31 августа 2012

Без доски и мела: как в школы проникают новые технологии?

Смарт-телевизоры, компьютеры, интерактивные доски, электронные дневники и массажное кресло — накануне нового учебного года «Бумага» побывала в гимназиях №56 и №2 и узнала, как в школах устанавливают современное оборудование и пользуются ли учителя технологическими новшествами.

Фото: Алёна Монахова/ «Бумага»
В этом году Министерство образования России выделило из федерального бюджета 60 миллиардов рублей на модернизацию образования, причём больше половины из них пошли на закупку материально-технического оборудования. В школах появились миллионы новых компьютеров и других технологических новшеств. В Петербурге с 1 сентября ещё несколько школ перейдут на систему магнитных пропусков, которая позволяет родителям контролировать посещаемость детей. Другой сервис для родителей, также развивающийся в школах, — электронный дневник, подключившись к которому, можно отслеживать успеваемость ребёнка. «Бумага» побывала в гимназии №56 и гимназии №2 и узнала у замов по информационным технологиям, как учителя и ученики адаптируются к инновациям.

Гимназия № 56

В гимназии информатизация образования идёт уже не первый год. За это лето в школе появилось несколько новинок.

Интерактивный музыкальный кабинет для начальных классов

Каждый ученик пишет музыку за компьютером в специальных программах, учитель, у которого стоит синтезатор, через свой компьютер может просматривать всё, что делают дети и помогать им.

Плазменные панели с расписанием

На них будет выводиться расписание на ближайшие дни и изменения в нём. В школе также стоят информационные киоски, где можно посмотреть полную версию расписания — как обязательное, так и внеурочный график кружков и факультативов.

 Новый мультимедийный мобильный класс

Представляет собой «тележку» с 15 небольшими компьютерами, которую учитель может взять на урок. В гимназии чаще всего классы (всего их два) используют на географии. Помимо этого, практически все кабинеты оборудованы компьютерами (недавно их обновили и заменили на неттопы), интерактивными досками, проекторами, пультами управления презентациями, в классах, где интерактивных досок нет, стоят смарт-телевизоры. Учитель также может взять на занятие специальные пульты, с помощью которых ученики могут отвечать на вопросы теста: либо выбирая цифру, либо набирая слово. — Есть учителя, которые хотят работать, а есть — которые не хотят. И возраст здесь ни при чём — это вопрос мотивации, — считает заместитель директора гимназии по информационным технологиям Владимир Акимов. — У нас одна учительница прогнала весь курс за одно лето: теперь у неё есть презентации, она глазами перед уроком пробежала и всё. Были, конечно, случаи, когда учителя хотели продолжать писать на обычных досках мелом, но когда вокруг у всех появились интерактивные, стало понятно, что это удобнее, и всё — тоже дайте доску.

«У нас не существует проблемы с учителями — существует проблема, где взять технику»

Всю систему контролируют три инженера, причём содержать техническое оборудование, по словам Акимова, не так просто, потому что зачастую устройства закупались в разное время и у разных производителей. Электронные дневники в гимназии тоже есть, но ими практически не пользуются. — Родителей, зарегистрированных на электронном дневнике очень мало: для того чтобы следить за ребенком, нужно иметь с ним контакт. А эта глухая фискальная система не всегда идёт на пользу, — признаёт Акимов. Технологии в гимназии используются не только на уроках. Например, в медиатеке — помещении, где в перемену можно почитать книгу или посидеть за компьютером — есть система видеоконференц-связи и виртуальный музей: на стенах висят экраны, на которые загружаются разные выставки, на экскурсию уходит около 40 минут. А для учителей в гимназии оборудован кабинет релаксации, в котором стоит массажное кресло и играет музыка.

Гимназия № 2

— Главная задача — чтобы учитель грамотно использовал интерактивные доски с точки зрения педагогики. При этом мы не отказываемся от старых методов, — рассказывает заместитель директора гимназии по информационным технологиям Татьяна Юркова, проводя экскурсию по школе. — Когда мы опрашиваем детей, многие говорят, что какие-то сложные вопросы им проще понять, когда учитель рисует мелом.

«Некоторым гораздо удобнее, когда их опрашивают через листок бумаги, чем через тестовую электронную систему. Поэтому у нас сочетание традиционного и инновационного»

Этим летом гимназия выиграла грант в размере пяти миллионов по программе для начальной школы. Деньги пойдут на приобретение новой техники.

Компьютерное оборудование

Интерактивное доски в гимназии появились уже в 2005 году, сейчас практически в каждом кабинете — компьютер, в некоторых — телевизоры.

Цифровые лаборатории

С нового учебного года в школе появится робототехника, пока, скорее всего, в рамках факультативных занятий. Проводить уроки будут магистранты ИТМО. Чтобы технологические новшества не пылились, пока учителя старой закалки продолжают водить мелом по доске, некоторые инициативные сотрудники стали организовывать кружки и занятия по использованию современного оборудования. И теперь практически все педагоги учебного заведения начали пользоваться техническими новинками. Инструктаж на базе ресурсного центра гимназии №2 проводили и для коллег из других городских школ. — У нас разные формы обучения: и для города, и «миникорпоративное» обучение, — перечисляет Юркова. — Кроме того у нас существует формат «В гостях у…» обмена опытом. Можно прийти к учителю, и он покажет все наработанные приёмы.

«Образуются такие группы по интересам: кому-то интересно интерактивное оборудование, кому-то — использование блогов»

С помощью видеоконференцсвязи учителя гимназии устраивают дискуссии и для школ, и для техникумов из других регионов. Раньше такие конференции проводили чуть ли не раз в неделю. — Наша гимназия первая стартовала командные игры для учеников: на связь выходят школьники из Чувашии, из Мордовии — дети с удовольствием откликаются, — рассказывает Юркова. — Какие-то задания даются в режиме онлайн, какие-то высылаются. Хорошо ещё то, что во время такого «Информ-боя» дети друг друга видят.

В 2013 году министерство образования выделит ещё 40 миллиардов на модернизацию школьного образования.

Читайте также:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.