16 сентября 2013

Что смотреть на «Послании к человеку»

«Бумага» собрала самые интересные показы старейшего петербургского кинофестиваля «Послание к человеку». Среди них — новый Ходоровски, фильмы о массовом терроре, монахах и олимпиадах.
Кадр из фильма «Ильфипетров»
На кинофестивале «Послание к человеку», который в эту субботу откроется в двадцать третий раз, покажут около двухсот фильмов. Главный фокус смотра направлен на документальное, экспериментальное и короткометражное кино, распределенное по нескольким конкурсным программам. Вне конкурса представят в том числе и игровые полнометражные картины. Из обширной программы фестиваля (ее можно изучить на официальном сайте) мы выбрали десять самых интересных пунктов.

«Танец реальности»

Новый фильм Алехандро Ходоровски, премьера которого прошла весной в Каннах, — одно из главных и самых интригующих событий в кино этого года. Культовый чилиец за свою долгую жизнь занимался много чем — например, сочинял комиксы, писал пьесы, работал клоуном и кукловодом, был практикующим психоаналитиком. В кино он известен серией кислотных фильмов типа «Крота» и «Священной горы», а также проектом картины по «Дюне» Фрэнка Герберта с Орсоном Уэллсом и Сальвадором Дали (из-за неподъемной бюджетной сметы Ходоровски был отстранен от работы: в результате экранизацию малоудачно снял Дэвид Линч). Первая за двадцать с лишним лет киноработа режиссера представляет собой его условную автобиографию — воспоминание о детстве, проведенном в шахтерском городке. Поскольку Ходоровски по-прежнему считает своим главным учителем ЛСД, фильм украшен многочисленными психоделическими подробностями.

«Акт убийства»

Работа американского документалиста Джошуа Оппенхаймера посвящена одному из деятельных участников массового террора, случившегося в Индонезии в середине 60-х. Главный герой — главарь отряда смерти, до начала чисток промышлявший мелким криминалом. В годы террора он, по его собственным словам, лично убил более тысячи человек. Интересно, что перед камерой этот человек не только не раскаивается в содеянном, но и активно включается в съемки, живописует подробности и с увлечением реконструирует события тех славных дней вместе с подельниками, чувствуя себя кинозвездой. Спродюсировавший фильм Вернер Херцог (см. ниже), отнюдь не склонный к комплиментарным оценкам коллег, назвал «Акт убийства» лучшим фильмом, что он видел за последние десять лет.

«Труба»

Один из самых авторитетных отечественных документалистов Виталий Манский снял фильм о главном, что есть в современной России, — о газовой трубе Западная Сибирь — Западная Европа. Режиссер не рассуждает об экономике и политике: вместо этого он просто движется по маршруту сырьевой артерии, фиксируя повседневную жизнь людей, обитающих поблизости газопровода: от сибирской глубинки до французского побережья Бискайского залива.

«Компьютерные шахматы»

Америка, тридцать с чем-то лет назад. Компания великовозрастных нердов в очках и усах собирается по выходным заниматься компьютерными шахматами. Новый фильм Эндрю Бужальски — представителя движения mumblecore (от глагола «бубнить»; предельная форма инди-кино — апатичные хипстеры скучают в бруклинских квартирах), который вдруг изменил своему стилю и сделал стилизацию под 70-е. Фильм о тех временах, когда техникой интересовались только задроты, а искусственный интеллект еще не мог обыграть человека.

«Ильфипетров»

Портрет авторов Остапа Бендера в смешанной технике: архивные кадры плюс постановочные съемки плюс анимация. По такому же принципу были сняты предыдущие фильмы режиссера Ромы Либерова — об Олеше, Бродском и Довлатове. Создатели фильма утверждают, что при подготовке к съемкам тщательно изучили архивы, связанные с писательским дуэтом, но фильм вряд ли окажется строго документальным. В картину о Довлатове были сознательно включены легендарные и анекдотические подробности, и в случае с Ильфом и Петровым стоит ждать того же.

«Исчезнувшее изображение»

Как и «Акт убийства» (см. выше), этот фильм, получивший приз в каннской секции «Особый взгляд», посвящен террору в Юго-Восточной Азии (кстати, на «Послании к человеку» будет и специальная секция документалок о тоталитаризме). В центре внимания — камбоджийский режим красных кхмеров, который за несколько лет у власти уничтожил примерно пятую часть населения страны. Поскольку никакой хроники тех времен не сохранилось (красные кхмеры запретили даже образование, не говоря уж о кинопроизводстве), режиссер Ритхи Пань воссоздает события террора, прибегая к необычному приему остранения — история рассказана при помощи глиняных фигурок.

Программа «Великая тишина»

Подборка из четырех документальных фильмов о религии, снятых ведущими мировыми режиссерами. Картина Филиппа Гренинга (призер недавнего фестиваля в Венеции), давшая название программе, рассказывает о монастыре Гранд-Шартрез во французских Альпах. В объектив Отара Иоселиани попали итальянские затворники (фильм «Маленький монастырь в Тоскане»). Ульрих Зайдль (трилогия «Рай») сам привезет на фестиваль свой фильм «Иисус, ты знаешь» о прихожанах австрийского храма. Один фильм программы — «Колесо времени» — посвящен буддизму; он снят великим Вернером Херцогом, чьи документальные фильмы ничуть не хуже игровых.

Ретроспектива Герца Франка

В программе покажут фильмы советского, а затем израильского режиссера Герца Франка — автора знаменитого «Старше на десять минут», в котором камера неотрывно следит за лицом ребенка на кукольном спектакле. Помимо этой ленты на фестивале можно будет увидеть еще восемь работ Франка — от «235 000 000» (в названии — численность населения СССР в 1967 году) до «Флэшбэка» — автобиографического фильма, в котором режиссер всматривается в себя так же тщательно, как до этого вглядывался в других людей.

Программа олимпийского кино

Ретроспективная секция подготовлена к надвигающимся сочинским играм и посвящена своеобразному документальному жанру — олимпийскому кино. В программу отобраны те фильмы, авторы которых ставили перед собой художественные задачи, а не просто пытались снять репортаж. Это, например, поэтическое полотно японского классика Масахиро Синоды о зимних играх Саппоро-1960 и альманах о мюнхенской олимпиаде 1972 года с участием Милоша Формана и Клода Лелуша. Секция отмечена отсутствием самого знаменитого фильма в этом жанре — «Олимпии» Лени Рифеншталь: двенадцать лет назад «Послание к человеку» устроило показ «Триумфа воли» с участием самого режиссера (ей тогда было 98), что привело к громкому скандалу.

Программа «Незаконченный фильм»

В литературе незаконченные произведения издаются наряду с завершенными (как, например, романы Франца Кафки), а в кино нереализованные проекты редко демонстрируются публике. Куратор Томас Бирд в специальной секции фестиваля покажет отрывки из неснятых фильмов Эйзенштейна, Пазолини, Орсона Уэллса и Эриха фон Штрогейма, а также фрагменты амбициозного проекта о Магеллане, который режиссер Холлис Фрэмптон тоже не закончил. В некоторых случаях, как фильм Эйзенштейна о Мексике, отснятого материала хватает на полный метр, в других — сохранились только небольшие черновики.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.