В России насчитывается 400-500 тысяч пастафариан. У последователей пародийной религии, которые «веруют» в Летающего Макаронного Монстра и носят дуршлаги, есть свой храм в России и претензии получить статус официальной религии.
Возглавляет Русскую пастафарианскую церковь Макаронного Пастриархата (РПЦ МП) 16-летний Пастриарх Сама Паста IV (в миру — Михаил Самин). «Бумага» поговорила с десятиклассником и узнала, как он стал Пастриархом, а также как живут пастафариане в России.
Как школьник стал Пастриархом
Михаил Самин сильно отличается от других религиозных деятелей России. Он учится в физмат-классе, увлекается программированием и уже зарабатывает на обеспечении информационной безопасности одной из болгарских IT-компаний. Среди любимых развлечений — фантастика и фэнтези от Лукьяненко до Пратчетта, «Игра престолов» и «Мир дикого запада», Mr. Robot и South Park, а также изучение принципов рационального мышления. Но известен Самин другим — с лета 2016 года худощавый школьник из Москвы возглавляет Русскую пастафарианскую церковь, созданную еще пять лет назад.
Пастафарианство в 2005 году основал физик Бобби Хендерсон. В знак протеста против требований ввести в американских школах изучение религиозного креационизма, он придумал пародийную религию. В качестве бога физик выбрал невидимого и неощутимого Летающего Макаронного Монстра, одним из главных религиозных торжеств стал праздник под названием «Праздник», а вместо заповедей Хендерсон ввел восемь правил «Лучше бы ты этого не делал». Среди них — «Лучше бы ты не боролся с фанатическими, женоненавистническими и другими злобными идеями окружающих на пустой желудок. Поешь, а потом иди к этим сволочам».
Михаил стал четвертым Пастриархом в истории РПЦ МП и взял имя Сама Паста IV
Абсурдистская религия, высмеивающая догматы, стала популярна среди агностиков и атеистов по всему миру, в том числе и в России. Например, ТАСС говорит о 400 тысячах пастафариан в России, а сама РПЦ МП выдала 500 тысяч сертификатов о членстве. Более того, недавно в Нижнем Новгороде открылся первый пастафарианский храм, где прихожане «едят макароны и пьют пивные напитки», а в 2013 году пастафарианство появилось в качестве одной из основных религий во «ВКонтакте».
В том же году о существовании пастафарианства узнал Михаил Самин, будущий глава РПЦ МП. Сейчас подросток точно не помнит, от кого услышал о пародийной религии. «Может быть, я случайно наткнулся на статью о пастафарианстве на «Википедии», эта версия — самая правдоподобная. А, может, на меня просто снизошло озарение, и я уверовал в Летающего Макаронного Монстра», — улыбаясь, говорит Самин.
Путь к месту главы РПЦ МП Самин начал осенью 2013 года. Тринадцатилетний школьник поставил на аватарку во «ВКонтакте» свое фото с дуршлагом (священный головной убор в пастафарианстве) и подал заявку на вступление в Священный Дуршлаг (СД) —высший административный орган Русской пастафарианской церкви, который организует ее деятельность. Школьник ответил на вопросы анкеты, прошел собеседование по Skype и кейс-интервью, а потом, неожиданно для Самина, его приняли в СД.
Так мальчик начал заниматься официальным переводом на русский язык Евангелия Летающего Макаронного Монстра, написанного основателем пастафарианства Хендерсоном. Этот процесс занял два с половиной года, но летом 2016 года вышел первый тираж в 200 экземпляров, сейчас РПЦ МП собирает предзаказы на второй тираж.
В качестве бога пастафариане выбрали невидимого и неощутимого Летающего Макаронного Монстра, а одним из главных религиозных торжеств стал праздник под названием «Праздник»
Занимался Самин не только книгами. В 2015 году Госдума внесла поправки в федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», упростившие порядок официальной регистрации религиозной организации. Пастафариане захотели воспользоваться этим и начали готовить документы для Минюста. Составлял их именно школьник из Москвы. Осенью 2015 года пастафариане подготовили всё необходимое, но их нотариус запутался в документах и ошибся. В итоге спустя полгода из Минюста пришел первый отказ, но РПЦ МП продолжило попытки.
— В частности, регистрация даст возможность официально выступать с инициативами. Например, предложить преподавать с 1 по 11 класс основы пастафарианской культуры, и министерство образования будет обязано создать комиссию по рассмотрению этой инициативы. А также участвовать в межконфессиональных мероприятиях, конференциях, государственных советах, и так далее.
Другие члены Священного Дуршлага заметили старания школьника, и летом 2016 года предыдущий Пастриарх, Пюра Паста III (в миру – Юрий Пеков), который старше Самина в два раза, предложил сделать Пастриархом именно Михаила. В итоге он стал четвертым Пастриархом в истории РПЦ МП и взял имя Сама Паста IV. «Наверное, СД и предыдущий Пастриарх посчитали, что я больше всех подхожу на этот пост, хотя я никогда не стремился стать Пастриархом», — рассказывает он.
В качестве главы церкви школьник намерен издать второй тираж Евангелия, запустить для организации несколько проектов в интернете и всё-таки добиться официального признания российскими властями — в конце ноября РПЦ МП получило очередной отказ от Минюста.
Как живут пастафариане в России
— Жизнь пастафарианина от жизни среднестатистического человека, наверно, сильно не отличается. По праздникам мы проводим встречи и празднуем их, обязательных собраний, конечно, нет, внешне тоже ничем не отличаемся, даже дуршлаг носить не обязательно.
Более того, пастафариане совершенно не ищут новых последователей веры в Макаронного Монстра. Об этом говорит одно из основных заветов Макаронного Монстра: «Лучше бы ты не вел себя как самовлюбленный осел и святоша, когда проповедуешь Мою Наимакароннейшую благодать. Если другие люди не верят в меня, в этом нет ничего страшного».
Благодаря такой открытости пастафариане не смущают посторонних. Самин подтверждает, что его друзья, одноклассники, учителя и даже родители — папа-программист и мама-экономист — «отлично» относятся к увлечению сына. «Наверно, потому что атеисты и агностики открыты новым идем», — предполагает Михаил.
Не видят больших проблем пастафариане и в законе об оскорблении чувств верующих, а также в «пакете Яровой», ограничивающем миссионерскую деятельность в России.
— У нас все, кто ведут миссионерскую деятельность, например, управляют пабликами в соцсетях, имеют удостоверения миссионера, то есть мы ведем эту деятельность абсолютно законно. Ну а чувства верующих одной религии другая религия оскорбить в принципе не может. Вряд ли нас можно за что-то привлечь.
Через несколько лет Самин планирует поступить на факультет компьютерных наук Высшей школы экономики, а затем стать специалистом по машинному обучению или информационной безопасности. Однако бросать пастафарианство он тоже не собирается. Внутри движения у него еще много дел: «Я вам не скажу, что наша религия – пародийная. Все настоящие пастафариане, конечно, по-настоящему верят в Летающего Макаронного Мостра. И думаю, наша конечная цель в том, чтобы у всех людей были макароны, а интернет был бесплатным».