3 сентября 2012

«Можно лоб отбить, но быть злым»: религия и светская этика в школе

С этого года в петербургских школах появился ещё один обязательный предмет — «Основы религиозной культуры и светской этики». Теперь четвероклассники в обязательном порядке будут изучать одно из направлений данного курса. В первый понедельник сентября «Бумага» посмотрела учебники по новому предмету и спросила у родителей, учителей и самих школьников, так ли необходим новый курс.

Иллюстрация: Екатерина Касьянова / «Бумага»
С 1 сентября 2012 года новый комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводится в четвёртых классах всех школ Петербурга. На него выделено всего 34 учебных часа в год, то есть по 1 часу в неделю. В 2011 году этот курс был введён в образовательную программу петербургских школ только в качестве экспериментального и преподавался в 21 учебном заведении. В новом учебном году предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» станет обязательным и будет включать 6 модулей: основы православной культуры, основы мусульманской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики.

«Родители решили, что лучше религией пока детям голову не забивать»

Выбор модуля осуществлялся родителями учащихся на родительских собраниях. Как заявила председатель комитета по образованию Жанна Воробьёва, выбор модуля был исключительно желанием родителей. В начале сентября в школах пройдут собрания родителей четвероклассников, на которых этот вопрос будет повторно обсуждаться.
Из учебника по основам духовно-нравственной культуры народов России
Курс до сих пор вызывает противоречивые мнения и воспринимается родителями, как впрочем и самими учителями, неоднозначно. Выбор большинства родителей пал на «Основы светской этики» как наиболее безопасного и безобидного варианта. — У нас были разногласия: у нас класс интернациональный, и одну религию мы выбрать, конечно, не могли, — рассказала мама ученицы 4-го класса Марина. — Родители решили, что лучше религией пока детям голову не забивать. Нам в конце прошлого года давали несколько предметов на выбор: мировые религии, светская этика, православие, ислам, буддизм. И мы выбрали этику,  у нас не будет религии. В качестве ознакомительного курса — это, конечно, полезно, но не вдаваясь в подробности. Многие родители опасаются, что предмет может превратиться в пропаганду религии и послужить не для объединения класса, а, наоборот, разобщить ребят. — Мне кажется, это будет преподаваться как история, развитие религий… — говорит бабушка одного из учеников Александра Степановна. — Если с исторической точки зрения, то я не против, только, чтобы это не превращать в секту, где заставляли бы молиться. Главное, чтобы не было пропаганды религии как поклонения. Религия — это всё-таки обычай, и она должна нести только добро. Как я считаю, можно лоб отбить, но быть злым человеком. А важно воспитать добро.

«Именно этот курс поможет детям понять, что все религии нужны, все религии важны»

Как считает директор одной из школ, где вводится курс «Основ религиозной культуры и светской этики», новый предмет важен и необходим для воспитания современного школьника. — В целом мне не хватало как родителю — моя дочь пойдет в первый класс — основ этики, — рассказал директор лицея №126 Павел Розов. —  Это не все родители смогут грамотно преподать. Многие, может быть, считают это не таким важным предметом, но после того как я познакомился уже с курсом основ религиозных культур, я понял, что именно этот курс поможет детям понять, что все религии нужны, все религии важны, и что существует не только одно узкое направление в той местности, в которой он проживает, а существует множество различных верований. И это позволит ребёнку более толерантно относится к своим сверстникам, которые не исповедуют то, что исповедуют его родители.  Мне кажется, дети должны об этом знать и опытные педагоги, которые прошли обучение, не возбуждая никаких там споров и дискуссий, должны донести до них эти знания. И вот тогда будет гораздо проще объяснить ребенку, что другие люди не такие, как он, и это нормально, и все мы вместе живем в одном мире.

«Главное, чтобы не было пропаганды религии как поклонения»

Действительно, учителя проходили специальную подготовку для того, чтобы иметь возможность преподавать новый курс.  Учительница обществознания из школы № 342 Ирина Новицкая, которая в этом году начнёт читать четвероклассникам курс по «Основам», также считает, что главная задача предмета — воспитать терпимость в учениках. — Называется предмет немного странно, потому что там не совсем религия, там — нравственность, этика, семья и рассказ о мировых религиозных культурах. В России сегодня очень много бед, и задача курса — примирить все этносы и народы. Наше правительство не справляется с этой задачей. Этот урок — первый маленький шаг, и нужно, чтобы уже дети прививали родителям терпимое отношение к чужой культуре. Сами школьники пока не особо понимают, о чём, собственно, курс и чему их будут учить. — Да лучше бы химия! И интересные баталии! — говорит Никита, ученик 639-й школы. — Или какие-нибудь войны — вот это меня интересует. Особенно русские. А другое, честно сказать, не особо интересно. Ну, интересно ещё, как строился собор возле Кремля… Или сам Кремль! — А мне всё интересно, — возражает Глаша. —  Сначала вроде неинтересно, а потом захватывает! И читаешь дальше, читаешь дальше, уже глаза отваливаются, а ты всё равно читаешь дальше!

Читайте также:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.