10 декабря 2013

«Нет такой национальности — вепсы»: как живут малые народы Ленобласти

В небольших деревнях Ленинградской области живут так называемые малые народы — коренные вепсы, водь и ижора, ингерманландцы и карелы. Два года назад власти Ленобласти обещали выделить 46 миллионов рублей для поддержки этнокультурного наследия не признанных в советское время национальностей. Пока же малые народы справляются как могут: открывают культурные центры и учат детей родному языку.
В репортаже «Бумаги» — три вепсские деревни, где редкие жители пытаются не забыть речь и традиции отцов и дедов.
На сегодняшний день вепсов осталось чуть менее шести тысяч, 87 лет назад их насчитывалось более 30 тысяч. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, людей, владеющих вепсским языком, осталось чуть более трех с половиной тысяч, а в Ленобласти всего 30–40 человек. Четыре года назад ЮНЕСКО включило их язык в Атлас исчезающих языков мира. Вепсские деревни мало чем отличаются от русских. Собаки лают на чужаков, отстраненно бродят коровы на выпасе. Знакомые вывески сельпо, а если отъехать от административного центра, дома в деревнях все чаще заброшенные и сгоревшие. Разве что печь вепсы ставят в центре избы, и то не во всех домах, и селятся исстари вдоль воды.
Фото: Егор Цветков / «Бумага»

Деревня Винницы

Есть легенда и про Винницы. Говорят, на месте Винниц стояло два поселения, в одном жил человек по имени Вингл, а в другом — Виндл. Потому так назвали село. Так пишут карельские вепсы в своих топонимических изданиях. А есть другая легенда, что в Ярославичах, деревне неподалеку от Винниц, жили бояре Ярославлевы. Они решили посмотреть, что выше по реке Ояти делается. Поднялись на лодках вверх и увидели, как много здесь берез. Навязали веников, а когда переплывали через порог, веники выпали из ладьи. «Ой, веники-веники!» — спохватились они. Вот от этого слова якобы и происходит название. А есть предположение, что сюда ссылали виновных, но, скорее всего, название села произошло от слова «веняник». Так по-вепсски будет «русский», а здесь их живет много.
Чистокровная вепсянка Вера Васильевна работала учителем в винницкой школе. Лет пятьдесят тому назад она случайно увидела тоненький словарь вепсского языка, по нему сама научилась читать. В 1987 году Вере Васильевне на глаза попалась другая книжка — «Подпорожье», где в хронологическом порядке давались памятные даты этих мест. Первым значился 1137 год, когда в приписке к уставной грамоте князя Святослава Ольговича упомянули погост Вьюницы. — Я прикинула — получается больше 850 лет селу. Винницы старше Москвы, оказывается. Я сразу же нашему секретарю парткома сказала об этом. Потом в горком партии позвонила. Думаю, может это и послужило точкой отсчета для нашего праздника Древо жизни. А ведь когда зарождался праздник, в газетах поднялась полемика: а чем это вепсы лучше других народов?!
«Петрозаводские ученые очень много сделали для сохранения нашего языка. Они нас расшевелили. Вообще, вепсы очень пассивный народ»
В то время Вера Васильевна на общественных началах в школе год вела дополнительные занятия по родному языку, обучала школьников и коллег, а до нее это делал директор школы Виктор Петрович Ершов. Для первого праздника национальной культуры Древо жизни Вера Васильевна поехала за вепсскими букварями в Петрозаводск. Привезла три мешка. C 1993 года в Петрозаводске выходит единственная в мире газета на вепсском языке Kodima («Родная земля»).
В Центре вепсской культуры можно подержать в руках каждый экспонат: прялки, домашнюю утварь, берестяные коробы (в которых, между прочим, дольше хранится молоко и три дня не портится рыба), старинную выцветшую икону, рыболовные снасти. На первом этаже двухэтажного деревянного дома находится мастерская для детей «Туесок», там же — единственный в мире Вепсский национальный театр кукол «Пейвейне» («Солнышко»). Театру уже 20 лет. Актеры театра — дети: от малышей до старшеклассников. Спектакли «Пейвейне» рассказывают об истории вепсского народа, его обычаях, быте, фольклоре. На втором этаже за деревянными ткацкими станками встречаем Любовь Викторовну Медведеву — она мастер по ткачеству полотенец и плетению поясов, и Марию Викторовну Виноградову — своими руками она делает половики и картины. Обе ведут бесплатные кружки для школьников. Как говорят сами, ткать учились на старинных станках, которые пылились на чердаках у бабушек.
Ольга Геннадьевна Спиркова
экскурсовод центра

Люди в деревнях не понимают, что язык их исчезает: они живут в своей деревне, общаются со своими людьми. Им даже в голову не приходит, что когда-то может не быть языка и не с кем будет общаться. Мы сами детей научили вепсскому, внуков учим. У меня брат живет в Питере, все равно язык он знает и детей своих выучил. И внуки живут там же, общаются на вепсском. Я думаю, что в Питере живет очень много вепсов и язык передается. Просто не принято говорить. В свое время считалось, что нету вепсов

Словарь вепсского языка

Деревня Немжа

Деревня Немжа стоит на реке Ояти — одной из древних рек, у которой вепсы ставили срубы. О реке тоже есть местная легенда. Рассказывают, парень с девушкой полюбили друг друга, и парень девушку соблазнил. Молодые люди убежали из дома и провели ночь на берегу реки. Утром девушка просыпается, а парня нет. «Оя ять! Оя ять!» — запричитала она. — «Оставил! Оставил!». Прибежала к матери, рассказала ей обо всем. Стали они плакать. Так вот дочка превратилась в реку Оять, а мать в реку Свирь, что значит «глубокая».
Алла Степановна Фролкина
89 лет

Писать и читать по-вепсски училась в школе. Один урок в неделю был. Писали диктанты на вепсском. Помню учителя вепсского языка звали Филипп Николаевич Костин. До школы я по-русски не говорила. Образование у меня четыре класса. Помню, как у нас учили грамоте старух

Иван Егорович Мимышев

Когда я получал паспорт в Винницах, в 1966 году, говорю, что вы мне пишете „русский“, я же вепс, а мне отвечают, нет у нас такой национальности. А у отца в паспорте вепс написали. Он по-вепсски читать и писать учился, а я уже нет. Дети мои по-вепсски понимают, но не говорят. Раньше никто к нам не приезжал за вепсской культурой, ничем не интересовался. Это позже уже стали

Деревня Озера

Языческие верования в этих краях тесно переплелись с христианством, которое вепсы приняли в XI веке. Предки вепсов верили в «хозяина леса», «лесного человека» ростом выше деревьев, у которого есть жена и дети. Запрещали ругаться, когда плывешь по глади озера или реки, чтобы не злить водяного. После заката не полоскали белье, «а то водяной выйдет из воды и будет кричать, чтобы его ужин не тревожили». В лесу, чтобы не рассердить медведя, нельзя ругаться, разорять птичьи гнезда, без нужды рубить деревья. Бытовали так называемые запреты: чтобы не уменьшились удои — не мыть дна горшка снаружи, вечером не продавать молока соседям.
Языческие верования в этих краях тесно переплелись с христианством
Из современных поверий бытует такое, что якобы три листика ольхи в кармане отводят змей. А самое главное, в конце любого заговора сказать три раза «аминь», иначе заговор не подействует. Вепсские леса и болота отмечены камнями, которым поклоняются по сей день. Рядом с деревней Немжа лежит Крест-камень. На нем и в самом деле природа оставила крестообразную отметину. Ходят слухи, что иногда на фотопленке камень не появлялся. К нему раньше ходили старухи, приносили жертвы: деньги и кто что может. В тех же местах находится Ступа-камень, по легенде, туда нечестный дух уронил свое белье и оставил вмятину в камне. Бога вепсы зовут Юмал. Неподалеку от деревни Немжи есть озеро Белое. Туда с незапамятных времен ходят купаться на праздник Часовецкой иконы. В советское время — тайно, сейчас открыто.
На месте деревенского клуба стояла церковь, которую в 1960-е сравняли с землей вместе с прилегающим кладбищем
В деревне Озера, на возвышенности, которую зовут Васильева гора, стоит часовня. Ее установили там недавно, обнаружив камень, на котором природа оставила отметину в виде буквы «Т». Решили, что таким образом зашифровано название Тихвинской иконы Богоматери, покровительницы деревни: по легенде, в достопамятные времена икона являлась над рекой Оять. На месте деревенского клуба стояла церковь, которую в 1960-е сравняли с землей вместе с прилегающим кладбищем. Есть у вепсов и свой флаг. Зеленое поле обозначает леса, синий крест — воду и небо, желтый крест — богатство, власть, верховенство, а крестообразность означает родство со скандинавскими странами. Яркие вышитые вепсские национальные костюмы в избытке увидишь лишь на празднике Древо жизни. Вывески в деревнях и селах на русском языке. Лишь в отдаленных поселениях говорят преимущественно по-вепсски и то — люди старшего поколения. С кем ни поговоришь из вепсов, которые не заняты в культурной жизни, как, например, Вера Лодыгина или Ольга Спиркова, никто не переживает об утрате национальной идентичности. Книг на вепсском языке мало, газета одна. Традиционные занятие вепсов: рыболовство и собирательство не тягаются с современным способом производства. От того молодежь и расселяется по городам.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.