14 июля 2021

В Петербурге нашли скульптора Коломенской Венеры, который более 30 лет был неизвестен. Он рассказывает, кто стал ее прототипом и сколько подобных работ есть в городе

Борис Алексеевич Семенов — живописец и создатель одной из самых известных уличных скульптур Петербурга Коломенской Венеры. Активисты сообщества «Добрососедство Коломны», которые на собственные средства ремонтируют местную достопримечательность, нашли художника и провели встречу с ним.

Оказалось, что Борис Алексеевич создал три Венеры, а вдохновили его на скульптуру мать и женщины блокадного Ленинграда. Еще Семенов большой поклонник живописи Михаила Лермонтова — его силами в коломенской школе появился музей поэта, а сам художник отправился в кавказский аул, чтобы рисовать пейзажи, которые мог видеть Лермонтов.

«Бумага» публикует рассказ художника о прототипе и создании Коломенской Венеры, его кавказской экспедиции по местам Лермонтова и роли в создании музея копий величайших произведений изобразительного искусства.

Как появилась статуя Венеры и сколько таких скульптур в городе

— Всё было тривиально: умерла мать. На дворе было 4 ноября 1987 года — в этот день я нес в Манеж большую картину, посвященную Гражданской войне, а когда вернулся домой, увидел, что она лежит мертвая. Это был день Казанской иконы Божьей Матери, что натолкнуло меня на идею почтить память матери.

Мать была блокадницей, имела страсть к трудолюбию. В 1943 году нас эвакуировали, мой папа погиб во время блокады — он был директором магазина. А мама работала обыкновенным маляром-штукатуром. Она всю жизнь была на доске почета: потом я нашел ее трудовую книжку, каждый год — доска почета.

Я начал лепить, делать эскизы. Но ничего общего с профессиональной скульптурой это, конечно, не имеет. Это абсолютная самодеятельность. Вылепил, пригласил скульпторов, которые помогли отформовать это дело, и сделал отливки. Первую скульптуру сделал для Почтамтской, 11 — мы жили в соседнем доме. Потом решил сделать в Дровяном переулке — у меня рядом была мастерская. А третью отливку установил прямо на Южном кладбище, где похоронена мать.

Изначально Венера была обнаженной и с протянутыми руками — я использовал рисунки Венеры, сделанные в «Эрмитаже». Когда же я поставил скульптуру в садике в Дровяном переулке и высадил цветы, там начали происходить непонятные события. Сначала скульптуре сломали руки, потом ноги — всё сломали. И я подстраивал ее под ситуацию, чтобы невозможно было сломать. И на протяжении всего этого времени поправлял ей лицо.

Подразумевается, что Венера — это памятник женщинам-блокадницам, которые отстояли Петербург, восстановили его после блокады. Это памятник их усердному и бескорыстному труду. Таким образом я хотел подчеркнуть их значимость.

Как художник пытался создать музей копий мировых шедевров

— Я по профессии живописец: пишу пейзажи в самых разных местах. В последнее время я занимался созданием музея мировых шедевров искусства в копиях. У меня с детства была мечта срисовать все картинки. И она привела меня к идее собрать в одном месте величайшие шедевры мирового искусства, которые всем известны. Чтобы ребенок, придя в такой музей, мог сразу узнать все великие имена. Прекрасных, замечательных, великолепных художников множество, а величайших — сравнительно мало. Я сделал копии с работ Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Гойи, Веласкеса.

Впервые копии показали в Смольном институте, но кругом возникали препятствия. Вроде бы и музей уже понравился, и работы там значительные (например, «Страшный суд» Рафаэля — 10 на 9 метров картина — попробуй найди стену, где это разместишь), но арендодатели, у которых я снимал помещение, решили, что лучше там сделать автосалон. Был еще один случай: музей очень понравился китайцам, они сказали, что хотят сделать такой же в Пекине. Вроде всё складывалось, но потом коронавирус всё испортил. А позднее появился человек, который выкупил помещение, где я выставлялся, и там открыл магазин с ювелиркой.

Как художник нарисовал 500 пейзажей, которые мог видеть Лермонтов, и открыл в коломенской школе музей поэта

— Я узнал, что Лермонтов был великим художником. Сохранилось всего 14 его работ и они говорят о том, что Лермонтов находился на очень высоком уровне профессионализма. Я скопировал все его работы и вместе с администрацией школы [№ 280] имени Лермонтова сделал музей.

Моя самая большая печаль — что многие работы утрачены. В письме к Раевскому Лермонтов пишет: «Я проехал по Кавказу и на скорую руку изобразил всё, что увидел. Везу с собой большой сундук с работами». А в следующем письме он сообщает, что сундук утонул при переправе через реку Терек. Я поехал на Кавказ, купил дом в ущелье Джамагат рядом с аулом, который упоминается в одном из его стихотворений, и писал там пейзажи, которые мог зарисовать Михаил Юрьевич Лермонтов. У меня набралось уже около 500 сюжетов, посвященных этим местам.


Ранее «Бумага» сообщала, что на реставрацию Коломенской Венеры собирают 300 тысяч рублей, за пожертвования дарят картины. Скульптуру вернут в сквер в день начала блокады. 

Читайте интервью «Бумаги» с художницей Евгенией Исаевой — о жизни на Пряжке, реставрации Коломенской Венеры и добрососедском сообществе.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.