Молодые кинематографисты Петербурга, удрученные сложной профессиональной ситуацией в городе, но желающие снимать и экспериментировать, создали лабораторию «Кинолофт». Идеолог творческого объединения кинорежиссер Николай Дрейден и участник лаборатории театральный режиссер Максим Диденко рассказали «Бумаге», что они ищут, кто им мешает и почему отечественное кино остановилось в своем развитии.
Режиссер Николай Дрейден, композитор Иван Кушнир, режиссер Максим Диденко, драматург Константин Федоров. Фото из архива «Кинолофта»
«Кинолофт» — это группа молодых кинодеятелей, занятых развитием отечественного кинематографа через поиск новых тем, языка и средств выражения, но не видящих для себя места в современном городском кинопроизводстве. История объединения началась давно, но стала активно развиваться во времена «передела» петербургской студии: кинорежиссер Николай Дрейден выступил в социальных сетях с недоумением относительно некоторых статей программы Общественного совета киностудии «Ленфильм», которая, по его мнению, «не учитывала интересы, пожелания и планы на будущее реальных кинематографистов, которые будут снимать завтра и снимают сегодня». В ответ Николая пригласили на открытое заседание. — Я пришел и задал вопрос: какой средний возраст людей, собравшихся в этом зале? — рассказывает Дрейден. — Я старался быть мягким, но сказал, что, по моему мнению, люди такого возраста не могут в категоричной форме решать за новое поколение. Лично мне в качестве кинематографиста в этом городе работать и так крайне сложно. А программа Германа и Сокурова не предоставляла мне возможности работать и дальше.«Люди такого возраста не могут в категоричной форме решать за новое поколение»
— Мы с Николаем давно размышляли, как перенести идеи и образы, с которыми мы работаем, из пространства театра в пространство кино, — продолжает режиссер Максим Диденко. — В течение полутора лет мы разговаривали с разными людьми, и чаще всего все упиралось в какие-то огромные деньги и в то, что нужно разговаривать еще больше. Мы говорили, говорили и говорили. И тут я понял, что здесь, как в театре, нужно просто начать делать, и все начнет происходить само. Мы это поняли — и сразу нашлось место и техника, оказалось, что очень много людей в этом нуждаются, хотят что-то изменить. По твердому убеждению Николая Дрейдена, эксперименты в кино закончились в тридцатые годы прошлого века. С тех пор фильм стал лишь использовать новаторские приемы прошлого. А потом кинематограф и вовсе погрузился «в жутчайшую атмосферу быта и реализма, либо стал фиксацией театра». Николай уверен, что кинематограф сегодня потерял то, что делает его кинематографом, — поэзию, точку зрения, ракурс и монтаж — и превратился в нечто, что в лучшем случае можно рассматривать как телеспектакль. Именно возрождением экспериментов с киноязыком и займется «Кинолофт». Дрейден уверен, что в Петербурге есть «новая формация людей, занимающихся кинопроизводством», чаще всего — независимых, профессиональных и востребованных кинематографистов, которые уже меняют ситуацию в городе в лучшую сторону. С самого начала идею создания «Кинолофта» поддержали Светлана Кармалита, киносценарист и соавтор Германа-старшего, и Алексей Герман-младший. Кинолабораторией заинтересовался и «Ленфильм», но долгое время у сторон не возникало взаимопонимания. — Люди, которые говорят об «огромных деньгах» и «необычайной дороговизне кинопроизводcтва», не понимают, что профессиональная техника, позволяющая транслировать изображение на экран в высоком качестве, уже есть практически в любом магазине. И это нужно рассматривать не как смерть киноиндустрии, а как начало новой жизни, — очерчивает позиции Дрейден. — Очевидную агонию, в которой находится государственное кинопроизводство, нет смысла продлевать. Есть смысл родить что-то новое.«Очевидную агонию, в которой находится государственное кинопроизводство, нет смысла продлевать»
На данный момент оформляются юридические отношения «Кинолофта» с «Ленфильмом» (учредителям «Кинолофта» необходимо зарегистрировать некоммерческую организацию, оформить юридический адрес). Первое мероприятие лаборатории, «Кинолофт.txt», проходило в дружественном пространстве «У2», где 23 января прошла арт-читка сценария «Ленька Пантелеев» — киноверсии одноименного мюзикла, который Максим Диденко и Николай Дрейден поставили в ТЮЗе имени Брянцева в прошлом году, вторая арт-читка пройдет уже на «Ленфильме».