9 января 2023

Яблоня в раю и другие заблуждения прошлого. Что ботаники нашли на старинных картинах из Эрмитажа

Эрмитаж и СПбГУ выпустили книгу «Сад Эрмитажа» с результатами совместного исследования. Биологи и искусствоведы осмотрели больше 2 тысяч картин и других произведений искусства, чтобы определить виды и сорта изображенных растений. В итоге несколько сортов старинных роз посадили в эрмитажной теплице – возможно, весной их удастся увидеть вживую.

Одна из участниц исследования, ботаник Валентина Бубырева, рассказала «Бумаге», почему Адам и Ева не могли есть яблоки, откуда на картинах голландцев XVII века взялись ананасы и чем старинные сорта роз отличаются от современных.

Валентина Бубырева

ведущий специалист управления экспозиций и музейных коллекций СПбГУ

Как искусствоведы объединились с ботаниками

— Нам предложили участвовать в проекте вместе с сотрудниками Эрмитажа, с фондом «Эрмитаж XXI век». В команду вошли два ботаника, которые занимаются высшими растениями: я и заместитель Ботанического сада СПбГУ Александр Халлинг. Кроме того, к нам присоеденились два лихенолога — специалиста, которые занимаются лишайниками.

Мы садились и рассматривали более 2200 картин и произведений декоративно-прикладного искусства: шпалеры, вазы, блюда, вееры. По сильно увеличенным цифровым копиям мы пытались догадаться, какие растения были изображены на тех или иных предметах, сразу делали списки с вариантами. В итоге большую часть растений мы определили до вида, часть до рода.

В Эрмитаже великое множество предметов с изображением растений. Для нашего исследования были выбраны нидерландские художники XVI–XIX веков, так как именно Нидерланды предоставили фонду грант на исследование. Работать с ними было приятно, потому что эти художники очень аккуратно и искусно выписывали растения. Встречалось такое, что на одной картине были замечены свыше 30 разнообразных видов, а количество цветков было еще больше.

Были картины, где изображались пейзажи — деревья, кустарники, травянистые растения. Также встречались картины со сценами из жизни людей, например игра в триктрак, и на них тоже изображены те или иные растения.

Конечно, самые тяжелые были эти многоцветковые композиции с венками и гирляндами. Это вызывало некоторый трепет. Надо было разглядеть не только крупные растения — лилии или розы, но и очень мелкие, размер которых — это десятая часть от розы.

Какие растения рисовали голландцы

— Именно роза встречалась чаще всего — она отмечена на 76 изображениях. При этом это не те розы, к которым мы с вами привыкли. Это старинные сорта — очень пушистые, многолепестковые, которые уже существовали до 1867 года. Тот год для розоводов был большим событием — тогда получен первый чайный гибрид La France. Про старинные сорта мы немного знаем — вспомним войну Алой и Белой розы в Англии в XVI веке. У Йорков на гербе была роза альба, у Ланкастеров галльская роза.

На картинах, посвященных Деве Марии и Святому семейству, часто изображают белые розы как символ чистоты и невинности. Видимо, они тоже относятся к группе альба — ее выращивали в Средневековье в лечебных целях. Таким же символом являлась и белоснежная лилия.

Петер ван Авонт, «Святое семейство с младенцем Иоанном и ангелами». Фото: Государственный Эрмитаж

На картине Леопольда Штоля «Плоды и цветы» изображен страстоцвет голубой. Он повернут к зрителю так, чтобы были отчетливо видны все части цветка. Страстоцвет отсылает к смыслу, который вкладывали в него иезуиты.

Леопольд Штоль, «Плоды и цветы». Фото: Государственный Эрмитаж

В 1610 году изображение страстоцвета попало в руки итальянского историка и религиозного деятеля Джакомо Босио. Он описал этот цветок как наглядное воплощение Страстей Христовых. Три рыльца пестика символизировали гвозди, которыми были прибиты к кресту ступни и руки Христа. Внешняя корона олицетворяла терновый венец, тычинки — пять ран. Копьевидные листья обозначили копье, пронзившее Христа. Эти сравнения дали повод к названию растения Passiflora, от латинского passio — страдание и flos — цветок. По-русски мы называем его страстоцветом.

Как изображения растений отражают представления о мире

— Интересно рассматривать картины с точки зрения современных знаний. Например, традиционное изображение Адама и Евы в раю с яблоками. Хотя единственное растение, которое там произрастало, — инжир. Яблоко — просто ошибка перевода.

Хендрик Голциус, «Адам и Ева (Грехопадение)». Фото: Государственный Эрмитаж

Это понятно, что художники того времени отражали на картинах те знания, которыми обладали. Доподлинно не зная, как выглядит Святая земля, они переносили на полотно известный им мир. Так, на картине «Лот с дочерьми» опять появляется яблоня, хотя во времена Христа яблони в Израиле еще не было.

Иоахим Эйтевал, «Лот с дочерьми». Фото: Государственный Эрмитаж

Больше всего меня удивило, что в многоцветковых композициях, венках и рамках были представлены растения разных времен года — то, что цветет весной, летом и осенью, изображено одновременно. Например, весенние тюльпаны, летние лилии и осенние бархатцы в одном букете. Возможно, люди рисовали по памяти или по эскизам и объединяли растения из разных сезонов.

При этом мы не встретили ни одного вымышленного растения. Хотя в прошлом проекте фонда «Бабочки Эрмитажа» на картинах нашли очень много вымышленных насекомых, в том числе и бабочек.

Меня также восхитило, что на картинах было много растений сравнительно недавно привезенных из Нового Света. Мы видим, что из недавно открытой Америки везли не только золото и драгоценные камни, но и семена растений, которые стали широко культивировать в Нидерландах. Например, ананасы, кукурузу, бархатцы, календулу, настурцию.

Была также одна картина Питера Класа «Трубки и жаровня». Искусствоведы подозревали, что там могли быть изображены лишайники. Благодаря нашим специалистам решили, что там все-таки не лишайники, а какие-то шарики из волокон.

Питер Клас, «Трубки и жаровня». Фото: Государственный Эрмитаж

Очень многие растения, изображенные на картинах голландских и фламандских художников, вполне могут произрастать в России: некоторые в открытом грунте, другие в закрытом. Эрмитаж очень хотел, чтобы мы составили список растений, которые могут расти и в Петербурге. Мы составили очень разнообразный список.

В октябре по инициативе Эрмитажа в реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» были посажены старинные сорта роз, даже Борис Пиотровский приезжал и сажал свою розу. Закончится зима, и посмотрим, как они перезимуют и как будут расти дальше. Это очень здорово, что можно будет их посмотреть.

Чем интересен гербарий СПбГУ

— Гербарий СПбГУ, находящийся в здании кафедры ботаники, — один из старейших в России, в нем около миллиона образцов. Самый старый датированный образец относится к 1656 году.

К гербарию всегда относились как к сокровищнице, поэтому удалось сохранить очень интересные экземпляры. Например, сохранился первый купленный университетом гербарий. В 1823 году его купили у потомков Иоганна фон Бебера, который был едва ли не главным масоном Петербурга. В его ложе участвовал Павел I, а затем Александр I. Бебер не был ботаником, а служил инспектором кадетского корпуса. Его гербарий очень хорошо сохранился.

Старинные шкафы для растений были созданы в 1872–1873 годах. С тех пор гербарий живет в них. Он никогда никуда не вывозился. И это удивительно: он пережил Первую и Вторую мировую войну, блокаду Ленинграда и вполне хорошо себя чувствует.

Для чего нужен гербарий? Почему до сих пор в разных странах пополняют фонды Гербариев? Прежде всего потому, что это архивный материал. Каждый образец имеет этикетку, на которой есть информация о том, где росло это растение и когда оно было собрано, кем собрано. Это важно для составления Красных и черных книг флоры разных территорий, разнообразных атласов. Кроме того, любая ботаническая (да и зоологическая тоже) коллекция — это биобанк. Мы всегда можем взять часть образца, выделить ДНК, увидеть последовательности и сделать необходимые умозаключения и научные выводы.

Значительную часть растений из книги «Сад Эрмитажа» можно увидеть в гербарии СПбГУ. Однако по виду они отличаются от того, как выглядят в природе, ведь мы используем специальную сетку для сушки, прессование, а когда растение высыхает, то монтируется на листы. Понять, как они выглядели так сказать, живьем, можно только приблизительно.

Гербарий не открыт для посетителей, но с научной целью попасть туда можно. Все гербарии мира подсчитаны и внесены в глобальный каталог Index Herbariorum и российский Index Herbariorum Rossicum. Там есть адреса и фамилии хранителей. Если человек заинтересован их посмотреть, он пишет письмо о таком намерении.

Между всеми гербариями мира есть негласное правило, что люди всегда могут прийти и поработать с гербарными образцами бесплатно. Кроме того, гербарные образцы не продаются и не покупаются — только обмениваются.

Все гербарии мира стараются оцифровать свои ресурсы, однако только два из них оцифрованы полностью — парижский и гербарий кафедры геоботаники МГУ имени Ломоносова. Любой человек может не выходя из дома ознакомиться с ними в интернете. Это очень благодатная тенденция, ведь можно оцифровать лист один раз и лишний раз не вытаскивать. Когда-нибудь все Гербарии к этому придут.

Поддержите «Бумагу», чтобы мы с вами могли оставаться на связи 💚

поддержать

Что еще почитать:

Триктрак — французская настольная игра, известная с XV века и похожая на нарды. В ней передвигают шашки по доске по числу очков, выпавших на костях.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Exit mobile version
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.