19 ноября 2018

В продуктах из магазина оказался червь или кусок пластмассы. Что делать и куда жаловаться?

Что делать, если вы обнаружили в продуктах червя или кусок пластмассы, как вернуть потраченные на товар деньги и куда обращаться, если в магазине не принимают жалобу?
«Бумага» рассказывает, как поступать с едой и напитками, в которых оказались посторонние предметы, и откуда они вообще берутся в продуктах питания.

СМИ часто сообщают о паразитах в продуктах из магазинов. Как они вообще попадают в фабричные напитки и еду?

В октября жительница Петербурга нашла в коробке с соком «Тонус», купленной в магазине «Перекресток», ленточного червя. Это не первый случай за последний год: например, в ноябре 2017-го петербурженка рассказала, как купила у метро «Приморская» рыбу с ленточными червями.
Как правило, черви и прочие паразиты попадают в продукты еще на этапе производства, объясняет руководитель общественной организации «Общественный контроль» Всеволод Вишневецкий. Например, в сок черви могут попасть вместе с ягодами и фруктами, которые недостаточно тщательно отбирали. Производитель обязан отсортировывать гнилые и червивые плоды, однако, по словам Вишневецкого, на этом порой экономят.
При этом большинство соков проходят пастеризацию при высокой температуре. При должной обработке попавшие в продукт организмы не будут опасны для здоровья потребителя.
В случае с животной пищей, рыбой и мясом, посторонние организмы оказываются там либо еще при жизни животных, либо если продукт испортился — так, например, может произойти с мясом.
При этом присутствие мертвых гельминтов нормально, например, в консервированной печени трески. Паразиты заводятся в органах трески естественным образом и очистить ее печень от гельминтов полностью почти невозможно. Однако продукт перед консервированием проходит термическую обработку, которая убивает гельминтов и делает их безвредными. СанПиН не считает наличие нежизнеспособных гельминтов в печени трески нарушением.

А как в продукты попадают металлические предметы и куски пластмассы?

О случаях, когда в хлебе находят посторонние предметы, рассказывают потребители по всей России. В СМИ упоминались случаи, когда в хлебе находили куски стекла, пластмассы и резины, а также иглы и болты. В мае в группе «ДТП и ЧП» рассказали о найденном в хлебе подшипнике.
По словам Вишневецкого, чужеродные предметы обычно попадают в продукты питания тоже на производстве.
Всеволод Вишневецкий
руководитель общественной организации «Общественный контроль»

— Например, если в хлебе находят металлические предметы вроде скобок, это говорит о том, что на производстве на линии не работают металлодетекторы, которые должны все металлические предметы удалять. Ну и, конечно, человеческий фактор влияет.

Как часто в продуктах встречаются посторонние предметы?

По подсчетам Вишневецкого, такие случаи можно назвать единичными. За октябрь 2018-го «Общественный контроль» получил всего две жалобы от петербуржцев, обе касались червей в соке. «Одна жалоба была по поводу азербайджанского гранатового сока, где ползал живой червяк, вторая — из-за вишневого сока Rich, в котором потребитель высмотрел неживых червячков», — рассказал Вишневецкий.
В Роспотребнадзоре «Бумаге» сообщили, что ни одна проверка по жалобам петербуржцев с начала 2018 года не выявила нарушений по паразитологическим показателям в пищевых продуктах. О результатах проверки случаев, описанных Вишневецким, а также ситуации с ленточным червем в соке «Тонус» ведомство информацию не приводит.

Что делать, чтобы вернуть деньги или заменить товар, в котором вы обнаружили паразитов или посторонние предметы?

В первую очередь нужно прийти в магазин с товаром, к качеству которого есть претензии. Вишневецкий советует взять с собой чек (его, кстати, не стоит выбрасывать в течение недели после покупки). Доказательством покупки также могут служить свидетельские показания и фото или видео. По словам Вишневецкого, в большинстве магазинов продавец и администратор, скорее всего, пойдут навстречу покупателю и обменяют товар или вернут деньги.
Однако потребитель всегда может встретиться с отказом продавца или администратора. В этом случае нужно оставить претензию в книге жалоб, которую магазин обязан предоставить потребителю по первому требованию, либо принести в магазин написанное в свободной форме заявление. Но если сотрудники не выдают книгу жалоб и не принимают заявление, претензию можно отправить по почте заказным письмом на юридический адрес магазина.
Ответить на жалобу в магазине по закону о защите прав потребителей должны в течение десяти суток. Когда потребитель оставляет претензию в книге жалоб, то ответ должны написать в ней же. Если ответа нет, нужно сфотографировать свою жалобу и соседнюю страницу, на которой нет ответа магазина, — эти фотографии пригодятся при подаче жалобы в Роспотребнадзор и в суде. В случае если потребитель подавал заявление заказным письмом, десять суток на ответ отсчитываются с даты отправки письма.

А куда обращаться, чтобы магазин или производитель понесли ответственность?

Если вернуть деньги или обменять товар в магазине не удалось или если вы хотите, чтобы магазин наказали за некачественную продукцию, следует обратиться в Роспотребнадзор. Туда же заявление, скорее всего, перенаправят и другие органы (прокуратура, МВД).
С 2017 года пожаловаться в Роспотребнадзор можно только после подачи жалобы в магазин и получения (или неполучения) ответа: соответствующие правки внесли в закон о защите прав юрлиц при осуществлении госконтроля. В ведомстве поясняют, что при подаче жалобы потребитель должен предоставить сведения о наименовании и фактическом адресе юрлица, у которого был куплен товар, и «сведения о приобретенной некачественной пищевой продукции».
На основании жалобы Роспотребнадзор получает право провести внеплановую проверку в магазине. У ведомства по умолчанию есть 30 дней, чтобы сделать это и прислать ответ потребителю, но этот срок оно может продлить еще на 30 дней. Правда, Роспотребнадзор обязан предупредить магазин о внеплановой проверке за трое суток, так что у его сотрудников есть время подготовиться.
Вишневецкий уточняет, что даже если проверка выявит нарушения, магазин или предприятие могут не понести наказание. По его словам, суды могут наказывать конкретных сотрудников, штраф для которых будет значительно меньше, чем для юридического лица.

Как обезопасить себя от продуктов с посторонними предметами и паразитами?

Предугадать, что в купленном продукте окажутся посторонние предметы или паразиты, почти невозможно, если у товара непрозрачная упаковка. Однако Роспотребнадзор всё равно приводит несколько рекомендаций.
В частности, ведомство советует делать покупки в магазинах, где могут подтвердить качество и безопасность продуктов, или на официальных рынках, проверять дату изготовления и срок годности и обращать внимание на условия хранения и прочность упаковки (она должна быть плотно закрытой и не деформированной).
Чтобы не заболеть гельминтозом, мясо и рыбу нужно подвергать «достаточной термической обработке», а если в еде нашлись личинки гельминтов — от нее лучше отказаться, сообщает Роспотребнадзор.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.