19 августа 2021

У партнеров по кампании «Доброшрифт» конфликт. Фонд и агентство обвиняют друг друга в недобросовенности и желании присвоить проект — что об этом известно

У партнеров по кампании «Доброшрифт» — благотворительного фонда «Подарок Ангелу» и коммуникационного агентства «Сметана» — конфликт. Фонд обвинил агентство в непрозрачности процессов, невыплатах и присвоении проекта «Доброшрифт». Основатель «Сметаны» Андрей Бузина отрицает обвинения и считает, что причина конфликта в том, что стороны не смогли договориться о продолжении проекта. «Бумага» рассказывает, что известно о ситуации.

Фонд «Подарок Ангелу» обвинил агентство «Сметана» в непрозрачной работе и невыплате денег

Создательница фонда «Подарок Ангелу» Анастасия Приказчикова обвинила креативное агентство «Сметана» в непрозрачной работе и невыплате денег за мерч для благотворительной кампании «Доброшрифт». Пост об этом она опубликовала у себя в фейсбуке.

Приказчикова утверждает, что фонд «Подарок Ангелу» так и не получил от агентства деньги за мерч, проданный в 2020 и 2021 годах. По ее словам, фонд много месяцев требовал перечислить средства, чтобы оказать помощь детям и отчитаться перед благотворителями. Как рассказала создательница фонда, пока шло обсуждение, «Сметана» объявила о создании собственного фонда фондов «Доброшрифт», который, по ее мнению, ассоциируется с «Подарком Ангелу», но не имеет к нему никакого отношения.

Приказчикова отмечает, что у фонда есть подписанный только представителями «Подарка Ангелу» лицензионный договор 2019 года, действующий до 31 декабря 2021 года с условиями, что бренд «Доброшрифт» принадлежит агентству (однако владелец агентства Андрей Бузина опубликовал документ с подписью представителей «Сметаны» и «Подарка Ангелу»). При этом еще до момента подписания этого документа «Сметана» в одностороннем порядке зарегистрировала товарный знак на себя.

По словам Анастасии Приказчиковой, создание фонда «Доброшрифт» было совместным видением развития проекта. Основательница «Подарка Ангелу» пишет, что ее команда долго пыталась согласовать со «Сметаной» все необходимые документы, распределить ответственность и позиции. Она отмечает, что даже после утверждения вариантов, документы не были подписаны. Руководительница спецпроектов фонда «Подарок Ангелу» Евгения Серикова в разговоре с «Бумагой» добавила, что в 2020 году за несколько часов до посещения нотариуса, где должны были подписать документ, Андрей Бузина, отменил встречу, а спустя год объявил о единоличном создании фонда.

Евгения Серикова также рассказала «Бумаге», что до октября 2020 года дистрибуцией мерча занимала компания «Смерч». Представители компании, по словам Сериковой, регулярно присылали отчеты и переводили средства в фонд. В октябре «Сметана» выкупила продукцию у «Смерча» и занялась дистрибуцией самостоятельно — после этого и возникли проблемы.

В ответ руководитель «Сметаны» обвинил «Подарок Ангелу» в желании быть единственным бенефициаром «Доброшрифта»

Андрей Бузина в ответной публикации заявил, что идея проекта «Доброшрифт» принадлежит команде «Сметаны» — по этой причине агентство изначально подало заявку на регистрацию товарного знака. Он отметил, что «фонд о планах на регистрацию знал — это в итоге было прописано буквально спустя неделю в совместном соглашении о партнерстве».

По словам Бузины, в соглашении также подтверждались авторство и права «Сметаны» на проект и все материалы. Кроме этого, отмечает Бузина, между фондом и агентством был оговорен срок — с 26 сентября 2019 по 31 декабря 2021 года, — во время которого «Сметана» не может сотрудничать с другими благотворительными фондами.

Андрей Бузина также называет ложной информацию о том, что «Сметана» много месяцев не присылала отчеты. По его словам, проект длится год и завершается в сентябре, а 16 августа фонд получил полные результаты кампании за десять месяцев. Бузина добавил, что агентство не зарабатывает на мерче: 100 % прибыли идет в фонд, а 79 % стоимости товаров составляют расходы на материалы, производство, доставку, логистику, комиссии и налоги. По его словам, «Сметана» переведет отчетную сумму на счет фонда в течение двух рабочих дней — с 18 августа.

По мнению Бузины, причина конфликта в том, что агентство и фонд не смогли договориться о продлении сотрудничества в конструкции фонда фондов — якобы «Подарок Ангелу» хотел оставаться единоличным бенефициаром и получить исключительные права на благотворительную кампанию. Сам же Бузина считает, что у кампании большой потенциал для того, чтобы помогать разным категориям детей с особенностями развития.

Руководительница спецпроектов «Подарка Ангелу» Евгения Серикова в разговоре с «Бумагой» рассказала, что на счет фонда поступило 2 миллиона 300 тысяч рублей, но, по подсчетам фонда, сумма должна быть больше. Об этом же написала создательница фонда Анастасия Приказчикова. Сейчас представители фонда ведут переговоры с агентством и пытаются узнать, почему корпоративным клиентам была сделана скидка за счет пожертвований.

У агентства и фонда разные версии того, кому принадлежит идея «Доброшрифта»

Как утверждают в фонде «Подарок Ангелу», проект «Доброшрифт» родился из социальной кампании «Спасибо», которую для НКО придумал Александр Семин — бывший муж телеведущей Эвелины Бледанс и отец ребенка с синдромом Дауна. Кампания стартовала в 2018 году и рассказывала о детях с ДЦП и их семьях. Слоганом проекта была фраза «Чтобы написать слово „Спасибо“, у особенного ребенка уходит около 60 минут».

По словам Андрея Бузины, команда «Сметаны» создала «Доброшрифт» в декабре 2018 года. После этого представители агентства встретились с несколькими НКО, которым мог бы подойти «Доброшрифт», — среди них был и фонд «Подарок Ангелу». Он рассказал, что увидел некоторое сходство их кампаний и предложил сотрудничество.

Проект «Доброшрифт» был дважды совместно реализован агентством, фондом и генеральным спонсором «Росбанком». В 2019 году, как говорится на сайте проекта, в акции участвовало 400 брендов, благотворителям удалось собрать 16 миллионов рублей и оказать помощь 241 ребенку. Как Андрей Бузина рассказал Forbes, акция 2020 года получилась как минимум в два раза масштабнее предыдущей — и по охватам, и по сборам. В ней приняли участие такие крупные бренды, как «Яндекс», «Сбербанк», «Росбанк», X5 Retail Group. «Бумага» также поддерживала кампанию в 2019 году. В том же интервью Бузина отметил, что для агентства это «коммерческая история».

Суть проекта заключается в том, что раз в год, во Всемирный день поддержки людей с ДЦП, который приходится на первую среду октября, запускается вирусная кампания, во время которой бизнес и обычные люди могут использовать этот шрифт, чтобы привлечь внимание к проблеме и помочь подопечным фонда «Подарок Ангелу» — сделать пожертвование или купить мерч кампании.

«Сметана» намерена и дальше развивать проект «Доброшрифт», распространять его на другие фонды и помогать людям с другими заболеваниями. По словам Бузины, новая НКО уже регистрируется в Минюсте.

Ранее Бузину уже обвиняли в нарушении договоренностей

В 2017 году экс-менеджер и партнер «Сметаны» Мария Галенко рассказала, что покинула компанию из-за Бузины. По ее словам, при запуске «Сметаны» партнеры договорились распределять деньги и обязанности равными долями, после чего они подписали уставные документы, в которых Бузина получил 60 % «Сметаны», а Галенко — 40. Галенко говорила, что посчитала такое распределение справедливым.

По словам Галенко, в 2011 году, когда Бузина предложил запустить сервис дистрибуции видео Seedr, он сообщил, что она не владеет долей компании, и предложил остаться в «Сметане» как менеджер проекта.

Сам Бузина утверждает, что доля Галенко в компании обсуждалась на старте «Сметаны», тогда он предложил ей 30 % проекта. По его словам, Галенко такой вариант не устроил и она покинула компанию, а Бузина развивал агентство как единоличный собственник. Позднее еще одна бывшая сотрудница «Сметаны» рассказала, что Бузина пообещал ей долю в компании, а потом отказался от своего обещания. Владелец «Сметаны» утверждает, что женщина получала процент от прибыли.


Читайте наш текст о том, как «Антон тут рядом» открыл в Петербурге инклюзивный центр для детей с особенностями и без — и почему он необходим. 

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.