17 августа 2021

В центре Петербурга уже 10 лет хотят построить новый мост — это может привести к проблемам с навигацией и исключению из списка ЮНЕСКО. Что об этом известно

В новом проекте Генплана появился Ново-Адмиралтейский мост. Переправу между Коломной и Васильевским островом хотят построить в створе 16–18-й линий.

Как и 10 лет назад, когда этот же проект был признан незаконным, эксперты опасаются роста аварийности на воде, утраты исторических памятников (вплоть до исключения из списка ЮНЕСКО) и закрытия Адмиралтейских верфей.

«Бумага» рассказывает, что известно о прошлой попытке построить новый мост через Неву, в чем недостатки проекта и какие альтернативы есть.

Как новый мост пытались построить еще при Матвиенко

Проект нового моста через Неву, который связал бы Коломну и Васильевский остров, появился в Генплане Петербурга еще в конце 40-х годов ХХ века. Его целью было разгрузить ведущие в центр Петербурга мосты — Благовещенский и Дворцовый.

Следующий этап обсуждений моста пришелся уже на годы, когда губернатором была Валентина Матвиенко. При ней институт «Стройпроект» подготовил проект Ново-Адмиралтейского моста в створе 22–23-й линий. Как пишет «КоммерсантЪ», мост даже должен был стать подарком городу от нового президента США Джорджа Буша — как когда-то было с мостами в Петербурге и Париже, но не сложилось. Такое расположение требовало ограничений в навигации, чего можно было избежать с помощью технологического решения — правда, слишком дорогостоящего. Именно по этой причине от проекта в итоге отказались.

Мост решили передвинуть: из промышленной зоны он поднялся в историческую и должен был расположиться в створе 16–18-й линий. Такой проект в конце 2010 года утвердило правительство. В 2011-м конкурс даже выиграла компания «Пилон». Но работы так и не начались.

Строительство нового моста требовало значительных изменений. Под угрозой оказывались несколько рекреационных зон и исторических построек, а ученые сообщали о рисках для навигации: недостаточное расстояние между Ново-Адмиралтейским и Благовещенским мостами могло спровоцировать большое число аварий. Кроме того, новый съезд должен был проходить через Адмиралтейские верфи, то есть предприятию нужно было покинуть остров (это учтено в новом Генплане города).

Летом 2011-го градозащитники, среди которых были депутат Закса Алексей Ковалев и активисты движения «Охтинская губа», добились признания проекта Ново-Адмиралтейского моста недействующим и незаконным: он нарушал не только действующий Генплан, но и правила землепользования и застройки. Смольный направил жалобу в Верховный суд России, но решение городского суда осталось в силе. Как пишет «Новая газета», всего на проектировку моста и выкуп земли у Адмиралтейских верфей Петербург потратил более 2 миллиардов рублей.

Проект Ново-Адмиралтейского моста, проходящего в створе между 16–17 и 18–19 линиями Васильевского острова. Фото: Институт «Стройпроект».

Что не так с проектом нового моста в створе 16–18-й линий

Спустя 10 лет, уже при Александре Беглове, Ново-Адмиралтейский мост появился в новом проекте Генплана. Депутат Алексей Ковалев сообщил, что переправу снова наметили на створ 16–18 линий, несмотря на всю критику и признание строительства незаконным. Вот основные проблемы проекта.

В Неве может вырасти число аварий

Ученые Центрального НИИ морского флота еще 10 лет назад на основе эксперимента выяснили, что строительство моста ближе к центру может спровоцировать рост аварий на воде. Минтранс отметил, что проект может привести к 45 авариям за период навигации, то есть примерно за полгода. В Минтрансе также указали, что «проектом не определено место формирования караванов судов для прохождения разводки мостов, что чрезвычайно осложнит обеспечение судоходства по внутренним водным путям».

В 2011 году петербургские моряки выступили с открытым письмом к Валентине Матвиенко: они сообщали, что «неудачное местоположение на поворотном участке невского фарватера с сильными течениями, а также минимальный судоходный габарит гарантирует в будущем беспрецедентный риск аварийности речфлота».

Руководитель института «Стройпроект» Алексей Журбин в разговоре с «Бумагой» также отметил, что для бесперебойной работы Морского порта — то есть для дневной навигации и стоянки крупнотоннажных судов в ожидании развода мостов — новую переправу и вовсе следовало бы размещать в створе 24–25 линий, но и у этого варианта есть свои недостатки.

Памятники и зеленые зоны на набережных окажутся под угрозой

Ново-Адмиралтейский мост угрожает сохранности архитектурных памятников с обеих сторон Невы. Так, на Ново-Адмиралтейском острове сохранился первый в России каменный эллинг, мастерская и караульный дом. А на Васильевском съезды с нового моста должны выходить к ансамблю набережной Лейтенанта Шмидта с «регулярными домами», создававшимися по планам Трезини, которые стоят на деревянных лежнях. Ансамбль набережной также входит в перечень федеральных памятников. КГИОП в письме 2011 года отмечал, что в зону риска попадают 11 охраняемых государством памятников на набережной.

Кроме того, необходимые перестройки приведут к утрате бульвара на 17–18-й линиях Васильевского острова, который входит в перечень ЗНОП. К вырубке деревьев и утрате рекреационных зон приведет и расширение набережных рек Мойки и Пряжки.

Адмиралтейские верфи могут прекратить существование

В разговоре с «Бумагой» депутат Закса Алексей Ковалев также добавил, что проект может привести к уничтожению Адмиралтейских верфей. Конкретных проектов по переносу мощностей предприятия на сегодняшний день нет, хотя рассматривался вариант с переездом в Кронштадт, верфи продолжают работать.

При этом в новом проекте Генплана эта территория значится как территория деловой застройки. Адмиралтейские верфи — стратегически важное предприятие, в протоколе заседания совета директоров в мае 2021 года чистая прибыль верфей обозначена в 3,5 миллиарда рублей.

Петербург могут исключить из списка ЮНЕСКО

Так как предполагается, что новый мост появится в зоне исторического центра, внутри которой запрещено новое строительство без согласования, в городе опасаются, что город могут исключить из списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Так было, например, с Дрезденом, где построили новый мост через Эльбу. Когда проект обсуждался при Валентине Матвиенко, она заявила, что город «ничего от ЮНЕСКО не получил» и ЮНЕСКО вообще «красивый бантик на теле Санкт-Петербурга».

Планировочное решение мостового перехода через Большую Неву в створе между 16–17 и 18–19 линиями В.О. Источник: Институт «Стройпроект»

Нужен ли вообще новый мост и как он может изменить Коломну

Новый мост может решить проблему изоляции Васильевского острова, рассказал «Бумаге» Иван Вергазов, урбанист и автор телеграм-канала «Сказочный проектировщик». Вергазов считает, что сейчас часть острова отрезана и ЗСД в этом не помогает: до нее нужно ехать вокруг острова, а дорога в центр проходит через узкие улицы. Вергазов считает, что именно поэтому так загружен Дворцовый мост и станция метро «Василеостровская».

С необходимостью моста согласна и Екатерина Шарма, исполнительный директор компании Human Creative Capital, руководитель исследовательской программы Urban HUB. Она считает, что выездов с Васильевского острова недостаточно и они не справляются с нагрузкой, которая не была предусмотрена старым планом.

Другая сторона вопроса, на которую обращает внимание Иван Вергазов, — нужен ли городу такой «мощный автомобильный мост» и стоит ли в принципе поддерживать текущий уровень автомобилизации в центре. Вергазов считает, что преобразование автомобильной инфраструктуры в Коломне может превратить мост и прилегающие дороги в одну сплошную пробку. Урбанист отмечает, например, что площадь у Мариинского театра «и так всё время стоит».

Екатерина Шарма считает, что Коломна вряд ли сильно изменится после строительства моста — транзитный поток станет другим, но жителям округа, по ее мнению, станет только проще выезжать и въезжать в район.

По ее оценкам, проект преобразит набережную реки Пряжки, вместе с реконструкцией под транзитную функцию там необходимо предусмотреть проект благоустройства набережной. При этом, напомним, стройка подразумевает вырубку деревьев и утрату рекреационной зоны из-за расширения проезжей части.

В новом Генплане, отмечает Екатерина Шарма, территория Ново-Адмиралтейского острова, где находятся верфи, отдана под деловую застройку — что является более эффективным и перспективным использованием этих земель для города, так как «пятен» под развитие деловой и социально-культурной инфраструктуры в городе уже не осталось.

Руководитель института «Стройпроект» Алексей Журбин рассказал «Бумаге», что с точки зрения развития транспортной инфраструктуры Петербурга мост в створе 22–23-й линий будет эффективнее. По мнению Журбина, он позволит выезжать в Адмиралтейский район с Наличной улицы по кратчайшему пути, что разгрузит транспортную сеть, в том числе в историческом центре, и улучшит связи Васильевского острова с другими районами. Кроме того, в таком случае мост разместится уже за границей охранной зоны ЮНЕСКО.

Что будет дальше

Сейчас депутат Алексей Ковалев, который направил запрос губернатору Беглову, ждет ответа относительно судьбы проекта. Если власти решат реализовать проект, им придется внести изменения в действующий Генплан и законодательно закрепить их. Дальше, вероятно, если Смольный действительно намерен запустить стройку и реализовать проект к 2040 году, придется начать процесс выселения «Адмиралтейских верфей» с Ново-Адмиралтейского острова.

После публикации материала мы внесли правки: исправили должность Екатерины Шарма, в названии которой была допущена ошибка, и уточнили ее комментарий.


Читайте историю Ленинградского дворца молодежи, на месте которого хотят построить ЖК. Здесь Цой впервые спел «Группу крови», а советские циркачи рассказывали о Японии. 

Петербургская инженерная группа, проектировал ЗСД в Петербурге, искусственные объекты на КАД и мост Бетанкура.

В Париже построили мост Александра III, а в Петербурге — Троицкий.

«Стройпроект» предлагал создать разводной пролет длиной 120 метров.

Такой вариант уже рассматривали — он значился в Генплане 1966 года.

Действующий Генеральный план Петербурга рассчитан на 2021—2030 годы с перспективой до 2050, но сейчас также есть новый проект Генплана, который власти хотят принять к концу 2021 года.

Контр-адмирал, доктор технических наук Игорь Колесников, капитан дальнего плавания, замначальника пассажирского порта Алексей Веселов и другие.

Помещение для строительства и ремонта судна

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Как меняется Петербург
Exit mobile version
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.