5 сентября 2018

В Петербурге гоняют на гидроциклах, переплывают Неву и устраивают вечеринки на плоту в заливе. Кто за этим следит и как наказывают за нарушения?

Этим летом в Петербурге действовал запрет на байдарки и каяки в центре города, но петербуржцы умудрились устроить вечеринку на плоту в Финском заливе, ради веселья прыгали в воду с Яхтенного моста и гоняли по городским рекам на гидроциклах. «Бумага» разбирается, что из этого считается нарушением, что за это грозит и кто следит за поведением на воде.

В прошлом году в центре города запретили плавать на каяках и байдарках. Запрет вообще соблюдают?

Смольный в этом навигационном сезоне запретил гидроциклам, спортивным и надувным судам, гребным лодкам и байдаркам сплавляться по семи рекам и каналам Петербурга: Фонтанке и Мойке, Кронверкском проливу, Зимней канавке, Ново-Адмиралтейскому и Крюкову каналам и каналу Грибоедова. Запрет связали со случаями, когда байдарки и каяки переворачивались из-за проходивших мимо судов. Ограничения не касаются международных, государственных и городских мероприятий и фестивалей при условии, что реки на время их проведения закроют для движения судов.
Президент Ассоциации гребцов Петербурга Илья Мельников рассказал «Бумаге», что за соблюдением запрета по возможности следят Госинспекция по маломерным судам (ГИМС) и патрульные катера комитета по транспорту. В связи с этим, по его словам, большая часть гребцов ушла в район Каменного, Елагина и Крестовского островов.
Мельников добавил, что в Ассоциации ожидают смягчения запрета. В частности, по информации Ассоциации, в ближайшее время Смольный разрешит ее представителям плавать по центральным рекам города с 5 до 8 часов утра. В Ассоциацию входит большинство компаний и клубов, которые занимаются турами и прогулками на байдарках, каяках и SUP-досках.

А кто в Петербурге следит за порядком на воде?

За порядком на водном транспорте следит водная полиция. Она относится к транспортной полиции и в ее юрисдикцию входит территория от порта Усть-Луга на юго-западе до северо-западного порта Выборг и до Онежского озера на северо-востоке — всего около 500 км.
Водная полиция работает и с административными правонарушениями, и с уголовными преступлениями.
К первым обычно относятся нарушения, связанные с рыболовством (ст. 8.37 КоАП, штраф от 2 до 5 тысяч для граждан, от 100 до 200 тысяч для компаний) или управлением коммерческим судном без соответствующей лицензии (ст. 14.1 КоАП, штраф от 2 до 2,5 тысяч для граждан и от 40 до 50 тысяч для компаний) или в состоянии алкогольного опьянения (ст. 11.9 КоАП, штраф от 1,5 до 2 тысяч или лишение прав на 1–2 года).
Среди уголовных преступлений, которыми занимается петербургская водная полиция, — незаконная добыча рыбы и других биоресурсов (ст. 256 УК РФ) и предоставление не отвечающих требованиям безопасности услуг по перевозке пассажиров (ст. 238 УК РФ).
Водная полиция ежедневно проводит профилактику нарушений и патрулирует акваторию Невы.

Авария на воде чем-то принципиально отличается от ДТП на дороге?

По словам врио начальника Петербургского линейного отдела МВД России на водном транспорте Дмитрия Шукаева, при аварии на воде порядок действий совсем другой, нежели в ДТП — хотя бы потому что судам невозможно оставаться на месте из-за течения воды. Разбор аварии проходит уже по показаниям участников и свидетелей или по кадрам съемки, если такая есть.
Почти вся Нева и многие каналы и реки просматриваются с камер, говорит Шукаев. «Как правило, собрать материалы и установить истину не составляет большого труда», — утверждает он.

По рекам постоянно гоняют гидроциклисты. Они попадают в аварии?

Дмитрий Шукаев рассказал, что в 2018-м водная полиция минимум трижды спасала из воды людей на тонущих гидроциклах, которые не умели в достаточной степени ими управлять. В августе 2017 года так погибла петербурженка, которая врезалась на арендованном гидроцикле в набережную Невы. Сообщалось, что арендодатель не поинтересовался у нее о наличии прав и опыта вождения.
Дмитрий Шукаев
врио начальника Петербургского линейного отдела МВД России на водном транспорте

— Это очень частая ситуация. Арендодатели по тем или иным причинам не удосуживаются проверять у арендаторов документы на право управления маломерным судном. Причем в случае аварии страдает больше всего, как правило, сам гидроциклист. Но и он же потом несет административную ответственность.

Гидроциклисты с правами, если они получены законно, редко попадают в аварии, рассказал Шукаев. У таких судоводителей обычно есть радиостанции для переговоров с другими участниками движения, и они хорошо знают Кодекс внутреннего водного транспорта, который регулирует судоходство и отношения между участниками движения на воде.

Этим летом стало популярно прыгать в воду с мостов, особенно с Яхтенного. Почему за это никого не наказывают?

С момента открытия Яхтенного моста, соединяющего Крестовский остров и Приморский район, прыжки с него в воду стали достаточно популярным городским развлечением. При этом некоторые такие прыжки заканчивались травмами. Однако еще ни разу не появлялась информация о наказаниях для прыгавших со стороны полиции.
Водная полиция может лишь вести профилактическую работу с теми, кто прыгает с мостов воду, и предупреждать об опасности. Но со стороны прыгающих нарушения закона нет. Если человек при падении пострадал, а рядом оказалась полиция, ее сотрудники поднимает пострадавшего на борт патрульного катера и вызывают скорую помощь.

Некоторые пытаются пересечь Неву вплавь, но полиция им мешает. Почему?

В июле 2017-го петербургский пловец Алексей Серёдкин проплыл почти всю Неву — от крепости Орешек до Финского залива, проведя в воде 13,5 часов. Перед финишем его задержала водная полиция, так как заплыв не был согласован. Это не единственный случай, когда Неву пытались переплыть: в августе 2015-го так утонул мужчина.
Дмитрий Шукаев
врио начальника Петербургского линейного отдела МВД России на водном транспорте

— Эта река просто опасна для пловцов. Даже не все заслуженные мастера спорта по плаванию на открытой воде берутся плыть через такую реку, как Нева. Она холодная, и в ней сильное течение. Все очень недооценивают опасность воды.

Шукаев объясняет, что водная полиция может предотвращать самостоятельные заплывы по Неве, чтобы обеспечить безопасность самих пловцов.

В июле полиция гналась за гидроциклистами по Фонтанке. Что это было?

В июле 2018 года сотрудники инспекции по маломерным судам в центре Петербурга преследовали на Фонтанке пятерых гидроциклистами. Как рассказали очевидцы, инспекторы начали преследовать водителей гидроциклов от моста Ломоносова, а закончилась погоня недалеко от Крестовского острова. В итоге ГИМС задержала только одного гонщика, ему грозил штраф.
В водной полиции такие случаи называют «контролируемым преследованием». Сотрудники полиции следует за нарушителями на расстоянии не менее 60 метров и без нарушений правил движения.
На воде нарушителя поймать не пытаются. Полицейский лишь по возможности устанавливает личность преследуемого и смотрит, где он пришвартуется.

Этим летом прямо посреди Невской губы прошла вечеринка на плоту. Так вообще можно?

В августе на Финском заливе прошла вечеринка, в которой приняли участие плот с куполом, пиратским флагом и мангалом, диджей и человек в костюме динозавра. В разговоре с «Бумагой» один из предполагаемых организаторов этого события Андрей рассказал, что оно проходило впервые.
Андрей сообщил, что вместе со знакомыми гидроциклистами решил организовать такую вечеринку, так как подобный формат популярен за границей, а в Петербурге было нетипично жаркое лето.
Мероприятие привлекло неожиданно много людей, так что Андрей думает сделать его регулярным. При этом, по его словам, так как масштаб вечеринки на этот раз был не слишком большим, они не стали его ни с кем не согласовывать. Андрей рассказал, что в течение праздника к ним обращались представители водной полиции и ГИМС, однако уплыли, когда убедились, что участники вечеринки не нарушают правопорядок. По его информации, проблемы возникли только у гидроциклистов, которые не взяли с собой права. В будущем организаторы хотят проводить такие мероприятия по согласованию с властями.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.