В Петербурге хотели ликвидировать велодорожку на Фонтанке. Она мешает водителям, а велосипедисты называют ее самым комфортным маршрутом. Кто прав?

В конце января в Петербурге разгорелась дискуссия из-за велодорожки на набережной Фонтанки, которая появилась там осенью 2017 года. Несколько муниципальных депутатов «Сенного округа» и местных жителей выступили за ее ликвидацию и создание парковки. По их мнению, полосой никто не пользуется.

Велолюбители и активисты опровергли это и выступили против. Они считают, что велодорожка востребована, она удобна и безопасна, а за последние два года на набережной снизилось количество аварий. «Бумага» рассказывает, что известно о конфликте.

Что случилось

Осенью 2017 года на набережной Фонтанки открыли велодорожку. Протяженность маршрута от Невы до Старо-Петергофского проспекта — 11 километров. С дорожкой изначально было много сложностей: зимой коммунальщики складывали на нее снег, а летом на полосе, несмотря на правила, парковались машины.

В конце января председательница муниципалитета «Сенной округ» Наталья Астахова обратилась в Городской центр управления парковками с просьбой ликвидировать велодорожку на Фонтанке и создать там место для парковки. На сайте change.org появилась соответствующая петиция. К моменту публикации ее подписали около тысячи человек. Велолюбители и активисты выступили против ликвидации — они считают маршрут удобным и принципиально важным для развития велосипедной инфраструктуры в городе.

Кто и почему выступает «за» ликвидацию

Среди тех, кто выступает за ликвидацию велодорожки, — некоторые муниципальные депутаты «Сенного округа», автомобилисты и жители домов на набережной Фонтанки. Вот их аргументы.

Местным жителям сложно найти парковочное место рядом с домом.

Раньше они могли парковаться на набережной, но теперь там велодорожка.

Количество полос стало меньше, и это сказалось на движении.

Петербургские автомобилисты в группе «Центральный район за комфортную среду обитания» жалуются, что из-за велополосы дорога уменьшилась и теперь из трех полос они могут двигаться только по одной.

Анна Дзевановская

петербурженка

— Сужение полос для автомобилистов в мегаполисе — это изначально бездумное решение. Наблюдаю за этим экспериментом давно — полтора человека раз в несколько часов. И куда им, спрашивается, ехать, когда на других улицах эта велодорожка заканчивается? Нравятся велики — ЦПКиО с Крестовском островом — лучшие места для велопрогулок, но никак не центр большого города!

Велодорожкой мало кто пользуется — особенно в несезон.

В муниципалитете «Сенного округа» провели исследование и выяснили, что велополоса имеет «крайне низкую востребованность». По словам замглавы округа Алексея Соловейчика, с октября по апрель ей почти не пользуются. При этом есть и другая статистика.

Святослав Данилов

руководитель РООА «СПБ.АВТО»

— Мы занялись подсчетом велосипедистов, которые используют велодорожку на Фонтанке. В 2018 году у нас получилось около 15 человек за два часа в утренний час пик зимой. Это при том, что мы рассказали велосообществу о проводимом подсчете и активно призывали их использовали эту дорожку. Они могли бы искусственно поднять статистику.

Маршрут идет из ниоткуда в никуда.

Как отмечают противники велодорожки, за пределами набережной Фонтанки подобной инфраструктуры нет, поэтому велосипедист едет по обычной дороге. Велодорожка же внезапно начинается и внезапно кончается.

Игорь Рогов

петербуржец

— Я гоняю на велосипеде и машины у меня нет, но велодорожка на Фонтанке — популистский проект, который надо или развивать в полноценную сеть через центр или закрывать. <…> На ней практически не встретить велолюбителей, да и под колеса не сложно попасть. Я обычно еду сразу в 300-летия, на Крестовский или по набережной в сторону шоссе Революции. Вот там дорожки отдельны от движения и всем в кайф, а тут — одни проблемы, в том числе с припаркованными машинами.

Кто и почему выступает «против»

Против ликвидации велополосы выступают велосипедисты, общественные активисты и некоторые местные жители. Вот их аргументы.

Велополоса появилась по инициативе самих местных жителей. 

С идеей создания веломаршрута, соединяющего Адмиралтейский и Центральный районы, выступил петербуржец Станислав Иванов. В 2016 году проект победил в программе «Твой бюджет», а в 2017-м — был реализован.

Трафик движения на набережной Фонтанки стал спокойнее.

Как следует из исследования Городского центра управления парковками, на этом участке снизилось количество ДТП. Если в 2016 году на набережной зафиксировали 570 происшествий, то в 2018-м — 504.

Александр Карпов

руководитель центра общественных экспертиз «ЭКОМ»

— Велодорожка на Фонтанке в основном проходит по карманам, которые раньше использовались для стоянки и маневрирования, когда автомобилисты пытались обогнать друг друга. Из теории и практики мы знаем, что маневрирование, выезды с парковок замедляют движение транспорта. Когда там лишняя полоса исчезла, автомобили по Фонтанке поехали быстрее. Более того, аварийные службы сообщают о снижении количества ДТП.

Велодорожка популярна у велосипедистов.

По словам руководителя «Петербургского велообщества» Павла Хусу, осенью 2017 года, когда велополосу только открыли, по одной стороне Фонтанки проезжало примерно 47 человек в час.

А по данным Центра транспортного планирования, в августе 2018 года в утренний час пик интенсивность велосипедного движения на набережной Фонтанки составляла 63 велосипедиста в час, в 2019 году — 68 велосипедистов в час. При этом есть и другие исследования популярности велополосы у петербуржцев.

Дарья Табачникова

инициатор создания велосипедной инфраструктуры в Петербурге

— В 2017–2018 годах мы регистрировали по три человека в минуту в вечерний час пик. Учитывая, что Петербург только с 2017 года начал активно развивать велодорожную инфраструктуру, это хорошая цифра. Кроме того, этот веломаршрут стал первым в центре города и соединяет два района — Адмиралтейский и Центральный.

Петербург старается перейти от автомобилей к велосипедам и городскому транспорту.

В Стратегии социально-экономического развития города отмечена необходимость развития внутренней транспортной системы города в том числе за счет уменьшения использования личного транспорта и развития системы велосипедных маршрутов.

Велополоса удобна и безопасна для велосипедистов.

Пользующиеся дорожкой велосипедисты отмечают, что на ней они чувствуют себя спокойно и не боятся попасть под автомобиль. По словам Павла Хусу, обычно многим велосипедистам страшно ездить по дорогам в соседстве с автомобилями, проносящимися мимо на огромных скоростях, подчас практически вплотную.

Лариса Кочубеева

петербурженка

— Это единственный путь на велосипеде с юга в центр. Вопрос касается не только Центрального района, но и тех, что на юге города. Парковки надо делать многоуровневые, подземные и платные, а не устилать город машинами.

Что дальше

После рабочей встречи Городского центра управления парковками и активистов Смольный решил не ликвидировать велодорожку, а также принять меры для улучшения ситуации с безопасностью. Среди возможных способов — снижение скоростного режима и обустройство искусственных дорожных неровностей.

Новые велосипедные маршруты также решили регулярно обсуждать с горожанами на общественных слушаниях. Сейчас в Петербурге существует несколько полос для движения велосипедов — например, от Гражданского проспекта до Гренадерского моста (17 км), от Софийской улицы до Колпинского шоссе (9,1 км) и от Песочной улицы до Большой Зелениной (9,6 км). Всего в городе 31 маршрут.

А что думаете вы?

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Вся лента

все новости
Новые тексты «Бумаги»
На «Бумаге» — премьера клипа «Научи меня жить» от группы «Простывший пассажир трамвая № 7»
От хюгге-кэмпа до экофермы: блогеры рекомендуют необычные места для путешествия по Ленобласти
Чем технология 5G будет полезна экономике и почему вокруг нее столько страхов? Рассказывает кандидат технических наук
На Рубинштейна постоянно проходят уличные вечеринки, где веселятся сотни людей. Местные жители жалуются на шум, а полиция устраивает рейды
Как проходило голосование по поправкам в Петербурге: вбросы бюллетеней, коронавирус у членов комиссий и участки во дворах
Вторая волна коронавируса
«Без работы остаются десятки тысяч петербуржцев»: владельцы детских игровых центров попросили Беглова не запрещать их работу
«Тенденции к снижению заболеваемости нет»: напряженная ситуация с коронавирусом в Петербурге может сохраниться до весны, рассказали в Роспотребнадзоре
На 24 петербуржца составили протоколы за нарушение масочного режима в транспорте после ужесточения ограничений
Прививку от COVID-19 уже можно сделать в Москве. Участники испытаний вакцины, которую будут использовать и в Петербурге, рассказывают о программе и своем самочувствии
Какие слухи про коронавирус популярны в России и почему люди распространяют «советы Юры из Уханя» и «письмо бельгийских врачей»? Рассказывает исследовательница фейков
Поддержка протестующих в Беларуси
Беларусь объявила Тихановскую в межгосударственный розыск за призывы к свержению конституционного строя
На «Марше гордости» в Беларуси задержали почти 600 человек, сообщают правозащитники
В Минске произошли столкновения милиции и протестующих. На акциях задержали несколько десятков человек, в том числе журналистов
В Петербурге прошла акция солидарности с протестующими в Беларуси. Ее участники проехали по рекам и каналам с бело-красно-белыми флагами
В центр Минска стянули автобусы с силовиками, бронетехнику и водометы. На акции протеста накануне в городе задержали около 400 человек
Коллеги «Бумаги»
Документальное кино о женщинах в ожидании свободы
В московских школах из-за ковида пожилых учителей заменят студентами
Надежда малых городов
Отравление Навального
Путин заявил, что лично дал поручение выпустить Навального на лечение за границу
Евросоюз ввел санкции против нескольких российских чиновников из-за отравления Навального
Из-за чего обвалился рубль, как на него повлияло отравление Навального и будет ли доллар по 100? Рассказывает экономист
«Санкции против всей страны не работают». Навальный призвал ЕС ввести санкции против окружения Путина
Эксперты ОЗХО подтвердили, что Алексея Навального отравили «Новичком»
Конфликт баров и жителей Рубинштейна
Улица Рубинштейна будет пешеходной в выходные только ночью. В праздники — целый день
Улица Рубинштейна официально станет пешеходной по выходным и в праздники с 20 октября
За порядком на Рубинштейна теперь следит союз владельцев баров: они наняли ЧОП и запустили «горячую линию». Но местные жители считают, что это не защитит их права
На Рубинштейна постоянно проходят уличные вечеринки, где веселятся сотни людей. Местные жители жалуются на шум, а полиция устраивает рейды
Жители Рубинштейна попросили ужесточить правила работы летних кафе во время пандемии
Озеленение Петербурга
У дома Бассейного товарищества активисты высадили 12 лип. Местные жители долго не могли получить согласование на посадку деревьев
Петербургские активисты высадили каштаны на площади Шевченко в Петроградском районе
Смольный продлил компании «Анна Нова» аренду участка в Муринском парке до августа 2024 года, сообщают активисты
Кто и как борется за сохранение деревьев в Петербурге и почему в городе так мало зелени
Петербуржцы убрались и посадили многолетние растения во дворе на Загородном проспекте
Закон о «наливайках»
В Петербурге предложили запретить выдачу двух «алкогольных» лицензий на одно помещение. Это запретит магазинам ночью продавать спиртное в розлив
В Закс Петербурга внесли новый проект закона о «наливайках». Требование о 50 квадратных метрах будет касаться только заведений в домах массовой серии. Обновлено
В центре Петербурга могут разрешить работу баров площадью более 20 квадратных метров, сообщила рабочая группа по «закону о наливайках»
Закон о «наливайках» могут смягчить. Барам меньше 50 метров разрешат работать, если они находятся в историческом центре
Беглов посетил петербургский бар Spontan, попадающий под закон о «наливайках». Губернатор выпил там соку и пригласил владельца на встречу в Смольном

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.