22 августа 2012

Двухколёсный бизнес:
рентабельно ли держать велопрокат?

Владельцы петербургских велопрокатов рассказали «Бумаге», как за один сезон извлечь прибыль из проката велосипедов и стоит ли вообще открывать его в нашем городе.

Фото из личного архива Юрия Бирюкова
Популярность велосипедов растёт с каждым годом. Молодёжь охотно пересаживается на этот экологичный и экономичный вид транспорта, предпочитая не стоять в пробках и не зависеть от метро. Летом велосипеды становятся особенно востребованы среди туристов. Само собой, возникает необходимость в разветвленной сети велопрокатов. Но подобными услугами в Петербурге стали заниматься сравнительно недавно. Один из первых велопрокатов города — «Скатпрокат» — появился в 2005 году и постепенно разросся до магазина. — При прокате обязательно должна быть мастерская, она у нас была с самого начала, — говорит Юрий Бирюков, один из руководителей «Скатпроката». — Постепенно люди стали интересоваться велосипедами — появился магазин. Стали возникать вопросы по аксессуарам — мы начали предлагать им аксессуары. По словам Юрия, интерес к велопрокату рос вместе с интересом к велосипедам в принципе, и не только в городе, но и в мире. Большое влияние оказывал европейский опыт. Однако, несмотря на растущую популярность двухколёсного транспорта, у «Скатпроката» сформировалась своя аудитория. Она складывается преимущественно из владельцев городских велосипедов, хотя в магазине можно приобрести и спортивные. — До сих пор в городе было очень много людей на горных велосипедах, на «шоссейниках». Когда в прошлом году я поехал на открытие сезона на «Strida», на городских велосипедах больше никого не было. Были люди в велотрусах и на горных велосипедах. А в этом году уже многие приехали на городских. Вокруг нас всё-таки складывается культура городских велосипедов. Не очень нормально ездить по городу на горных: зачем нужны все эти передачи?

 «Люди приходят и видят парня с дредами или грязного механика с сигареткой. Это важно, потому что бизнесмен, который высчитывает всё и муштрует своих сотрудников, долго не продержится»

Свой подход у владельцев магазина есть и к выбору ассортимента. По словам Юрия, в магазине принципиально нет марки «Stels». Зато у них есть собственная марка городских велосипедов «Shulz», которые можно взять в прокат. Помимо этой услуги «Скатпрокат» также организует регулярные велоэкскурсии вместе с компанией Peterswalk. — Мы можем себе позволить проводить экскурсии регулярно. Гид и механик приходят от нас четыре раза в неделю и отводят экскурсии. Если в прогулке участвует больше 3-4 человек, мы вызываем дополнительных сотрудников. По словам Юрия, чтобы организовать велопрокат, большие деньги не нужны. Его можно открыть и за 100 000 рублей, которые уйдут на закупку велосипедов и аренду помещения. Важнее создать дружелюбную атмосферу. — Мы не какие-то идеальные продавцы, у нас нет многого, что должно быть в магазине. Мы можем даже случайно ругнуться друг на друга матом при посетителе, — признается Юрий. — Велосипед — это штука демократичная, она освобождает человека в большом городе, и это тоже элемент стиля. Люди приходят и видят парня с дредами или грязного механика с сигареткой. Это важно, потому что бизнесмен, который высчитывает всё и муштрует своих сотрудников, долго не продержится. Но просто велопрокат, по мнению Юрия, прибыли не принесёт. Он должен обязательно предлагать дополнительные опции. Если механик будет работать только на прокат, ему это будет невыгодно — так появляется мастерская по ремонту. Дальше как следствие появляется магазин, начинается продажа аксессуаров и формируется целый комплекс услуг. Такой же тактики придерживается и Саша Чернов, владелец велопроката «Прогулка», который появился в мае этого года. Но вместо магазина Саша держит хостел «Гоголь-моголь».
Фото: Виктория Мокрецова / «Бумага»
— Мы думали, что это будет дольше раскочегариваться, — рассказывает он. — Но к нам стали заходить не только гости хостела, но и люди, которые просто здесь живут. Мы думали, что всё это будет направлено в основном на туристов, поэтому стали предлагать экскурсии. Но среди петербуржцев это тоже оказалось популярно. Изначально Саша даже не задумывался об открытии велопроката. Всё началось с того, что гости хостела просили его подсказать хорошие экскурсии. Тогда сотрудники хостела предлагали флаеры экскурсионных бюро, которые им приносили регулярно. Но по словам Саши, гости преимущественно возвращались с прогулок расстроенными. Тогда было решено создать общую базу гидов, готовых отойти от классического маршрута и предложить что-то оригинальное. — Мы стали искать экскурсоводов, потом подумали, что неплохо бы иметь и велоэкскурсии. И уже в связи с тем, что нам нужно было где-то брать велосипеды, родилась идея велопроката. Одну из первых экскурсий вёл практикующий архитектор. Он сам составил маршрут, рассказывал всякие архитекторские байки, связывал всё с современной ситуацией в архитектуре города, а в конце мы пили вино у него в мастерской. Все остались очень довольны.

 «Вокруг нас всё-таки складывается культура городских велосипедов. Не очень нормально ездить по городу на горных: зачем нужны все эти передачи?»

В «Прогулку» Саша тоже вложил около 100 000 рублей. По его словам, эта попытка пробная, поэтому сумма оказалась не такой большой. Уже сейчас доходы проката покрывают аренду и работу администратора. Кроме того, удалось окупить часть купленных велосипедов. Получать прибыль Саша ожидает в следующем сезоне. Проблему зимней работы он ещё не решил: — Наши велосипеды регулярно ремонтируются, их можно сохранить до следующего сезона. А можно эти велосипеды продать и в будущем году купить новые. Посмотрим, что будет выгоднее в плане их содержания, — говорит Саша. Велосипед, по его словам, может прослужить два сезона, если им постоянно заниматься. А делать это нужно, потому что эксплуатируют их регулярно и не каждый это делает бережно. По словам Чернова, многие люди используют велосипед для экстремальной езды, прыгают с бордюров, появляются «восьмёрки», загибы и другие неисправности. В «Прогулке» есть мастер, который каждую неделю осматривает и чинит велосипеды. Постепенно, в прокате стали заниматься ремонтом и чужих велосипедов. В планах Саши открыть ещё один хостел в центре города и перенести велопрокат непосредственно в этот филиал. Он считает, что это позволит сэкономить на помещении и работе администратора. «Прогулка» всё равно останется приятным дополнением к хостелу, но заниматься прокатом серьёзно Саша не намерен. Да и другим не особо советует. — Нужно понимать, что и прокатов в городе становится больше, и количество велосипедов растет. Не знаю, есть ли смысл открывать кому-то ещё прокат. Только если нового формата, как в Европе, где можно взять велосипед по карточке, но это уже требует гораздо больших вложений.

Читайте также:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.