15 июля 2012

Копия верна

В прокат выходит фильм «Написано Сергеем Довлатовым» — неигровой байопик одного из самых популярных русских писателей. Перенесённые с конца июня показы пройдут с 19 по 30 июля в Доме Кино. Образ Сергея Довлатова, как и других известных людей, даже не двоится, а множится в многочисленных отражениях. За двадцать лет, которые прошли со смерти писателя, было опубликовано уже немало книг, в которых о нём вспоминают его родные, коллеги, друзья — Генис и Вайль, Евгений Рейн, Лев Лурье, Валерий Попов (автор странной биографии Довлатова в ЖЗЛ) и другие. Разумеется, Довлатов у всех этих людей получился разный, и не всегда его инкарнации складываются в единое целое. Но, помимо мемуаров, у нас есть и собственная автобиографическая проза писателя, а так же множество документов его авторства — письма, интервью, публицистика. Их героем является Довлатов, каким он видел сам себя. Ролевой моделью для интеллигентных алкоголиков всей страны стал именно этот образ, хотя совсем не факт, что он ближе к действительности, чем взгляд со стороны. Фильм режиссёра Романа Либерова, специализирующегося на документалистике о литераторах двадцатого века, получил название «Написано Сергеем Довлатовым». Сознательно выбранная стратегия режиссёра — использование только текстов самого С.Д., без обращения к воспоминаниям других авторов — приводит к тому, что в центре внимания оказывается именно та легендарная фигура, о которой писал Довлатов в своих повестях, наделив её собственными именем и биографией. Фильм следует за двумя Довлатовыми — реальным и вымышленным — по местам боевой славы: Ленинград-Петербург, республика Коми (где находилась «Зона»), Таллин, «Заповедник» Пушкинские Горы, Нью-Йорк. Сложно сказать, можно ли назвать эту картину документальной в полном смысле слова: является ли документом копия, сделанная с такого необъективного жанра, как автопортрет? Впрочем, авторы фильма сами это осознают, и своеобразная недодокументальность подчёркивается необычным техническим решением: неигровые кадры смешиваются с анимационными вставками. Оригинальную музыку для картины написали Billy’s Band — российские имперсонаторы Тома Уэйтса, тоже использующие в своём творчестве имидж пьющих интеллигентов.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.