30 ноября 2012

Последние пути Варшавского вокзала: что станет с первой международной станцией города?

Варшавский вокзал, несмотря на протесты градозащитников, окончательно перестанет быть железнодорожной станцией — вскоре на его месте появится многоэтажный жилой комплекс. «Бумага» рассказывает, как раньше выглядел вокзал и что произойдёт, когда рельсы демонтируют.

Фото: Алексей Шишкин / «Бумага»
Из всех петербургских вокзалов столь же блистательной историей, как у Варшавского вокзала, может похвастаться разве что Витебский, и уж точно судьба ни одной из центральных городских станций не была столь же печальна. Первая станция, с которой отправлялись и на которую прибывали поезда из столицы Царства Польского, была построена в 1852-1853 годах по проекту архитектора Скаржинского, но уже через несколько лет из-за возрастающего транспортного потока одной станции стало мало — тогда появился Варшавский вокзал. Станция относилась к классическому европейскому типу вокзалов, поезда заезжали под ажурный дебаркадер, а кассы, залы ожидания и рестораны располагались в торце здания. Кроме того, в постройке находилось депо на 60 вагонов, куда подвижной состав отправлялся прямо с перронов.

«В советское время станцию спасла статуя Ленина, установленная перед главным фасадом. Прокладывать новую трассу через монумент Ильича коммунисты не решились»

Маршруты, по которым отсюда ходили поезда, можно изучать по мемуарам позапрошлого века: практически любое упоминание поездки на воды означает несколько дней в купе поезда. Названия конечных станций часто встречаются на страницах классики: Баден-Баден, Карлсбад, Берлин — Варшавский был на тот момент единственным международным вокзалом Петербурга. Во времена «золотого века» раз в неделю на него прибывал «Цветочный экспресс» из Ниццы, на котором привозили свежие розы с юга Франции на радость петербургским красавицам. Обратно, на Лазурный берег, поезд отправлялся гружёным аристократами, богатыми купцами и промышленниками. Проблемы вокзала начались уже в советское время. Сначала его лишили поездов дальнего следования, которые перевели на Витебский и Московский вокзалы, а затем Варшавский и вовсе решили снести, чтобы продлить Измайловский проспект. Но станцию спасла статуя Ленина, установленная перед главным фасадом в 1949 году. Прокладывать новую трассу через монумент Ильича коммунисты не решились. В 2001 году движение поездов с Варшавского вокзала прекратилось окончательно. Само центральное здание было решено превратить в торгово-развлекательный комплекс, а пути за станцией — в музей железнодорожной техники, экспонаты которого десятилетиями ожидали переезда из посёлка Шушары. В сегодняшнем «Варшавском экспрессе» о железнодорожном прошлом вокзала практически ничего напоминает — исторический флёр создают разве что отреставрированные чугунные колонны и раскрытая местами кирпичная кладка. В 2000-е никто кроме музейщиков фактически не использовал железнодорожные пути, изредка можно было увидеть заехавший сюда по служебной надобности маневровый тепловоз. В итоге пространство, именуемое «Ходом железной дороги Петербург — Варшавский», оказалось в собственности холдинга «Эталон» Вячеслава Заренкова. Компания планирует возвести на месте рельсов многоэтажный жилой комплекс «Галактика». О факте будущего строительства стало известно около года назад, а сейчас РЖД по заказу «Эталона» уже начало снимать пути за бывшим вокзалом. Под прямой угрозой оказались несколько складов, а также памятники архитектуры: веерное депо, поворотный круг, «императорский сарай» — депо для императорского поезда, а также охраняемый пакгауз — на прошлой неделе в результате пожара этот памятник был на четверть уничтожен огнём. Пока строители заверяют, что памятники, оказавшиеся на территории «Эталона», будут сохранены и вписаны в новый жилой комплекс, как того требует закон. Правда, конкретных проектов по данному объекту ещё не опубликовано. Впрочем, часть градозащитников настроена непримиримо: они полагают, что даже снятие рельсов за вокзалом стоит запретить, а на территории необходимо устроить тематический железнодорожный парк отдыха, совмещённый с железнодорожным музеем.

«Через пару лет петербуржцы станут свидетелями “последнего парада”, когда сотни экспонатов отправятся с одного вокзала на другой. Это будет подлинным прощанием с Варшавским вокзалом»

Как рассказывают музейщики, строительство новой площадки для старинной техники — теперь уже на Балтийском вокзале — потребует значительного времени: в ближайшие 2-3 года паровозы с Варшавского не уедут. Скорее всего, последняя колея, соединяющая бывший вокзал с основной железнодорожной сетью прервётся тогда же, так как один или несколько путей оставят для вывоза экспонатов. Машины и раньше периодически выезжали из музея «в поле» для участия в ностальгических экспрессах, а также в «Паровозных гонках». Судя по всему, через пару лет петербуржцы станут свидетелями “последнего парада”, когда сотни экспонатов отправятся с одного вокзала на другой. Это будет подлинным прощанием с Варшавским вокзалом.

 Читайте другие тексты рубрики:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.