3 марта 2021

В БДТ представили новую часть «Трех толстяков». В ней гигантский Сталин ест людей, звучат тексты философов, а с потолка сыплются тонны песка. Вот главное о громкой премьере

В БДТ прошла премьера спектакля «Три толстяка. Эпизод 7. Учитель». Это долгожданное продолжение зрелищного театрального сериала, начатого в Петербурге четыре года назад.

Новая постановка — своеобразный спин-офф. Он носит номер семь, хотя эпизодов с третьего по шестой не существует, но и рассказывает историю ученого Туба, о котором в сказке Юрия Олеши, давшей импульс всему проекту, известно совсем мало.

«Бумага» посмотрела спектакль и рассказывает главное о процессе его создания, сценографии и возможном продолжении.

Новый эпизод «Трех толстяков» — спин-офф театрального сериала по мотивам сказки Олеши

Первые две части «Трех толстяков» — «Эпизод 1. Восстание» и «Эпизод 2. Железное сердце» — выпустили в БДТ в 2017 и 2018 годах. Импульсом для работы над спектаклем, который изначально задумывался единственным, стала одноименная сказка Юрия Олеши. Книга, написанная в 1924 году, рассказывает о восстании бедняков против богачей в лице трех толстяков в выдуманной стране.

И хотя «Три толстяка» были только отправной точкой для постановки Андрея Могучего, в первых двух эпизодах было если не прямое следование сюжету, то как минимум разработка известных по сказке персонажей. Новый же эпизод стал спин-оффом по отношению к первым двум частям. В нем рассказывается история ученого Туба, учителя доктора Гаспара Арнери.

В произведении Олеши Туб появляется только в конце, читатели про него практически ничего не знают. В постановке же Могучего ученый, поставленный в центр спектакля, обретает имя, отчество и биографию. Роль Туба исполняет знаменитый актер Сергей Дрейден. 

Копия Ивана Ильича (Борис Заруцкий), Иван Ильич Туб (Сергей Дрейден) и Гаспар Арнери (Александр Ронис). Фото: Стас Левшин

Литературные источники спектакля — фрагменты текстов философов Мераба Мамардашвили, Александра Пятигорского, Георгия Гурджиева, физика и философа Роберта Бартини, а также сказка Вильгельма Гауфа «Холодное сердце». Кроме того, важный вклад в спектакль сделал и Сергей Дрейден: в постановке можно увидеть отсылки к его детским воспоминаниям, когда каждый ребенок СССР любил Сталина. 

Эпизод «Учитель», дистанцированный и от сказки Олеши, и от первых двух частей, позволяет смотреть постановку как отдельное произведение, а не только как продолжение театрального сериала. Более того, на пресс-конференции в ТАСС перед премьерой Сергей Дрейден признался, что сам не смотрел первые две части «Толстяков», но это, по мнению Могучего, никак не сказалось на работе.

На работу над «Толстяками» повлияли недавние политические события — от поправок в Конституцию до отравления Навального

В спектакле нет прямых цитат из реальных речей, слоганов или образов живых людей, но режиссер Андрей Могучий, художник Александр Шишкин и артист Сергей Дрейден сходятся в том, что новая часть «Трех толстяков» непосредственно связана с реальной жизнью.

Среди событий, которые в том или ином виде повлияли на работу над новым спектаклем, Александр Шишкин назвал протесты в Беларуси, пандемию коронавируса, перенос даты празднования Дня Победы, внесение поправок в Конституцию, отравление Алексея Навального и его последующее возвращение в Россию.

«Спектакль имеет серьезное отношение к жизни», — считает Шишкин. «Мы были заряжены событиями, но не зависимы от них, — дополняет описание работы над „Толстяками“ Дрейден. — Мы не были злободневны». Действительно, постановка в большей степени рассказывает о подчинении и покаянии человека, чем об исторических процессах.

«Три года [с премьеры второй части „Трех толстяков“] время менялось быстро, резко и непредсказуемо», — рассказывал о работе Андрей Могучий, отмечая, что «спектакль был мотивирован улицей». По словам режиссера, события реальной жизни проходили «мучительный» процесс отбора, прежде чем повлиять на постановку: такой строгий фильтр был нужен, чтобы материал не устарел с течением времени.

Над новой частью работали больше двух лет, а премьеру переносили из-за пандемии

О работе над новым эпизодом «Трех толстяков» в БДТ стало известно практически сразу после премьеры второй части в марте 2018 года. Зрители ждали премьеру третьей части в декабре 2019-го, официально выпуск назначили на весну 2020-го, но еще до премьеры театры закрыли из-за пандемии. В итоге новую часть показали только в феврале 2021 года.

В течение всего этого времени работа над постановкой продолжалась. Андрей Могучий отмечал, что так как работа над проектом велась в том числе во время самоизоляции, это позволило команде несколько месяцев репетировать прямо на сцене, хотя обычно у труппы есть всего пара недель.

Причем изначально речь шла о третьей части, о том, что она выйдет под номером семь — как бы пропустив сразу четыре части, — известно не было. Во многих рецензиях отмечались отсылки к «Звездным войнам»: и в некоторых стилистических решениях, и в трактовке конфликта, а теперь и в порядке выхода эпизодов.

Одни из ярких образов спектакля — Сталин, съедающий людей, и сыплющийся «с неба» песок

Действие спектакля частично разворачивается в «загадочном пространстве, похожем то ли на пустыню, то ли на заброшенный пляж, то ли на гигантскую песочницу», говорится на сайте театра. Зрители не знают, где это: подсказка могла бы быть в предыдущих частях, но их в театре перескочили. Для создания эффекта пустыни в начале спектакля на сцену как бы с неба сыплется около 3 тонн «песка». На самом деле в оформлении спектакля используется не настоящий песок, а пробочная крошка, после показа ее собирают и затем используют снова.

Еще один яркий образ, воплощенный в сценографии, — Сталин. По сюжету Иван Ильич Туб родился в довоенном Ленинграде и изначально носил фамилию Тубин, он сын авиаконструктора-коммуниста, которого арестовали во время Большого террора. При этом маленький Ваня очарован личностью Сталина, как и почти все дети его поколения.

Сталин присутствует в спектакле в нескольких образах, в частности в виде огромного (8,5 метра в высоту) портрета с подвижной челюстью, который «съедает» артистов — деда и сестру Вани. Есть в постановке и Сталин как человек — его играет Анатолий Петров, на сцену также выходит группа артистов в масках с лицом генсека.

Критики называют спектакль зрелищным, свободным и цельным

Реакция критиков на новый спектакль скорее положительная. Так, театральный критик Антон Хитров в своем тексте для «Медузы» пишет, что седьмой эпизод — самый зрелищный. «Художник Александр Шишкин, постоянный соавтор Могучего, воплотил эффектную метафору памяти: на безжизненном песке откуда ни возьмись возникают люди и вещи, словно миражи в пустыне».

Ирина Селезнева-Редер в «Петербургском театральном журнале» написала, что «пандемийный локдаун взвил нюансировку театрального произведения до невиданных давно высот» и что «сложный постановочный спектакль Андрея Могучего <…> смотрится с первых показов законченным, продуманным произведением, где мельчайшие детали уже обоснованы и закреплены как неотъемлемая часть большого полотна».

В рецензии Вадима Рутковского на сайте coolconnections.ru отмечается свобода в подходе к теме и визуальном воплощении: спектакль, по мнению Рутковского, похож не на «репертуарную единицу», а на «вольный, живой перформанс, рождающийся будто бы на твоих глазах, здесь и сейчас».

При этом на премьерных показах до финала спектакль досматривали не все зрители. Важно отметить, что седьмой эпизод не только стилистически отличается от первых двух, но и длится в два раза дольше — четыре часа — и проходит с двумя антрактами.

Ищете достойную выставку, спектакль или концерт? Подписывайтесь на культурный гид «Бумаги» 🎭

В БДТ не исключают, что у «Трех толстяков» будет продолжение. Но не обязательно в виде еще одного спектакля

О работе над следующей постановкой пока не сообщается, более того, Андрей Могучий заявил, что в театре устали от «Толстяков» и БДТ нужна передышка. Однако режиссер не исключил, что у проекта может быть продолжение, но не обязательно в виде спектакля.

Ранее, весной 2019-го, Андрей Могучий говорил о финале театрального сериала следующим образом: «Надо закончить эпопею с „Толстяками“. Сочинить последний эпизод. „Война“. Ну а дальше… там видно будет». Сейчас о «Войне» ничего не известно.

Могучий считает, что «зритель может смотреть и пересматривать спектакль, собирая его как кубик Рубика». Кроме того, режиссер заявил, что будет даже рад, если кто-то напишет сценарий одной из частей и выложит в интернет. При этом седьмой эпизод заканчивается надписью «Продолжение следует».


Подписывайтесь на культурный гид «Бумаги», чтобы всегда быть в курсе, на какие выставки и спектакли пойти. Читайте также о петербургском спектакле в барах, где выпивают и слушают джаз, и о постановке про русскую классику, у которой есть пять версий.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Что смотреть в театрах Петербурга
Как театры Петербурга проведут годовщину войны? Изучили афиши на 24 февраля
«Это ответ на вопрос „Что я делал эти 8 лет?“». Директор фестиваля «Точка доступа» — о его закрытии
Путин предложил воссоздать Дирекцию императорских театров, объединив Мариинку и Большой
Петербургский театр Fulcro объявил о переходе в диджитал-формат. Что с проектом будет дальше?
Моника Беллуччи прилетит в Петербург и сыграет в спектакле на сцене Александринского театра
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.