15 июля 2016

Почему фестиваль «ВКонтакте» такой, какой он есть

На ближайших выходных, 16 и 17 июля, в парке 300-летия во второй раз пройдет фестиваль «ВКонтакте». В этом году организаторы рассчитывают привлечь в два раза больше зрителей, чем в дебютный для фестиваля год.
Почему опенэйр под брендом крупнейшей российской социальной сети не переезжает из Петербурга в столицу, как строится финансирование проекта и с чего началось партнерство «ВКонтакте» и «Радио Рекорд» — «Бумага» узнала у организаторов, как устроена подготовка к VK Fest и почему он появился только год назад.
Константин Сидорков и Андрей Резников. Фото: Руслан Шамуков

Идея и концепция

«Радио Рекорд» и «ВКонтакте» выступают как равноправные партнеры и соорганизаторы VK Fest. Фестиваль на открытом воздухе под брендом социальной сети «ВКонтакте» мог появиться гораздо раньше: по словам Андрея Резникова, идея родилась еще три года назад. Однако реализовать задумку удалось только с нынешним руководством компании.
Первое, что нужно было от партнеров, это глубокое погружение в музыкальную индустрию, объясняет Константин Сидорков из «ВКонтакте». Второе — опыт проведения масштабных мероприятий. По этим двум параметрам остался только один возможный партнер — это «Радио Рекорд».
Со временем трансформировалась и сама концепция. Изначально организаторы хотели сделать большой городской праздник без доступа в сеть, где люди могли бы отдохнуть от интернета и социальных сетей. Нынешний фестиваль построен по другому принципу. На нем действует 17 развлекательных зон, включая три музыкальные сцены: по сути, это социальная сеть со всем массивом разнообразных сообществ, выведенная в офлайн.
У фестиваля более 350 резидентов, около сотни из них — популярные сообщества «ВКонтакте».
Андрей Резников
генеральный продюсер «Радио Рекорд»:

— Идея вывести соцсеть в реальную жизнь, на самом деле, революционная, так никто еще не делал. Это фестиваль всего — такой слоган мы смогли сформулировать только в этом году. Если человек захочет у каждой площадки провести хотя бы пять минут, на это ему понадобится больше суток. На два дня строится целый город, а потом разбирается — и больше его нет.

Организаторы не скрывают, что для соцсети это имиджевый проект, а для продюсеров «Радио Рекорд», которое специализируется на больших фестивалях электронной музыки, — серьезное расширение привычной темы. В отличие от остальных летних мероприятий (и это Резников подчеркивает особенно), их фестиваль не музыкальный — все зоны равноправны.


Посетители

Несмотря на то, что фестиваль проходит под брендом глобальной социальной сети, аудитория мероприятия всё еще местная. По словам Константина Сидоркова, больше 80 % посетителей — петербуржцы, и лишь малая часть приезжает из других городов. По наблюдениям прошлых лет, приходят люди от 18 до 35 лет, хотя для организаторов важно, чтобы не было никаких искусственных ограничений.
Как и на многих подобных опенэйрах, на VK Fest не продают алкоголь. Это, как объясняет Сидорков, часть идеологии «ВКонтакте». В остальном же никаких рамок: найдутся зоны для детей, семей, любителей технологий, активного отдыха, самообразования.
В прошлом году, когда фестиваль проходил впервые, в парке 300-летия собралось 50 тысяч зрителей. В этом году праздник проходит там же, но зона фестиваля больше, теперь она рассчитана на аудиторию в 100 тысяч зрителей.

Расходы на организацию

Сравнивать VK Fest с другими мероприятиями «Рекорда» некорректно, настаивает Андрей Резников: экономическая составляющая мероприятия выглядит совершенно иначе. Например, стоимость фестиваля Sensation формируется из гонораров артистов, декораций и продвижения. В случае с VK Fest партнерство с крупной социальной сетью позволяет уменьшить расходы на рекламу. В сообществе фестиваля почти миллион человек, кроме того, абсолютно все пользователи видят рекламу события, когда заходят в раздел новостей. Онлайн-продвижение дает возможность отказаться от дорогостоящих роликов на телевидении, сохранив небольшое количество наружной рекламы.
По оценкам Резникова, мероприятие масштаба VK Fest может потребовать расходов от миллиона до 10 миллионов долларов в зависимости от контента, но «Радио Рекорд» используют особую схему работы с партнерами.
Партнеры — они же спонсоры — получают всю инфраструктуру и коммуникации, а оборудование зоны проходит за их счет
Для участия в фестивале позвали крупные компании — «Мегафон», канал «СТС», сеть «Две палочки» и другие бренды, которые сами организуют развлекательные зоны фестиваля. Содержание согласуется с оргкомитетом, чтобы активности не повторялись и соответствовали единой концепции. Партнеры — они же спонсоры — получают всю инфраструктуру и коммуникации, а оборудование зоны проходит за их счет.
Такая модель работает гораздо лучше, чем просто спонсирование в виде платных баннеров или логотипов, убежден Резников. Однако спонсорских денег в бюджете фестиваля такого рода может быть не больше 40 %, в кризисные годы еще меньше — всего 20–30 %. Остальное должна покрыть продажа билетов.
— Мы не можем заранее предсказать, какое количество билетов на фестиваль будет продано. Влияет всё, даже погодные условия, и я не говорю про день мероприятия. Вышло солнце — купят в десять раз больше билетов за день, чем когда идут дожди. На опенэйры такого рода до 50–70 % билетов может быть продано в последние два дня. Поэтому экономику процесса здесь очень сложно считать.
Цены на билеты стараются держать на одном уровне два года подряд. Если вход становится существенно дороже, зрителю должно быть очевидно, почему это происходит, говорит Резников: «Приезжают к тебе The Rolling Stones — теперь цена выше, это понятно». Но суперзвезд, требующих затрат уровня The Rolling Stones, специально не зовут, чтобы цены были «комфортны для посетителя».
2400 рублей за билет на два дня — вполне оправданная цена, учитывая разнообразный лайнап, считает генпродюсер «Радио Рекорд»: «Артисты первой величины дают полноценные концерты по 30–40 минут. На отдельные выступления многих из них билеты стоят дороже, чем на наш фестиваль».

Почему фестиваль проходит в Петербурге

Постоянно над проектом VK Fest работает около сотни сотрудников из обеих компаний. Организаторы говорят, что за несколько месяцев до ближайшего фестиваля началась работа над мероприятием в будущем году.
Уходить из Петербурга VK Fest не собирается. Во-первых, в этом городе родилась социальная сеть «ВКонтакте», здесь же находится ее центральный офис. Во-вторых, и Сидорков, и Резников уверены, что Петербургу нужен собственный фестиваль, который станет брендом города.
— Для того чтобы тебя заметили в Москве, нужно сделать что-то экстраординарное, и всё равно город может не жить твоим событием. Там нужно взять огромное количество рекламных поверхностей, чтобы люди видели, что в городе проходит мероприятие. В Петербурге немного по-другому: все люди знают, что будет фестиваль «ВКонтакте». В кофейнях и ресторанах говорят: «Мы участники VK Fest». Этот фестиваль делается совершенно по другому принципу, и так как аналогов подобного сотрудничества в мире пока нет, мы только учимся его делать.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь на «Бумагу» там, где вам удобно
Все тексты
Читайте еще
Как студенты СПбГУ готовились к чемпионату мира по программированию и чем занимаются в свободное время
Что изменилось во «ВКонтакте» после редизайна
Как живет «ВКонтакте» без Дурова и Дуров без «ВКонтакте»
Четвертая волна коронавируса
Когда будет пик четвертой волны коронавируса в Петербурге? Отвечает Роспотребнадзор
«Прогнозируем, что 8 ноября общепит не откроют». Как бары и рестораны отреагировали на локдаун в Петербурге, почему ждут продления ограничений и какой ущерб предсказывают
Роспотребнадзор: ограничения в Петербурге снимут, когда будет вакцинировано 80 % населения
Что нужно знать о коронавирусных ограничениях в Петербурге. Недельный локдаун, QR-коды, вакцинация и маски
В Петербурге осталось около 1700 свободных коек под COVID-19. Власти говорят, что это «эквивалентно трем пустующим больницам»
Как меняется Петербург
В Кронштадте за 480 миллионов рублей выставили на продажу бывший военный завод. Его предлагают приспособить под гостиничный комплекс
Намывы — это зло или благо? Эксперты рассуждают, стоит ли дешевое жилье проблем с экологией и инфраструктурой
В Петербурге закрылось Bio My Bio — заведение со здоровой едой от Матильды Шнуровой
«Благотворительность уже прорастает отовсюду». Директор «Ночлежки» — о кафе в центре Петербурга, где бывшие бездомные будут обучаться новым профессиям
Рядом с «Лахта Центром» появится оздоровительный термальный комплекс за 450 млн рублей
Научпоп
Как прошел самый большой Science Bar Hopping в Москве — с экскурсиями в наукограды и лекциями 42 ученых (!) о еде будущего, бионических протезах и патологоанатомии
Рецепторы, глобальное потепление и экономика труда. Главное о научных исследованиях нобелевских лауреатов — 2021
Космический туризм, астрономия и облачные технологии. Присоединяйтесь к нашему фестивалю Science Bar Hopping в Москве!
Петербургские археологи нашли геоглиф в виде быка в Тыве. Рассказываем, что это и почему находку называют уникальной
Откуда берутся слухи про чипирование, как фейки о бесплатных лекарствах рекламируют БАДы и можно ли зарабатывать на фактчекинге в России? Рассказывает сооснователь Fakecheck
Вакцинация от коронавируса
Роспотребнадзор: ограничения в Петербурге снимут, когда будет вакцинировано 80 % населения
В «Галерее» второй день стоят огромные очереди на вакцинацию. Там прививают по 600–700 человек в сутки
В Петербурге задержали пятерых медиков, которые организовали фиктивный пункт вакцинации при университете имени Павлова
Власти Петербурга расширят сеть пунктов вакцинации. Привиться можно будет еще в двух ТЦ
Как получить QR-код в Петербурге? И что делать, если с его выдачей возникла проблема?
Коллеги «Бумаги»
Кто реально победил на выборах в Госдуму? В чем не правы противники «Умного голосования»? Как были устроены фальсификации?
Как протест против ввоза мусора из Москвы пробудил в ярославцах интерес к экологическим проблемам
Как «Независимая ассоциация врачей» отговаривает россиян прививаться
Гид по пригородам Петербурга
Прогулки с видом на реку, 100-летняя ГЭС и краеведческий музей в доме инженера — приезжайте в Волхов
В Петяярви — маршрут для долгой бодрой прогулки и идеальные места для пикников. Осмотрите заброшенную финскую ГЭС с водопадом и лесные озера
В Гатчине — не только дворец и парки. Осмотрите замок мальтийских рыцарей, деревянную дачу с башней и старинную слободу, где жили егеря
В Орехове — самая высокая точка Карельского перешейка, заказник с дикими зверьми и озера. Летом в полях цветет рапс и пасутся лошади
В Лебяжьем — «кладбище поездов», столетние дома и военные форты. Прогуляйтесь по местам писателя Бианки и останьтесь до вечера, чтобы увидеть закат над заливом
Подкасты «Бумаги»
Зачем мы участвуем в онлайн-флешмобах и к чему они могут привести? В подкасте «Все мы медиа» обсуждаем #MeToo, флаги на аватарках и солидарность в соцсетях
Как спасти планету от мусора? Придумываем варианты во время мозгового штурма: от геймификации до новой экономики
«Нахрен все эти деньги, открываем бар!». Каково запустить бизнес своей мечты — и закрыть его
Вместе со школы❤️ Выпуск про первые отношения и неловкие романы
«Твой умный кореш»: слушайте подкаст «Бумаги» — с историями про безумный автостоп, жизнь с пятью детьми и отказ от алкоголя
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.