6 июня 2014

Сам себе режиссер: ретроспективная выставка Владислава Мамышева-Монро

В Новом музее на 6-й линии Васильевского острова открылась выставка «Жизнь замечательного Монро» — первая посмертная ретроспектива петербургского художника Владислава Мамышева-Монро. «Бумага» рассказывает, как художник превратил свою жизнь в перформанс и что можно увидеть на выставке.
Владислав Мамышев-Монро. Фото: Тампак Сиринг, город Убуд
Во времена перестройки, когда в России только начали понимать, что такое поп-сцена, кто такие идолы и звезды в современном смысле, на арт-сцене возник Владислав Мамышев, мистификатор и мастер перевоплощений. Мамышев начал с совместных с Сергеем Курехиным экспериментов: в 1984 году появляется «Поп-механика», культовый проект, в котором в разное время принимали участие как известные музыканты (БГ, Цой, оба Летова), так и художники, многие из которых еще в 1982 году объединились в группу «Новые художники» — еще один знаковый феномен 80-х. Все активно сотрудничали со всеми — «Новые художники» работали с рок-клубом, Виктор Цой писал картины, а Тимур Новиков — снимал кино и вел телепередачу.
Работы из серии «Жизнь замечательной Монро»
Владислав Мамышев занялся перформансом — он не только создавал и провоцировал театрализованные акции, но и превратил всю свою жизнь в один большой перформанс, посвященный звездам. В честь одной из них художник и получил свой творческий псевдоним — Монро. Еще в начале ХХ века перевоплощениями и переодеваниями баловался один из самых значимых художников-авангардистов Марсель Дюшан. Его альтер-эго — Роза Селяви — один из ранних опытов по заигрыванию с гендером. Мамышев-Монро занимался в том числе и исследованием половой принадлежности в современном ему обществе — в 2009 году к выставке в Венском музее современного искусства Мамышев сделал афиши, на которых он представал в образе Мерилин, с подписью «Проверка гендера», — но главной темой его творчества стала критика зарождавшегося в постсоветском пространстве культа звезд.
Ольга Свиблова
директор Мультимедиа Арт Музея

— Он возник как какой-то невероятной силы росток, пробивающийся из-под снега. Владик — пуля, которая пробила художественную плоть Ленинград — Москва с конца 1980-х годов. Он как появился, так и стал событием — сам по себе персонаж Владик Мамышев-Монро. Главным источником и продуктом творчества которого был он сам.

Центральным в творчестве мистификатора Мамышева-Монро стало перевоплощение. Он становился Гитлером и Лениным, Жанной д’Арк и шекспировским Полонием, а в 2006 году даже сыграл Любовь Орлову в роли Дуни Петровой в переснятой «Волге-Волге».
Вторая главная тема Мамышева — русский миф. В 1997 году он в соавторстве с Андреем Помулевым создал проект «Русские вопросы» — серию постановочных стилизованных фотографий, которые иллюстрируют двенадцать болезненных вопросов русской жизни: «Хотят ли русские войны?», «Холодно ли тебе, девица?», «Что тебе надобно, старче?» и, конечно же, «еврейский вопрос». При этом Монро вовсе не претендует на разгадку русской души — при всей стилизации его серии под иллюстрации к сказкам, как пишет критик Анна Толстова, это «совершенно космополитическое искусство, не знающее границ и идущее в ногу со всемирным временем».
Работа из серии «Русские вопросы»
Сразу после смерти художника в марте 2013 года Русский музей собрал небольшую экспозицию в нескольких залах Мраморного дворца в память о Мамышеве.
Выставка в Новом музее собрана ведущим научным сотрудником отдела новейших течений Русского музея Олесей Туркиной и основателем петербургского Музея сновидений Фрейда Виктором Мазиным. На ней выставлены не только ключевые серии Мамышева-Монро, предоставленные музеями и частными коллекционерами, но и его ранние работы 80-х годов, видео, коллажи, живопись и «процарапанные» фотографии (техника работы с фотоизображениями, изобретенная Мамышевым в начале 90-х). Экспозиция разделена на две части: бюрократия и политика на первом этаже музея и мифология и сказки — на втором.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.