14 июля 2019

Всемирно известный дирижер Теодор Курентзис переезжает в Петербург, пишут СМИ. Почему это важно для города и как повлияет на культурное сообщество

Дирижер Теодор Курентзис планирует переехать в Петербург, пишут СМИ. Информация об этом стала распространяться в связи с его уходом из Пермской оперы, которую он возглавлял последние восемь лет. Источники изданий в театральных кругах говорят, что базой для оркестра и хора Курентзиса станет петербургский Дом радио. Сам дирижер официально не подтверждал переезд.

«Бумага» рассказывает, что известно о планах Курентзиса в Петербурге, почему его переезд так активно обсуждают и что говорят о возможном конфликте дирижера с Гергиевым и Темиркановым.

Теодор Курентзис. Фото: permopera

Курентзис — один из самых известных дирижеров мира. Благодаря его работе в Перми город стали называть «третьей музыкальной столицей»

Теодор Курентзис родился в Греции, учился в греческой и петербургской консерваториях. Он работал в филармонии имени Шостаковича, но уехал из города, заняв пост главного дирижера Новосибирского театра оперы и балета. Впоследствии Курентзис сотрудничал практически со всеми ведущими оркестрами России. 47-летний дирижер считается одним из самых титулованных в мире.

Как считает музыкальный критик Дмитрий Ренанский, Курентзис привнес в российскую академическую музыку новый репертуар и «дал ей новую идентичность». Под его руководством музыканты исполняют композиции Малера, Чайковского и Моцарта «с рок-н-ролльным драйвом» и «на диковинных исторических инструментах». Дирижер отказывается от дресс-кода и управляет оркестром без палочки, а на его концертах горят свечи и музицируют стоя. Билеты на постановки Курентзиса могут стоить до 30 тысяч рублей.

В 2011 году Курентзис стал руководителем Пермского театра оперы и балета. По мнению критика Ренанского, благодаря работам дирижера за Пермью закрепился «статус третьей музыкальной столицы России». Курентзис сотрудничал с ведущими западными мастерами: режиссер-дизайнер Роберт Уилсон поставил в Перми «Травиату» Верди, а режиссер Ромео Кастолуччи — спектакль «Жанна на костре», совместную постановку с оперными театрами Лиона, Базеля и Брюсселя. Пермская опера ежегодно получала по несколько десятков номинаций на театральную премию «Золотая маска».

Параллельно с работой в России Курентзис участвовал в одних из самых известных музыкальных фестивалях мира в Люцере и Зальцбурге. Он также исполнил роль прототипа Льва Ландау в биографической драме Хржановского «Дау». Проект, который этой зимой показывали в Париже, широко обсуждали по всему миру.

Курентзис ждал строительства нового здания Пермской опере. Но ушел после конфликта с чиновниками

Одним из условий работы в Перми Курентзис в 2017 году назвал замену исторической сцены театра. Ее площадь составляет всего 308 квадратных метров — считается, что это самая маленькая сцена среди музыкальных театров России. Однако строительство новой сцены постоянно откладывали. Как писала «Медуза», это происходило из-за попытки местных властей сэкономить, смены трех губернаторов и других факторов.

Весной 2019 года к строительству нового здания театра привлекли компанию «Строй-Эксперт», близкую к худруку петербургского Михайловского театра и Новосибирского театра оперы и балета Владимиру Кехману. Курентзис сразу заявил, что с Кехманом работать не станет. Ранее у них был конфликт из-за назначения Кехмана на место гендиректора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича. Его уволили из-за оскорбления чувств верующих в опере Вагнера «Тангейзер», Курентзис назвал запрет постановки цензурой.

21 июня Теодор Курентзис объявил об уходе с поста худрука Пермской оперы. В прощальном письме он поблагодарил пермских зрителей, солистов театра, оркестрантов, хористов, танцоров и всех артистов, с которыми работал. «И наконец, администрацию Пермского края, потому что без их полнейшего непонимания, отсутствия трепета и чуткости я никогда не нашел бы силы принять решение покинуть свой рай», — заявил Курентзис.

При этом дирижер останется худруком Международного Дягилевского фестиваля в Перми и продолжит развивать свой оркестр musicAeterna. После ухода Курентзиса в Пермской опере прекратят показ спектаклей, созданных под его руководством.

СМИ пишут, что Курентзис может переехать в Петербург. Сам дирижер это не подтверждал

Слухи о переезде Курентзиса в Петербург ходили в театральных кругах с 2011 года. В начале июня 2019-го, еще до официального ухода Курентзиса из Пермской оперы, информационное агентство «Местное время» со ссылкой на источник написало, что на закрытом собрании дирижер заявил об уходе из театра и переезде в Петербург. В пресс-службе Пермской оперы не подтвердили, но и не опровергли эту информацию, сославшись на отсутствие официального заявления.

После ухода Курентзиса о его переезде в Петербург заявляли источники сразу нескольких СМИ, в том числе ТАСС, Ura.ru, и «Коммерсанта». По их словам, «перспективы Курентзиса в городе, возможно, связаны с работой на радио» и что Курентзис планирует использовать Петербург «в качестве репетиционной базы и творческой лаборатории».

Сам Курентзис в интервью Ксении Собчак, опубликованном в начале июля, заявил, что о переезде в Петербурге говорить еще рано. «Но пока то, что лежит в сердце, это Санкт-Петербург», — сказал дирижер.

Базой для оркестра и хора Курентзиса может стать Дом радио. В нем репетируют три хора, но с ними могут прекратить сотрудничество

Базой для оркестра и хора Теодора Курентзиса может стать Дом радио на Итальянской улице, 27. Об этом заявил источник «Коммерсанта», близкий к администрации города, и источник Ura.ru в театральных кругах. «Коммерсантъ» отмечает, что здание находится в управлении телерадиокомпании «Петербург» («Пятый канал»). Она входит в «Национальную медиа группу» Юрия Ковальчука, совладельца банка «Россия».

Сейчас в Доме радио репетируют и записываются три городских оркестра: оркестр Михайловского театра, губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр. Для всех трех это не основная репетиционная точка.

В двух первых оркестрах рассказали, что их предупредили о возможном прекращении сотрудничества. Руководитель губернаторского симфонического оркестра Виктор Воротников пояснил, что договор аренды с Домом радио заключен только на 1,5 месяца. Генеральный директор Михайловского театра Ирина Делигач рассказала, что их договор с июля не продлят из-за требования КГИОП о начале капитального ремонта здания. Во время первого этапа работ будут восстанавливать фасад Дома радио.

«Росбалт» писал, что в петербургских оркестрах жаловались на нехватку мест для репетиций и могут быть недовольны, если большую площадку Дома радио отдадут оркестру Курентзиса.

Источник 78.ru отмечает, что к работе в Доме радио Курентзис приступит 15 августа.

Дом радио. Фото: Florstein

Журналисты говорят о возможном конфликте Курентзиса с Гергиевым и Темиркановым. Все трое учились у одного профессора

В 1990-е годы Курентзис учился у профессора консерватории Ильи Мусина — учителя известных петербургских дирижеров Валерия Гергиева и Юрия Темирканова, которые сейчас руководят Мариинским театром и академическим симфоническим оркестром филармонии. Музыкальный критик Дмитрий Ренанский отмечает, что Мусин назвал своим единственным гениальным учеником именно Курентзиса.

Некоторые журналисты говорили о возможном конфликте Курентзиса с Гергиевым и Темиркановым. Ксения Собчак в интервью спросила дирижера: «Ты приходишь в город Петербург, где уже есть два больших гения — Темирканов и Гергиев, которые чувствуют себя в каком-то смысле хозяевами этого города — не боишься ли ты, что эта смена туризма и иммиграции может сильно утруднить положение дел в Петербурге?». Курентзис ответил, переформулировав вопрос: «Если в Петербурге есть медицинские институты, две большие больницы, можно открыть центр гомеопатии?». Дирижер добавил, что с уважением относится к Гергиеву и Темирканову.

При этом, как утверждают источники «Коммерсанта», люди из окружения Курентзиса уже провели переговоры с культурным сообществом Петербурга, в том числе с Гергиевым, и якобы договорились с ним о «мирном сосуществовании».

Будущую деятельность оркестра Курентзиса в Петербурге могут поддержать ВТБ, Сбербанк и фонд, связанный с меценатом Адоньевым

После ухода из Пермской оперы Курентзис и его оркестр musicAeterna останутся без госфинансирования. По данным источников «Медузы», работу musicAeterna будут поддерживать ВТБ, Сбербанк и фонд «Альма Матер». Издание со ссылкой на источники называет его аффилированным со структурами бизнесмена и мецената Сергея Адоньева, который финансировал «Дау» Хржановского.

Руководство musicAeterna пока не комментирует организационные вопросы. В пресс-службе Курентзиса также не комментируют его возможный переезд.


О самых интересных спектаклях и других культурных событиях города читайте в тематической рассылке «Бумаги»

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Возможный переезд Курентзиса в Петербург
Этот роскошный особняк строили для кутежа, а в итоге он стал символом блокады. Читайте, как менялось назначение Дома Радио и почему ему нужна реставрация
Курентзис открывает в Петербурге центр «Р.А.Д.И.О». В нем проведут «Лабораторию современного зрителя» с лекциями и открытыми репетициями
Дом радио во главе с Курентзисом издал бесплатную газету «Р.А.Д.И.О». У нее футуристическая верстка, а внутри — рецензия Хармса на Гиллельса 📰
Теодор Курентзис рассказал, что будет с Домом радио. Он переезжает туда со своим оркестром
Теодору Курентзису предложили арендовать Дом Радио в Петербурге. Что о возможном переезде дирижера говорят чиновники, депутаты и журналисты
Как меняется Петербург
Батарею Паукера на форте «Константин» планируют восстановить до 2029 года
Как петербуржцы могли бы добираться до Пулкова, если бы планы властей сбывались
Как меняются Суздальские озера. От популярных, но неухоженных пляжей — до любимого пространства местных с зонами отдыха и карельскими валунами
В Пушкине предлагают построить 30-метровый храм в память о погибших на войне в Украине. Местные жители выступают против
Курортный сбор, месячник благоустройства и право регионов запрещать «наливайки». Что изменится для петербуржцев и россиян в апреле
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.