Партнерский материал
29 октября 2021

В каких компаниях приятно работать? Как на это влияют гормоны и стиль управления? Вот выводы из международных исследований о корпоративной культуре

Последний год принес несколько громких историй про отношение разных компаний к своим сотрудникам: например, о том, как бизнес ведет себя в случае массовых увольнений. В медиапространстве можно встретить дискуссии о токсичном коллективе и о здоровой рабочей атмосфере. «Бумага» даже запустила рассылку о том, как получать кайф от своей работы и успевать жить.

В партнерском материале для Ассоциации «Объединение строителей Санкт-Петербурга» «Бумага» проанализировала международные исследования о здоровой корпоративной культуре. Читайте о том, какая работа нам нужна, чтобы чувствовать себя счастливее.

Если вас публично обвиняют в рабочих ошибках, склоняют к правонарушениям и провоцируют постоянный стресс, — к сожалению, вы находитесь в токсичной организации

Самый известный подход к описанию корпоративных культур сформулировал Эдгар Шейн, американский психолог, основатель научного направления «Организационная психология». Этот подход предполагает, что компания может самостоятельно создавать правила, которые не всегда совпадают с социальными нормами или законами. Если большинство сотрудников нарушают какую-то норму — например, едят чужую еду из холодильника, — то новый сотрудник с большой вероятностью тоже ее нарушит.

Исследователи выделили несколько ключевых характеристик корпоративных культур, которые становятся причиной токсичной атмосферы. Среди них — то, как организация разбирается с ошибками и промахами. Компания с этичным подходом обычно признает, что ошибки — это часть рабочего процесса, и поощряет работников признавать недочеты и учиться на них. Компания с нездоровой корпоративной культурой часто отрицает ошибки, отказывается их исправлять, переносит всю вину за промах на отдельных сотрудников.

Еще один важный показатель «здоровья» корпоративной культуры — связь между профессиональными успехами работников и отношением к ним в коллективе. Когда несущественные различия в успехах сотрудников приводят к огромным различиям в том, как к ним относятся коллеги, между ними появляется зависть и напряжение, коммуникация становится менее этичной. В целом исследователи отмечают, что чем больше компания игнорирует моральные вопросы в бизнесе, коммуникациях и задачах, тем хуже это сказывается на здоровье корпоративной культуры.

Как в «КВС» избегают конфликтов и развивают сотрудников ↓

Анжелика Альшаева
генеральный директор Агентства недвижимости «КВС»

— Я поддерживаю здоровую конкуренцию, но крайне отрицательно отношусь к интригам и конфликтам на рабочем месте. Избежать этого помогают правила, единые для всех. У нас есть строгие регламенты по поводу того, как именно менеджеры получают вознаграждения за сделки и как распределяются приходящие в компанию клиенты.

«КВС» заботится и о развитии специалистов. Дважды в год у нас проводятся тренинги от ведущих экспертов в сфере продаж. Если кто-то из сотрудников других отделов хочет пройти профильные курсы, он может сделать это за счет «КВС». Как строительная компания, мы также помогаем нашим сотрудникам решить квартирный вопрос: им полагается скидка на квартиры в наших домах.

Наше отношение к работе связано с гормонами. Руководители могут учесть это для создания здоровой атмосферы в коллективе

Малазийские исследователи пишут, что на поведение на рабочем месте, как и на поведение в других сферах жизни, влияют гормоны. Негативно повлиять на атмосферу в коллективе может, например, дофамин. Хотя он помогает замотивировать сотрудников, развить лидерские качества и лучше сконцентрироваться на цели, дофамин вызывает зависимость. Именно с этим исследователи связывают навязчивое желание новых достижений, чрезмерную сконцентрированность на показателях, деньгах или других количественных метриках. Этот эффект особенно опасен, когда речь идет о руководителях, которые в погоне за KPI могут забыть о потребностях и состоянии сотрудников.

В токсичной среде у работников повышается и уровень кортизола — гормона, отвечающего за стресс. Когда люди постоянно нервничают из-за конкуренции, непрерывного контроля и враждебной обстановки в коллективе, у них ухудшается не только производительность, но и здоровье, а отношения между коллегами становятся более токсичными.

Что касается гормонов, позитивно влияющих на рабочую атмосферу, один из них — серотонин. Исследователи пишут, что ключ к здоровой корпоративной среде — взаимное уважение и коммуникация между руководителем и подчиненными. Они приводят в пример футбольную команду: спортсмены стремятся победить не ради трофея, а ради тренера, который вложил в них столько усилий. В итоге победа повышает уровень серотонина, то есть счастья, как у команды, так и у тренера.

Еще одна важная составляющая здорового рабочего процесса — доверие и поддержка. За это отвечает окситоцин. Низкий уровень этого гормона означает, что сотрудник не чувствует себя в безопасности, не доверяет коллегам и руководителям, а значит, находится в постоянном стрессе.

Согласно исследованиям, для создания здоровой корпоративной среды руководители должны стимулировать выработку «позитивных» нейрохимических веществ: поддерживать коммуникацию с сотрудниками, создавать атмосферу прозрачности и доверия. В качестве негативного примера в статье упоминают сегодняшнюю Уолл-стрит — как образец токсичной корпоративной культуры, переполненной конкуренцией, недоверием и неврозами. Исследователи отмечают, что в подобных организациях высокая текучка кадров, а у сотрудников нет чувства привязанности и ответственности перед компанией.

Как в LEGENDA для сотрудников организовали подписку на книги и придумали систему лояльности ↓

Алексей Клюев
исполнительный директор холдинга «LEGENDA»

— В компании организованы обучающие программы: как от внешних экспертов — архитекторов, дизайнеров, — так и от собственной маркетинговой лаборатории LEGENDA, которая рассказывает о развитии нашего продукта, инновациях и трендах на строительном рынке. У сотрудников есть открытый доступ к библиотеке тематической литературы, а также возможность воспользоваться электронной подпиской на библиотеку бизнес-изданий.

Мы также развиваем собственную программу лояльности — LEGENDA PRIORITY CLUB. Программа предусматривает особые привилегии и скидки от партнеров компании. В их числе — спортивные клубы, рестораны, учебные и развлекательные учреждения.

Хорошие руководители открыто рассказывают о целях компании, помогают сотрудникам развиваться и не забывают о позитивной обратной связи

Американские исследователи провели серию глубинных интервью с опытными топ-менеджерами, чтобы разобраться, как они понимают модель эффективного управления. Чаще всего информанты говорили о важности четко сформулированной миссии, базовых корпоративных ценностях, партнерском стиле управления и последовательности.

К похожему выводу приходят и в другом исследовании о преимуществах и недостатках разных корпоративных культур. Исследователи рассмотрели 230 компаний и обнаружили, что в их корпоративных культурах чаще всего доминирует сосредоточенность на результате (89 %) или заботе (63 %). У каждого стиля есть свои слабые и сильные стороны. Например, концентрация на результате приносит стабильные и высокие показатели, но вызывает у сотрудников сильный стресс и приводит к недопониманию. В то же время акцент на заботе стимулирует креатив, доверие и командную работу, но замедляет принятие решений, ограничивает здоровую конкуренцию и развитие новых областей. А если вся культура компании сформирована вокруг понятия авторитета и жесткой иерархии, рабочая атмосфера становится тревожной, но при этом решения принимаются быстрее.

В исследовании также говорится о корпоративных культурах, для которых в приоритете порядок, безопасность, наслаждение (удовлетворенность и эмоциональная вовлеченность сотрудников), обучение или ориентация на общую цель.

Исследователи отмечают, что для мотивации и вовлеченности сотрудников лучше всего работает сочетание нескольких стилей корпоративной культуры. Например, ориентация на обучение и результат или на результат и заботу. Это позволяет поддерживать баланс между достижением результатов и эмоциональной вовлеченностью сотрудников.

Как объясняет глава исследовательского центра SuperJob Наталья Голованова, главные критерии выбора места работы для большинства россиян — это уровень оплаты труда (принципиально важен для 59 % опрошенных) и адекватность руководства (38 %). Сейчас многие сотрудники отмечают и важность work-life balance. По данным исследования SuperJob, женщины больше ценят комфортную психологическую обстановку: 33 % против 20 % среди мужчин.

Оценивая стиль управления своего нынешнего руководителя, почти 40 % работающих россиян назвали его скорее мягким и либеральным, 35 % — скорее строгим и авторитарным, а больше четверти затруднились дать точное определение.

По сравнению с 2014 годом, когда SuperJob проводил аналогичное исследование, россияне стали реже давать однозначные ответы на вопрос о том, с каким стилем руководства им лучше работается: снизилось как число тех, кому нужен жесткий контроль (с 10 до 8 %), так и тех, кто лучше трудится при полном отсутствии контроля (с 77 до 72 %).

Как в RBI развлекают сотрудников и оказывают им психологическую поддержку ↓

Екатерина Романова
заместитель директора по персоналу Группы RBI

— Компания всегда делает максимум для того, чтобы помогать сотрудникам развиваться. Ежегодно по программе «Таланты» мы даем сотрудникам гранты на обучение, прохождение курсов и тренингов. Кейс уже коронавирусной эпохи — бесплатная психологическая поддержка для всех, кто в ней нуждается, от профессиональных психологов.

У нас также есть книжный клуб, киноклуб, корпоративная библиотека, вечеринки в жанре «квартирник» и арт-выставки в офисе. Среди материальных мер поддержки — льготы на покупку квартир в компании: их получает каждый сотрудник спустя 3 года работы в RBI. Величина скидки зависит от стажа в компании — до 15 %.

В одном из германо-американских исследований пишут, что руководитель влияет на вовлеченность сотрудников даже больше, чем коллектив. Исследователи отмечают, что, как правило, «хорошие начальники» инвестируют время в обучение кадров, делятся информацией о стратегических планах компании и подсказывают, как работник может развиваться с учетом долгосрочных целей организации. В другом опросе карьерного сервиса Zety респонденты говорили, что им важно получать конструктивную обратную связь, которая сочетает в себе негативные и позитивные комментарии. Исследование Google также показывает, что хороший руководитель не тратит время на микроменеджмент, а уделяет больше внимания наставничеству в коллективе и стратегическим задачам компании. Важная черта успешного менеджера — умение слушать и проявлять интерес не только к рабочим, но и к личным новостям и интересам подчиненных. Несмотря на то, что представление о хорошем управленце варьируется в разных компаниях, во многих исследованиях прослеживается тенденция на открытость, коммуникацию, наставничество и развитие специалистов.

Соискатели хотят поддерживать баланс между работой и личной жизнью, быть свободными от офиса и чувствовать, что они приносят пользу компании

Американские исследователи отмечают, что на удовлетворенность сотрудника влияет perceived organizational support (POS) — уверенность в том, что организация ценит его работу и заботится о нем. Исследования показывают, что сотрудники с высоким POS испытывают меньше стресса на работе, охотнее возвращаются из больничных отпусков и показывают лучшие результаты. Cотрудникам важно чувствовать себя нужными, потому что это удовлетворяет их потребность в одобрении и принадлежности к коллективу, — и приносит спокойствие в сложные моменты. Этого можно достичь благодаря эффективному управлению, вовлеченной работе HR-специалистов, комфортным условиям работы и хорошему отношению со стороны руководителей и коллег.

Для того чтобы улучшить POS сотрудников, исследователи рекомендуют ставить посильные задачи с пропорциональными наградами, поощрять нетворкинг, помогать сотрудникам соблюдать баланс между работой и личной жизнью. Например, им можно предлагать смещенные часы работы или удаленку в определенные дни. Подобное отношение стоит транслировать еще до того, как сотрудник официально устроился в компанию: в этом случае он сможет сразу увидеть, как выглядит рабочая атмосфера, и принять решение.

Как в «Главстрое» проводят конференции для сотрудников и оказывают им помощь в трудной ситуации ↓

Анна Лях
директор по персоналу «Главстрой Санкт-Петербург»

— В рамках годового плана сотрудники проходят обучение по развитию профессиональных знаний и навыков. В том числе они тренируют soft skills, участвуя в обучающих курсах, интеллектуальных играх и различных конференциях. Мы также разработали программу, в которой начинающие специалисты осваивают принципы командной коммуникации, планирования, учатся ставить цели и задачи.

Набор базовых мер поддержки включает ДМС, годовые премии, скидки на покупку квартиры в компании, антиковидные мероприятия: вызов врача, госпитализацию, консультация терапевта. Кроме того, компания оказывает сотрудникам финансовую поддержку в связи рождением или потерей близких людей.

Мы стремимся создать комфортные условия не только для работы, но и для отдыха сотрудников. Коллектив участвует в крупнейших забегах и велопробегах Петербурга, в соревнованиях по гребле, также у нас есть свои футбольные и волейбольные команды.

Прошедший год показал, что именно на сотрудниках компании держится стабильность и гибкость бизнеса в кризисные времена. Из-за этого многие организации пересмотрели свои подходы к привлечению и удержанию специалистов.

В течение года исследователи из ​​Talent Accelerator изучали, как меняется культура управления в компаниях по всему миру. Проанализировав ожидания 2 тысяч работников и 500 HR-управленцев, они сформулировали три главных пожелания соискателей в посткоронавирусную эпоху. Во-первых, они ожидают гибких часов работы и не хотят быть привязанными к офису. По данным опроса, всё больше людей стремятся выбрать позицию, которая позволит им сочетать работу и личную жизнь. Во-вторых, наемные работники хотят переосмыслить понятие продуктивности и то, как она измеряется. Им важно, чтобы их результаты оценивались по критерию качества и ценности, а не количества. Но такой подход поддерживает только половина HR-управленцев. Остальные считают, что отсутствие контроля негативно скажется на продуктивности организации. Наконец, исследователи отмечают, что и сотрудники, и HR-специалисты стремятся работать в коллективе, состоящем из людей с разнообразным опытом, образованием и демографическими характеристиками.

Для того чтобы удовлетворить пожелания работников, исследователи Talent Accelerator советуют руководителям сконцентрироваться на поиске креативных, инициативных, но не всегда популярных кандидатов. Например, не бояться нанимать кого-то на неполный рабочий день, обратить внимание на тех, кто прервал или закончил карьеру (вышел на пенсию или в декрет), а также забыть о расстоянии и искать работников по всему миру. Еще в исследовании отмечают, что пандемия показала кризис многих позиций и направлений, поэтому работодателям важно помогать работникам учиться и постоянно развиваться. Так можно не только привлечь замотивированных специалистов, но и обеспечить определенную кадровую стабильность в период кризисов.

Как в «Ленстройтресте» помогают молодым родителям и оплачивают курсы для сотрудников ↓

Ксения Колотенко
руководитель отдела по внешним коммуникациям АО «Ленстройтрест»

— В основе корпоративной философии «Ленстройтреста» — уважение к потребностям сотрудников. Например, в центральном офисе компании есть специально оборудованная детская комната, куда сотрудники могут привести своего ребенка, если вдруг его пришлось взять с собой на работу. В детской комнате есть игры, конструктор LEGO, места для занятий. При необходимости с ребенком посидит няня «Ленстройтреста», а родители могут со своего рабочего места подключиться к системе видеонаблюдения. Кроме того, сотрудникам оказывают материальную поддержку во время создания семьи и рождения детей — и проводят встречи с психологом для молодых родителей.

«Ленстройтрест» также берет на себя часть расходов по оформлению полисов ДМС. А еще руководство компании поддерживает желание сотрудников проходить интересные программы повышения квалификации. В офисе организуют и курсы по английскому языку.

Для комфорта сотрудников мы обустроили собственное кафе с мини-библиотекой, кофемашиной и свежей выпечкой.

По словам руководителя пресс-службы hh.ru по СЗФО Марии Бузуновой, пандемия перестроила отношение людей к работе и укрепила среди работодателей понимание того, что люди — это крайне ценный и подвижный ресурс, который сложно найти и удержать в кризисные моменты. Если осенью 2020 года на одну вакансию приходилось шесть резюме по стране, то в мае 2020-го — уже десять (в ряде сфер — например, среди студентов — конкуренция доходила до 40 резюме). В 2021 году же на одну вакансию приходится в среднем четыре резюме по стране, что существенно ниже нормы. «Сейчас почти все профессиональные сферы испытывают один из самых крупных дефицитов работников за последние годы — соискатели стали менее активны и более избирательны. Кандидаты ждут нового отношения и заботы со стороны руководства» — объясняет Мария Бузунова.

По результатам опроса, проведенного hh.ru летом 2021 года, каждый второй респондент находит важной программу карьерного роста и рабочую среду со столовыми зонами, бесплатной парковкой и комнатой отдыха. После пандемии не менее важной становится забота о ментальном здоровье: почти половина опрошенных заявили, что хотят развития этого направления на работе. Кроме того, после длительной изоляции 35 % опрошенных россиян хотели бы увеличить число тихих зон для сосредоточенной работы, еще четверть предложили создать зоны для расслабления, йоги и медитации. Работодатели в целом готовы идти навстречу: в каждой второй крупной компании планируют заняться улучшением рабочей среды, а в каждой третьей — усилить заботу о ментальном здоровье работников.

Ассоциация «Объединение строителей Санкт-Петербурга» — первая региональная саморегулируемая организация в России. Сегодня в состав объединения входят порядка 900 строительных компаний Петербурга, в том числе «Главстрой Санкт-Петербург», «Ленстройтрест», «КВС», RBI и LEGENDA Intelligent Development.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь на «Бумагу» там, где вам удобно
Четвертая волна коронавируса
Законы о QR-кодах в транспорте могут не успеть принять до Нового года, пишут «Ведомости». Предположительный срок — февраль
Спикер Госдумы открыл в телеграме комментарии под постом о QR-кодах — и получил больше 600 тысяч сообщений. О чем люди писали чаще всего?
Сенатор предположил, что новый штамм коронавируса «омикрон» уже есть в России. Но в Роспотребнадзоре это опровергли
ВОЗ назвала новый штамм коронавируса греческой буквой «омикрон». Мутация признана «вызывающей беспокойство»
Что известно про новый штамм коронавируса B.1.1.529? Насколько он опасен и заражен ли им кто-то в России?
Новый год — 2022
В конце декабря на Конюшенной площади в Петербурге откроется каток ⛸
В центре Петербурга начался монтаж рождественской ярмарки. Уже можно увидеть первых мышей!
«Никольские ряды» начнут новый зимний сезон 1 декабря. Горку для катаний сохранили, вход на территорию будет бесплатным
Откуда привезут новогоднюю ель для Дворцовой и что с деревом будет после праздников? Отвечают власти
Уже планируете Новый год? В Смольном тоже — там рассматривают введение дополнительных запретов 😱
Как меняется Петербург
В саду Дружбы закончились работы по благоустройству. Показываем, как изменилось общественное пространство
Ради строительства Большого Смоленского моста хотят снести восемь исторических домов. Что это за здания?
Смольный может построить велодорожку из Лахты до Смолячкова. На «технико-экономическое обоснование» проекта выделили 11 млн рублей
Новый мост через Неву свяжет два берега Невского и Красногвардейского районов. Что известно о разводной переправе и как она может выглядеть
Как добиться установки урн во дворе, на набережной или в парке? Мундеп из Петербурга составил инструкцию
Вакцинация от коронавируса
В Петербург поступила новая партия вакцины «Спутник V» — более 100 тысяч доз
Что известно про новый штамм коронавируса B.1.1.529? Насколько он опасен и заражен ли им кто-то в России?
В общественном транспорте Петербурга не будут вводить QR-коды. А что насчет такси?
В Ленобласти введут обязательную вакцинацию вслед за Петербургом. Рассказываем, кого она коснется
В России регистрируют вакцину «Спутник М» для подростков. Что про нее известно?
Коллеги «Бумаги»
Обвинительные клоны
Непрофессиональное заболевание
Как читать новости о ковиде?
Научпоп
В России вручили премию «За верность науке». Лучшим научно-просветительским проектом года стал Science Slam 🙌
Мы заполнили два вагона поезда Москва — Петербург молодыми учеными. Что было дальше?
«Мир знаний» — ежегодный фестиваль научного кино. Как он изменился и что покажут в этот раз
Фестиваль научных и исследовательских фильмов «Мир знаний» проведут в Петербурге с 1 по 6 декабря. Тема этого года — космос
Почему у облаков в Петербурге бывают ровные края? Мы узнали у популяризатора астрономии и синоптика. Обновлено
Подкасты «Бумаги»
Как понять, что вы живете в гетто? Слушайте лекцию о том, почему происходит сегрегация в городах
Зимовка в теплой стране — это дорого и сложно? А что с границами? В этом подкасте планируем побег от холодов
Нанохлеб, «графеновики» и 3D-печать домов: в этом подкасте обсуждаем новые материалы и придумываем, что взять с собой в постапокалипсис
Как рождаются планеты и какой космос на вкус? Слушайте лекцию с фестиваля Science Bar Hopping — о роли пыли во Вселенной
Как интернет изменил наше общение? Подкаст про войсы, ошибки в переписке, стикеры и цифровой этикет 👋
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.