В эту субботу, 28 июня, в Петербурге начинает свою работу юбилейная европейская биеннале современного искусства Manifesta 10. В Эрмитаже, залах Главного штаба, в Первом кадетском корпусе и в десятках других пространств по всему городу выставят работы всмемирно известных художников и молодых авторов со всего мира.
Жилая комната в Эрмитаже, городские интерьеры в оригиналами Малевича, хит II Уральской биеннале, фотографии лагеря на Майдане и глянец в Академии художеств — «Бумага» выбрала десять выставок, которые стоит посетить за время смотра.
«Я хочу только, чтобы вы меня любили», Тацу Ниси
«Лада Копейка», Франсис Алис
28 июня – 31 октября
Государственный Эрмитаж
28 июня – 31 октября
Двор Государственного Эрмитажа
Японский художник из Токио славен тем, что создает инсталляции вокруг известных и популярных городских скульптур и архитектурных элементов. Обычно он помещает объекты в сконструированные комнаты с типичной обстановкой и интерьерами. Подобные инсталляции художник создает в разных городах. Например, Ниси использовал в своих работах фрагмент швейцарского собора XIV века, статую Христофора Колумба на Манхэттене, статую королевы Виктории в Ливерпуле. Смысл его произведений — в смене контекста, в котором существуют объекты культурного наследия. Объектом, с которым Тацу Ниси работал в Петербурге, стала люстра в одном из парадных залов Эрмитажа.
Известный бельгийский художник Франсис Алис в прямом смысле привез в Петербург зеленую «копейку» — в апреле этого года вместе со своим братом и их русским другом Алис выехал из Бельгии (где проходила предыдущая Manifesta) на «Ладе», чтобы завершить свое путешествие в Петербурге. Такой маршрут был давней мечтой художника и его брата — но в молодости им не удалось выехать даже за пределы страны, машина сломалась на подъезде к границе Бельгии и Германии. Теперь же художник совершил задуманное путешествие, которое задокументировал Жульен Дюво. Видеоматериал будут показывать в Главном штабе, а сама зеленая «копейка», уже разбитая, стоит во дворе Эрмитажа.
«Срез», Томас Хиршхорн
28 июня – 31 октября
Главный штаб
Швейцарский художник Томас Хиршхорн, который теперь живет и работает во Франции, прославился своими масштабными инсталляциями, которые сам называет «трехмерными скульптурными формами». Хиршхорна интересуют противоречия в современных политике и искусстве. Обычно художник в своих инсталляциях использует обрывки фотографий или упаковки фастфуда, картон, скотч и другие подобные материалы. В одном из внутренних дворов Главного штаба Хиршхорн построил инсталляцию «Срез»: художник соорудил фасад дома без внешней стены таким образом, что зрители могут наблюдать интерьеры шести комнат. Помещения обставлены, как обычные петербургские квартиры с одним исключением — на стенах в них висят оригинальные произведения Казимира Малевича, Павла Филонова и Ольги Розановой.
«Трагическая любовь», Владислав Мамышев-Монро
«Жизнь замечательного Монро», Владислав Мамышев-Монро
28 июня – 31 октября
Главный штаб
До 31 августа
Новый музей
Летом в Петербурге можно посмотреть сразу две выставки работ погибшего год назад петербургского художника Владислава Мамышева-Монро. Мамышев в разное время участвовал в ключевых для петербургской художественной жизни группировках: был частью «Поп-Механики» Сергея Курехина, работал вместе с Тимуром Новиковым и другими членами «Новых художников», создавал «Пиратское телевидение». Мистификатор и мастер перевоплощений, Владислав Мамышев примерял на себя образы, к примеру, Мерилин Монро (в честь которой и взял себе псевдоним), Любови Орловой, Тутанхамона, Путина, Гитлера, Аллы Пугачевой и Моны Лизы. Работы художника из разных серий можно увидеть и в Главном штабе, и на первой ретроспективной выставке в Новом музее.
«Театр войны. Второй акт. Передышка», Борис Михайлов
«Процесс прохождения», Иван Плющ
28 июня – 31 октября
Главный штаб
27 июня – 31 октября
Первый кадетский корпус
В Главном штабе пройдет выставка украинского фотохудожника Бориса Михайлова. В Петербург привезли его серию, которую художник сделал в декабре прошлого года в лагере майдана Незалежности. «Театр войны. Второй акт. Передышка» — это проект о людях, которые пришли на площадь и оказались в состоянии неизвестности и ожидания.
Михайлов начал снимать еще при Советском Союзе, его работы находятся в собраниях более чем трех десятков музеев по всему миру, таких как нью-йоркские MoMA и Metropolitan, в галерее Tate Modern и музее Виктории и Альберта в Лондоне, в музее современного искусства Стеделийк в Амстердаме, а персональные выставки проходили в Харькове, Москве, Женеве, Барселоне, Берлине, Бостоне и других городах.
В Первом кадетском корпусе, одной из центральных площадок параллельной программы биеннале, выставляется тотальная инсталляция Ивана Плюща «Процесс прохождения». Изначально петербургский художник создал инсталляцию для II Уральской индустриальной биеннале современного искусства в Екатеринбурге: торжественная ковровая дорожка уходила за горизонт в конструктивистском ДК. «Красная дорожка — очевидный символ всяких оскаров, политических выступлений, свадеб. В русском сознании это еще связано с СССР, хотя я и не любитель такой параллели, но куда же деться, — рассказывает Плющ. — Дорожка уходит вверх, запутывается в комок, мы не видим конца, мы не знаем, куда она делась. Сейчас весь мир, как когда-то Советский Союз, сошел с ума и зашел в тупик. Мир поднялся, запутался, и вот где-то там и остался».
«Повод к миру»
29 июня – 15 сентября
Музей стрит-арта
Первая выставка в музее стрит-арта изначально задумывалась как памятник к столетию Первой мировой войны, но в связи с событиями на Украине ее концепция изменилась. Новая задача выставки, которая пройдет одновременно на двух площадках — в самом музее на шоссе Революции и на руинах складских помещений в центре Кронштадта, — провести параллели между событиями вековой давности и современной реальности. В проекте принимают участие более 60 художников из разных стран.
«Человеческий проект», Керим Рагимов
«Сто лет спустя», Валерий Кацуба
До 31 августа
Marina Gisich Gallery
До 6 июля
Академия художеств
В галерее Марины Гисич открывается выставка Керима Рагимова «Человеческий проект». Над работами серии Рагимов работает более 20 лет. В этот масштабный проект петербургского художника входят живописные копии с газетных и журнальных вырезок, плакатов и наклеек, на которых изображены групповые портреты. Рагимов опирается на иконическое восприятие человека в его восточно-христианском понимании.
Выставка в Академии художеств — оммаж модного фотографа Валерия Кацубы снимку Карла Буллы «Занятия в классе живой натуры профессора живописи Маковского» 1914 года. Кацуба снимал занятия в живописной, скульптурной и граверной мастерских, женские обнаженные модели, постановки с лошадью в батальном павильоне и экзамен в анатомическом кабинете. В серию также вошли снимки интерьеров Академии и портреты студентов.