9 февраля 2018
Как в Петербурге 30 лет пытаются установить мемориальную доску Высоцкому и от каких вариантов за эти годы отказались

Мемориальные памятники Владимиру Высоцкому установлены минимум в 30 городах постсоветского пространства, в четырех городах Европы, а также в Чикаго, США. Впервые идея установить мемориальную доску Высоцкому в Петербурге появилась в 90-е, через десять лет после смерти поэта. Однако до сих пор в городе нет ни одного официального памятника.

Как петербургские активисты борются за установку мемориальной доски Высоцкому, где хотят ее разместить и как выглядят готовые, но так и не установленные памятники? «Бумага» поговорила c бардом Олегом Демичевым, который пытается установить мемориальную доску Высоцкому в Петербурге уже пять лет.

Олег Демичев

Бард, инициатор идеи установить мемориальную доску Высоцкому в Петербурге

— Считается, что первое публичное выступление Высоцкого проходило в Ленинграде, в одном из старейших клубов бардовской песни в России «Восток», который тогда располагался в ДК «Пищевиков» на улице Правды, 10. Всего Владимир Семенович выступал в «Востоке» четыре раза: впервые в январе 1967 года, а после — в октябре и декабре этого года и в феврале 1973-го.

Это важное для Высоцкого место: с этого первого концерта и началась его всенародная слава. Это выступление тогда записали на качественных студийных магнитофонах, и эти записи достаточно быстро разлетелись по Советскому Союзу.

Выступление Высоцкого в клубе «Восток»

Спустя десять лет после смерти певца, то есть в 90-е годы, многие в Петербурге захотели увековечить это событие хотя бы в виде мемориальной доски. Но никому из них так и не дали официального разрешения.

Я много лет занимался изучением вопроса, почему так происходило, и однажды познакомился со знаменитым скульптором Станиславом Дмитриевичем Головановым, который тоже в начале 90-х готовил мемориальную доску для Петербурга. Он рассказал, что доску-то он сделал, но установить не дали: сказали, что мало времени еще прошло. В итоге Голованов взял и прикрепил ее на здании Одесской киностудии.

В нулевых проработанных предложений об установке мемориальной доски, насколько я знаю, не было. Люди, как им и сказали, ждали, когда пройдет больше времени со смерти Высоцкого.

Заниматься мемориальной доской я стал, кажется, в 2013 году. В один из вечеров я был в библиотеке имени Льва Толстого — своеобразном культурном центре Васильевского острова. Там ко мне подошла скульптор Лариса Петрова, сразу заговорила о том, что в городе нет никакого памятника Высоцкому, и выразила желание сделать мемориальную доску. Мы всё обговорили и так начали работу. Это была, по нашим данным, первая инициатива [установки мемориальной доски Высоцкому] после 90-х годов.

Я занялся сбором денег и — уже позже — продвижением идеи в комиссии по культурно-историческому наследию, которая заседает всего два раза в год. Петрова же занялась созданием самой доски и, соответственно, ее художественным аспектом.

Около года мы с Ларисой Петровой спорили об образе изображаемого Высоцкого: каким он должен быть, как выглядеть. В итоге пришли к тому, что изображать его нужно без гитары — это отражает первостепенность его человеческих и поэтических качеств. А еще что его глаза должны выражать одновременно, что он «с нами» и «не с нами», как оно и есть. И, конечно, решили, что располагаться доска должна на здании бывшего клуба «Восток».

Вообще, еще есть имеющая под собой все основания легенда, что каждый раз, приезжая в Петербург, Владимир Семенович приходил к постаменту сфинкса на Университетской набережной. Именно там проводится большинство вечеров памяти поэту. Но мы решили, что клуб «Восток» важнее.

Мемориальная табличка Высоцкому, которую без разрешения пытались установить на постаменте сфинкса на Университетской набережной. Вскоре ее убрали. Фото из личного архива Елены Пинчук

На изготовление мемориальной доски Петровой — ее отливали из бронзы, то есть достаточно дорогого материала, — потребовалось несколько сотен тысяч рублей. Их мы достаточно быстро собрали среди инициативных граждан, что, как мне кажется, доказывает популярность поэта в Петербурге. В итоге в 2016 году мемориальная доска уже была готова. Всё остальное время я занимался организационными вопросами с комиссией: носил справки, документы и прочее.

Сложнее всего было убедить чиновников, что доску нужно устанавливать именно на здании клуба «Восток», на месте которого сейчас стоит гостиница «Эрмитаж». Они требовали документ, который бы подтверждал, что Высоцкий действительно выступал там первый раз. Но афиш у него не было, билеты тогда не продавались — ничего не осталось. Сначала я принес бумаги, заверенные участниками того концерта, но они их не приняли. Пытался ссылаться на книги, в которых описано это выступление, на запись «Леннаучфильма», в которой запечатлено выступление. Но каждый раз мне отвечали: «Мы же это не можем приложить к документам».

В итоге нам удалось пройти эту комиссию, когда мы показали им заверенный «Леннаучфильмом» документ с датами, именами и подписями. Правда, на самом заседании мы не присутствовали: по закону «О мемориальных досках» не положено. И нам дали официальное разрешение на установку на улице Правды, 10. Но, что мы узнали лишь позже, только внутри помещения. Объяснили это тем, что здание — объект культуры регионального значения, и на него нельзя ничего вешать.

Мемориальная доска Высоцкому Петровой. Фото из личного архива Олега Демичева

Нам, конечно, это не понравилось: внутри гостиницы мемориальную доску никто не заметит. Мы хотим установить ее на фасаде, где ее смогут видеть прохожие.

Сейчас мы планируем добиваться официального разрешения комиссии на установку мемориальной доски на фасаде. Как именно — говорить еще не могу. Попытки в 2018 году точно будут — надеюсь, успешные. Это все-таки память о великом человеке, которая должна быть отражена в городе.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

НОВОСТИ

все новости

МЕДИАМЕТРИКИ

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.