12 марта 2013

От сантехника до супермена: новый сервис для решения любых задач

В начале марта вслед за Москвой в Петербурге заработал сервис YouDo. Новый ресурс позволяет найти человека, чтобы починить бытовую технику, быстро доставить документы или посылку и добыть автограф известной группы ко дню рождения ребенка. «Бумага» узнала у Дениса Кутергина, одного из создателей сервиса, как монетизировать краудсорсинг-платформу и чем YouDo отличается от существующих сайтов объявлений.

Фото: Марина Ерискина
Прошлым летом компания, которая занимается медийным обслуживанием команды «Камаз-мастер», не то по забывчивости, не то по случайному стечению обстоятельств оставила в Барселоне кэмпер со студийным оборудованием. Между тем в Москве стартовало ралли «Шелковый путь» и на то, чтобы вернуть злополучный кэмпер на родину, оставалась всего неделя. Логистическим компаниям этого времени хватило бы только на согласование договора. На сайте youdo.com исполнитель нашелся всего за день. За 108 тысяч рублей и ровно одну неделю кэмпер с оборудованием оказался в Москве.

Решение уникальных задач или сервис для наркоманов?

Сервис YouDo создавался как площадка для поиска исполнителей на любые задачи: от мелкого бытового ремонта до уборки и курьерских услуг. Именно категория «Отвезти/привезти» стала самой популярной на сайте — в ней создается больше половины заданий. Всего на сайте десять категорий, шесть из них уже доступны в Петербурге, четыре заработают к концу марта. Задание может оставить любой желающий, для этого достаточно заполнить форму и указать суть задания, сумму вознаграждения и контактные данные. Для исполнителей процедура регистрации гораздо сложнее: она подразумевает подробное анкетирование, собеседование и проверку документов. — Когда мы только запускались, нам говорили: «О, для наркоманов это суперсервис!». Но ведь я так же могу прийти, например, на Avito. Там найдется еще больше людей, которые сделают это дешевле, — объясняет Денис Кутергин, сооснователь YouDo. — Но Avito никогда этого человека не найдет, потому что кроме IP-адреса от него ничего не осталось. А мы при необходимости можем предоставить всю информацию. От традиционных сайтов объявлений сервис отличает верификация всех исполнителей. По признанию Дениса, этот подход создатели переняли у сервиса по поиску жилья Airbnb: сотрудники сервиса самостоятельно снимают каждую квартиру, что гарантирует безопасность выбора. Кроме того, юристы и сотрудники отдела верификации проверяют задания — если что-то вызывает подозрение, публикацию приостанавливают.

От рекламы к мелкому бытовому ремонту

Youdo.com появился год назад. Идея создания сайта для быстрого поиска исполнителей любых задач принадлежит Денису Кутергину и Алексею Гидириму. Но первая версия ресурса — youdo.ru — появилась намного раньше, еще в 2009 году. Тогда ресурс представлял из себя краудсорсинг-площадку, где можно было создавать онлайн-конкурсы и находить решения своих рекламных задач. Компания размещала задание на собственной брендированной странице: например, снять любительский ролик с баночкой холодного чая или шоколадным батончиком. В итоге, как объясняет Денис, компании за относительно небольшие деньги получали огромное количество уникального брендированного контента. Сервис же зарабатывал на комиссии за оказание услуг и привлечение трафика. Клиентами youdo.ru были очень крупные бренды: Nestle, Nuts, Toshiba, «Билайн», Kaspersky, Nescafe. Но со временем и основатели, и команда стали уставать от однообразных задач. — В какой-то момент мы с партнером поняли, что делаем не то: мы стали очень локальным проектом, который, по сути, распиливал рекламные бюджеты. А хотелось делать что-то для пользователя, чтобы мы были ему полезны и он был готов за это платить.

«Мы хотели, чтобы появился Avito, но с верифицированными фото и аккаунтами и с системой отзывов, которые невозможно подделать»

Так было решено выходить из интернета в реальный мир, где нужно чинить холодильники, красить стены и настраивать Apple TV. Денис и Алексей проанализировали существующие предложения и поняли, что рынок услуг развит очень плохо. Для решения банальной бытовой проблемы придется изучить не один сайт или доверится неизвестному мастеру или курьеру с сайта объявлений. — Мы хотели, чтобы появился Avito, но с верифицированными фото и аккаунтами и с системой отзывов, которые невозможно подделать. Такого сайта не было. И мы решили использовать уже отработанную механику. Краудсорсинг оказался эффективным не только для создания рекламного контента, но и при решении реальных бытовых проблем. Сейчас в базе исполнителей больше 1200 человек, а размещать задания стали небольшие компании, которым не хватает собственных ресурсов. Оставить задание на YouDo можно бесплатно. Раньше сайт получал комиссию 10 % от сделок, но создатели сервиса сознательно от этого отказались. Прибыли ресурса пока только в планах, при этом зарабатывать на частных пользователях создатели не собираются вообще. Монетизировать свой проект Денис и Алексей собираются через B2B-схемы.

Как заработать на бесплатном сервисе?

Финансовым подспорьем для запуска сервиса уoudo.com стали успехи предшественника. По словам Дениса, в лучшие времена сервис зарабатывал до полутора миллионов рублей в месяц. Этого хватало и на то, чтобы содержать команду, и для того, чтобы реинвестировать некоторую сумму. На создание youdo.ru ушло около 600 000 долларов. С учетом перезапуска сумма расходов на два сервиса выросла до миллиона. Внешних денег предприниматели не привлекали: Денис объясняет, что его партнер вложил в проект собственные деньги. Кроме того, летом YouDo удалось привлечь ангельские инвестиции и найти еще двух партнеров. Но даже несмотря на это, проект развивается самостоятельно. — На ранних стадиях венчурное вмешательство может очень сильно повлиять на суть проекта. Я уверен, что наша идея отменить комиссию или не монетизировать физических лиц была бы не понята. Сейчас есть несколько фондов, которые в нас заинтересованы. И я должен сказать, это классное чувство: еще год назад мы ходили, делали презентации, показывали финмодели. Но для того чтобы масштабироваться, все равно нужно привлекать деньги, особенно, если проект не думает о монетизации. О монетизации проект YouDo, конечно, думает, но проработанной схемы пока нет. Бизес-модель создатели планируют начать тестировать только через полгода, привлекая для этого другие компании. По словам Дениса, к сотрудничеству уже готовы около двух десятков фирм. В большинстве своем — это курьерские службы и службы доставки еды. От YouDo требуется только возможность интеграции.

«На ранних стадиях венчурное вмешательство может очень сильно повлиять на суть проекта. Я уверен, что наша идея отменить комиссию или не монетизировать физических лиц была бы не понята»

Большой потенциал Денис и Алексей также видят в мелкоремонтных службах. Как правило, у них нет собственного оператора или даже примитивной системы работы с клиентами. За определенный процент или абонентскую плату YouDo обеспечит небольшие компании заказами и возьмет на себя работу с клиентами. За ближайшие полгода предприниматели рассчитывают наладить сотрудничество хотя бы с 20 % компаний. Для этого создатели сервиса готовы даже разработать отдельные программные продукты не только для обработки заказов, но и для ведения базы исполнителей, финансовых расчетов и планирования. За год существования проекта через YouDo нашлись исполнители для самых нестандартных задач. Перегнать кэмпер с оборудованием — далеко не единственная. Пользователи искали человека, чтобы вовремя разбудить мужа, организовать фейерверк для любимой, взять автограф у группы «Градусы» и отвезти детские бутсы из Москвы в Тбилиси за день. Денис Кутергин и Алексей Гидирим стремились создать площадку, где проверенного исполнителя можно будет подобрать для исполнения любых задач. Пока «идеальный краудсорсинг» приносит пользу людям. А если бизнес пойдет в гору, пользу в реальном финансовом воплощении извлекут создатели YouDo.

Читайте также:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.