интерактивный проект».