21 февраля 2020

В Петербурге хотели ликвидировать велодорожку на Фонтанке. Она мешает водителям, а велосипедисты называют ее самым комфортным маршрутом. Кто прав?

В конце января в Петербурге разгорелась дискуссия из-за велодорожки на набережной Фонтанки, которая появилась там осенью 2017 года. Несколько муниципальных депутатов «Сенного округа» и местных жителей выступили за ее ликвидацию и создание парковки. По их мнению, полосой никто не пользуется.

Велолюбители и активисты опровергли это и выступили против. Они считают, что велодорожка востребована, она удобна и безопасна, а за последние два года на набережной снизилось количество аварий. «Бумага» рассказывает, что известно о конфликте.

Что случилось

Осенью 2017 года на набережной Фонтанки открыли велодорожку. Протяженность маршрута от Невы до Старо-Петергофского проспекта — 11 километров. С дорожкой изначально было много сложностей: зимой коммунальщики складывали на нее снег, а летом на полосе, несмотря на правила, парковались машины.

В конце января председательница муниципалитета «Сенной округ» Наталья Астахова обратилась в Городской центр управления парковками с просьбой ликвидировать велодорожку на Фонтанке и создать там место для парковки. На сайте change.org появилась соответствующая петиция. К моменту публикации ее подписали около тысячи человек. Велолюбители и активисты выступили против ликвидации — они считают маршрут удобным и принципиально важным для развития велосипедной инфраструктуры в городе.

Кто и почему выступает «за» ликвидацию

Среди тех, кто выступает за ликвидацию велодорожки, — некоторые муниципальные депутаты «Сенного округа», автомобилисты и жители домов на набережной Фонтанки. Вот их аргументы.

Местным жителям сложно найти парковочное место рядом с домом.

Раньше они могли парковаться на набережной, но теперь там велодорожка.

Количество полос стало меньше, и это сказалось на движении.

Петербургские автомобилисты в группе «Центральный район за комфортную среду обитания» жалуются, что из-за велополосы дорога уменьшилась и теперь из трех полос они могут двигаться только по одной.

Анна Дзевановская

петербурженка

— Сужение полос для автомобилистов в мегаполисе — это изначально бездумное решение. Наблюдаю за этим экспериментом давно — полтора человека раз в несколько часов. И куда им, спрашивается, ехать, когда на других улицах эта велодорожка заканчивается? Нравятся велики — ЦПКиО с Крестовском островом — лучшие места для велопрогулок, но никак не центр большого города!

Велодорожкой мало кто пользуется — особенно в несезон.

В муниципалитете «Сенного округа» провели исследование и выяснили, что велополоса имеет «крайне низкую востребованность». По словам замглавы округа Алексея Соловейчика, с октября по апрель ей почти не пользуются. При этом есть и другая статистика.

Святослав Данилов

руководитель РООА «СПБ.АВТО»

— Мы занялись подсчетом велосипедистов, которые используют велодорожку на Фонтанке. В 2018 году у нас получилось около 15 человек за два часа в утренний час пик зимой. Это при том, что мы рассказали велосообществу о проводимом подсчете и активно призывали их использовали эту дорожку. Они могли бы искусственно поднять статистику.

Маршрут идет из ниоткуда в никуда.

Как отмечают противники велодорожки, за пределами набережной Фонтанки подобной инфраструктуры нет, поэтому велосипедист едет по обычной дороге. Велодорожка же внезапно начинается и внезапно кончается.

Игорь Рогов

петербуржец

— Я гоняю на велосипеде и машины у меня нет, но велодорожка на Фонтанке — популистский проект, который надо или развивать в полноценную сеть через центр или закрывать. <…> На ней практически не встретить велолюбителей, да и под колеса не сложно попасть. Я обычно еду сразу в 300-летия, на Крестовский или по набережной в сторону шоссе Революции. Вот там дорожки отдельны от движения и всем в кайф, а тут — одни проблемы, в том числе с припаркованными машинами.

Кто и почему выступает «против»

Против ликвидации велополосы выступают велосипедисты, общественные активисты и некоторые местные жители. Вот их аргументы.

Велополоса появилась по инициативе самих местных жителей. 

С идеей создания веломаршрута, соединяющего Адмиралтейский и Центральный районы, выступил петербуржец Станислав Иванов. В 2016 году проект победил в программе «Твой бюджет», а в 2017-м — был реализован.

Трафик движения на набережной Фонтанки стал спокойнее.

Как следует из исследования Городского центра управления парковками, на этом участке снизилось количество ДТП. Если в 2016 году на набережной зафиксировали 570 происшествий, то в 2018-м — 504.

Александр Карпов

руководитель центра общественных экспертиз «ЭКОМ»

— Велодорожка на Фонтанке в основном проходит по карманам, которые раньше использовались для стоянки и маневрирования, когда автомобилисты пытались обогнать друг друга. Из теории и практики мы знаем, что маневрирование, выезды с парковок замедляют движение транспорта. Когда там лишняя полоса исчезла, автомобили по Фонтанке поехали быстрее. Более того, аварийные службы сообщают о снижении количества ДТП.

Велодорожка популярна у велосипедистов.

По словам руководителя «Петербургского велообщества» Павла Хусу, осенью 2017 года, когда велополосу только открыли, по одной стороне Фонтанки проезжало примерно 47 человек в час.

А по данным Центра транспортного планирования, в августе 2018 года в утренний час пик интенсивность велосипедного движения на набережной Фонтанки составляла 63 велосипедиста в час, в 2019 году — 68 велосипедистов в час. При этом есть и другие исследования популярности велополосы у петербуржцев.

Дарья Табачникова

инициатор создания велосипедной инфраструктуры в Петербурге

— В 2017–2018 годах мы регистрировали по три человека в минуту в вечерний час пик. Учитывая, что Петербург только с 2017 года начал активно развивать велодорожную инфраструктуру, это хорошая цифра. Кроме того, этот веломаршрут стал первым в центре города и соединяет два района — Адмиралтейский и Центральный.

Петербург старается перейти от автомобилей к велосипедам и городскому транспорту.

В Стратегии социально-экономического развития города отмечена необходимость развития внутренней транспортной системы города в том числе за счет уменьшения использования личного транспорта и развития системы велосипедных маршрутов.

Велополоса удобна и безопасна для велосипедистов.

Пользующиеся дорожкой велосипедисты отмечают, что на ней они чувствуют себя спокойно и не боятся попасть под автомобиль. По словам Павла Хусу, обычно многим велосипедистам страшно ездить по дорогам в соседстве с автомобилями, проносящимися мимо на огромных скоростях, подчас практически вплотную.

Лариса Кочубеева

петербурженка

— Это единственный путь на велосипеде с юга в центр. Вопрос касается не только Центрального района, но и тех, что на юге города. Парковки надо делать многоуровневые, подземные и платные, а не устилать город машинами.

Что дальше

После рабочей встречи Городского центра управления парковками и активистов Смольный решил не ликвидировать велодорожку, а также принять меры для улучшения ситуации с безопасностью. Среди возможных способов — снижение скоростного режима и обустройство искусственных дорожных неровностей.

Новые велосипедные маршруты также решили регулярно обсуждать с горожанами на общественных слушаниях. Сейчас в Петербурге существует несколько полос для движения велосипедов — например, от Гражданского проспекта до Гренадерского моста (17 км), от Софийской улицы до Колпинского шоссе (9,1 км) и от Песочной улицы до Большой Зелениной (9,6 км). Всего в городе 31 маршрут.

А что думаете вы?

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Новые тексты «Бумаги»
На «Бумаге» — премьера клипа «Научи меня жить» от группы «Простывший пассажир трамвая № 7»
От хюгге-кэмпа до экофермы: блогеры рекомендуют необычные места для путешествия по Ленобласти
Чем технология 5G будет полезна экономике и почему вокруг нее столько страхов? Рассказывает кандидат технических наук
На Рубинштейна постоянно проходят уличные вечеринки, где веселятся сотни людей. Местные жители жалуются на шум, а полиция устраивает рейды
Как проходило голосование по поправкам в Петербурге: вбросы бюллетеней, коронавирус у членов комиссий и участки во дворах
Мобилизация
Петербуржцы пытаются отстоять учителя истории из лицея № 533. Его призвали в армию
Вице-губернаторам Петербурга поручили организовать мобилизацию среди бюджетников, сообщил источник
В России возбудили первое уголовное дело за уклонение от мобилизации, сообщил Павел Чиков
Главу оппозиционного муниципалитета «Владимирский» призвали в армию. Ему вручили повестку во время публичных слушаний
В России зарегистрировали новый иск об оспаривании мобилизации. Его подал 48-летний петербуржец
Визовые ограничения
На финской границе развернули более 500 россиян после введения запрета на въезд для туристов. До этого отказы были единичными
Helsingin sanomat: финскую границу закроют для российских туристов сегодня ночью
Финляндия скоро запретит въезд всем российским туристам. Что об этом известно
«Они должны выступить против войны». Что говорят о бегущих от мобилизации россиянах в других странах. Обновлено
Сейм Латвии запретил продлевать ВНЖ россиянам, не владеющим латышским языком, а также выдавать рабочие визы
Давление на свободу слова
Петербургские депутаты одобрили законопроект о согласовании уличных выступлений
В Петербурге к трем активисткам пришли с обысками по делу о лжеминировании. Обновлено
Обвиняемый по делу о «фейках» Борис Романов в четвертый раз не явился на заседание горсуда
Петербургскому депутату, просившему обвинить Путина в госизмене, пытались вручить повестку о мобилизации
Роскомнадзор заблокировал Soundcloud
Свободу Саше Скочиленко
Обвинение Скочиленко опирается на экспертизу, где говорится, что Саша лжет, а военные РФ «гуманны». «Бумага» разобрала документ
«Имея предубеждение — неприязненное чувство…». Саше Скочиленко предъявили обвинение
«Вы совершили тяжкое преступление против государства». Как прошла встреча Саши Скочиленко и омбудсмена Агапитовой — две версии
Саша Скочиленко рассказала про типичный день в СИЗО — с обысками, прогулками в крошечном дворе и ответами на письма
Саше Скочиленко, арестованной по делу о «фейках» про российскую армию, срочно нужно обследование сердца
Экономический кризис — 2022
Сеть H&#038;M закрыла треть своих магазинов в Петербурге
Россияне все чаще покупают криптодоллары, чтобы вывезти деньги из страны. Вот что нужно знать об этом финансовом инструменте
Курс евро на Мосбирже опустился ниже 52 рублей впервые за шесть лет. Что происходит?
Акции «Яндекса» и Ozon с начала войны подешевели на 73 %. Почему российский фондовый рынок уже неделю падает, а рубль нет?
Российский фондовый рынок продолжает падение на фоне новостей о мобилизации. Доллар также растет к рублю
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.