«Яндекс» совместно с антропологами РАНХиГС из группы «Мониторинг актуального фольклора» выпустил исследование об инфодемии — массовом распространении ненаучных советов, слухов и конспирологических теорий о COVID-19. Какие фейки о масках и вакцинах популярны у россиян, где чаще ищут «новости» о «золотом миллиарде» и живущей в море бактерии Синтии и что о коронавирусе хотят знать петербуржцы? «Бумага» пересказывает основные выводы исследования.
За полтора года россияне распространили более 6 миллионов фейков. Больше всего — в начале пандемии
Авторы исследования собрали базу данных из 244 видов фейков о коронавирусе, которые распространяли в соцсетях с начала 2020-го до середины мая 2021 года. В общей сложности зафиксировали более 6 миллионов постов и репостов.
Антропологи проследили распространение фейков в соцсетях на протяжении пандемии. Выяснилось, что активнее всего российские пользователи распространяли такие теории накануне массовых заражений коронавирусом: в середине февраля — конце марта.
В первую волну были популярны псевдомедицинские советы, сейчас — антипрививочные
Судя по графику, основанному на динамике запросов в соцсетях, в первую волну в России были наиболее популярны псевдомедицинские советы (например, что от коронавируса помогают имбирь, водочные ингаляции и так далее). Их активно воспроизводили с февраля по апрель, а также с сентября по ноябрь. Как рассказали «Бумаге» в «Яндексе», самый популярный в соцсетях фейк за весь период — как раз из этой категории: это история про русского врача Юру, который якобы работал в Ухане и знает, как бороться с коронавирусом.
Теории о вреде прививок (например, о том, что они могут привести к бесплодию) в начале пандемии были не так популярны. В конце ноября — начале декабря (одновременно с началом вакцинации) их стали обсуждать активнее. До сих пор это самая популярная категория фейков в России.
Фейки о происхождении коронавируса и его распространении, а также о влиянии пандемии на обычную жизнь с начала пандемии практически свелись к нулю. А антимасочные посты в последний раз обретали популярность в марте и апреле 2021 года. Конспирологические теории, связанные с отрицанием коронавируса, были популярны в феврале-мае, а также в сентябре-ноябре.
График основан на данных «Мониторинга актуального фольклора», которые собирают с начала эпидемии. Как рассказывала «Бумаге» глава исследовательской группы Александра Архипова, антропологи отслеживают повторяющиеся в соцсетях истории и анализируют их популярность с помощью системы мониторинга «Медиалогия».
Больше всего людей, искавших фейки, интересовало самолечение. А еще Билл Гейтс, мировое правительство и «золотой миллиард»
«Яндекс» и группа «Мониторинг актуального фольклора» определили наиболее популярные фейки в поисковике. Пользователи часто задавали вопросы про препараты, которые якобы помогают от коронавируса, а также искали информацию о том, как вылечиться с помощью вдыхания паров водки, имбиря и так далее. Среди антивакцинных фейков лидирует теория про Билла Гейтса, мировое правительство и «золотой миллиард»: якобы сооснователь Microsoft пропагандирует вакцинацию для сокращения населения ради богатейших людей мира.
Пользователи «Яндекса» также вбивали в поисковик запросы: «носить маску вредно», «коронавирус — это чье-то оружие», «вертолеты распыляют какую-то дезинфекцию», «коронавирус связан с бактерией Синтией». В последнем примере речь идет о фейке, развивающем старый миф: согласно нему, бактерия Синтия якобы использовалась для переработки разлившейся в Мексиканском заливе нефти и «вышла из-под контроля».
При этом «Яндекс» отмечает, что если человек ищет в интернете информацию про фейк, это еще не значит, что он ему верит. Некоторым может быть просто любопытно. Иногда в запросах есть желание проверить информацию: например, «посылки с алиэкспресс и коронавирус можно ли заразиться» и «можно ли есть бананы из за коронавируса официальный источник».
В исследовании популярности фейков использованы данные о запросах в «Яндексе» в 2020–2021 годах. Проверить динамику по любым ключевым словам можно по этой ссылке.
«Бумага» выпускала памятку, как отличить фейк от правды. В этом материале создатель сайта о фейках в российских СМИ «Лапшеснималочная» Алексей Ковалев рассказывает, как читать новости в интернете и не попасть в информационный пузырь.
В Петербурге чаще остальных искали фейк о стихотворении про жизнь в карантине, которое приписывали Пушкину
Некоторые фейки оказались особенно популярны в отдельных регионах. Например, в Петербурге и Москве пользователи чаще, чем в других больших городах, интересовались стихотворением про жизнь в карантине, которое приписывали Пушкину.
Это фейк, согласно которому во время эпидемии холеры в 1830 году Пушкин написал: «Позвольте, жители страны, / В часы душевного мученья / Поздравить вас из заточенья / С великим праздником весны!» Как выяснила «Комсомольская правда», на самом деле автор строк — сценарист, писатель, бард Евгений Агранович. Он написал это стихотворение в 1962 году, посвятив его священнику Александру Меню.
В Казани, где действовал жесткий масочный режим, чаще интересовались фейком о наночервях, которые якобы живут в масках и могут проникать в мозг. В Сочи чаще искали историю про бактерию Синтию. В Ростове-на-Дону было больше запросов про врачей, якобы фальсифицирующих диагнозы. А в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке чаще искали фейки о китайцах, которые якобы специально заражают людей коронавирусом.
«Бумага» выпускала интервью с главой группы «Мониторинг актуального фольклора» Александрой Архиповой о том, почему люди распространяют «советы Юры из Уханя» и «письмо бельгийских врачей», какой слух первым появился в России и за какие посты штрафовали пользователей.
Читайте также интервью с исследователем конспирологии Александром Панченко о теориях заговора вокруг коронавируса и других пугающих тем. Он рассказал, как возникает подобная конспирология и почему в России принято винить «внешних врагов».
Сегодня мы убиваем время не перед телевизором, а листая ленты соцсетей. Фильмы или кафе выбираем по советам блогеров, а не критиков. Чтобы разобраться, как изменилась информационная реальность, «Бумага» и «7×7» запускают проект «Все мы медиа». В нем мы рассказываем о региональных и нишевых авторах, ставших авторитетными медиа, проводим социологические исследования и серию фестивалей «Кампус»