Многие живущие за рубежом россияне продолжают использовать сим-карты российских операторов: туда приходят уведомления из банков, звонки и СМС с кодами авторизации из приложений «Мой налог» и «Госуслуги». Некоторые, наоборот, отказываются от симок и забывают их деактивировать. В любом случае номер могут заблокировать.
Paper Kartuli рассказывает, что делать, если сим-карта оказалась недоступна, можно ли восстановить ее и как быть, если оператор грозит подать в суд.
Почему могут заблокировать сим-карту? ↓
Почему могут заблокировать сим-карту? ↓
На сайтах российских мобильных операторов указано, что обычно сим-карты блокируют, если:
- на счете длительное время отрицательный баланс;
- номер не использовался от 60 до 180 дней в зависимости от тарифа и оператора;
- пользователь неоднократно неправильно ввел PIN- и PUK-коды (Personal Identification Number и Personal Unlock Key);
- номер посчитали используемым для рассылки спама;
- пользователь не подтвердил персональные данные.
Зачем подтверждать персональные данные? ↓
Зачем подтверждать персональные данные? ↓
Операторы просят абонентов подтвердить персональные данные с 2018 года — тогда в силу вступили изменения в федеральный закон «О связи».
Согласно поправкам, все мобильные операторы обязаны проверять достоверность персональных данных пользователей: Ф. И. О., дату рождения, паспортные данные.
Обычно о необходимости подтвердить персональные данные операторы сообщают по СМС или в приложениях. Подтвердить данные можно через профиль на сайте или в приложении оператора, через «Госуслуги» или в салоне связи.
Что делать, если сим-карту заблокировали? ↓
Попробуйте связаться с оператором и выяснить причину блокировки. В зависимости от причины в некоторых случаях разблокировать сим-карту можно удаленно: например, если блокировка произошла из-за задолженности, долг иногда нужно просто погасить.
Чаще всего, судя по информации на сайтах мобильных операторов, приходится идти в салон связи. К примеру, если вы неправильно ввели PIN-код, а затем несколько раз ошиблись и с PUK-кодом, карту заблокируют полностью, ее придется менять на новую. При этом если вы неправильно ввели лишь PIN-код, разблокировать симку можно с помощью восьмизначного PUK-кода: он указан на пластиковой основе карты, которую выдают при подключении к оператору.
Также в салон связи нужно обращаться в случае, если карту заблокировали из-за длительного неиспользования. Если вы находитесь не в России, сделать это можно, как указано на сайтах мобильных операторов, по нотариально заверенной доверенности.
При этом важно знать, что при блокировке сим-карты восстановить прежний номер можно не всегда. Например, на сайте «Мегафона» написано, что восстановить отключенный номер, которым не пользовались более 90 дней, можно, только если его не передали в продажу.
При автоматической блокировке бывает невозможно восстановить и сим-карту. Так, в МТС, если картой не пользовались от 60 до 183 дней после автоматической блокировки со стороны оператора, восстановить ее невозможно, нужно покупать новую.
Что делать, если оператор грозится подать на клиента в суд? ↓
В случае, если вы долго не пользовались сим-картой и у вас появился долг, операторы иногда присылают уведомления о необходимости погасить его. Сначала по СМС и электронной почте, а потом обычной почтой, убедились корреспонденты Paper Kartuli.
В таком письме от «Мегафона», например, написано: «В связи с длительным непогашением задолженности ПАО „МегаФон“ (Северо-Западный филиал) вынуждено направить в суд исковое заявление о взыскании с вас задолженности». Скриншот сообщения есть в распоряжении Paper Kartuli.
Также в сообщении указано, что, согласно закону «О кредитных историях» (218-ФЗ), персональные данные должника могут направить в кредитное бюро, информацией которого пользуются банки. На погашение долга дается семь дней с момента получения письма.
Юрист Мирза Чирагов объяснил Paper Kartuli, что отношения пользователя и оператора основаны на оказании услуг.
По правилам оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи (п. 146 постановления правительства РФ от 18 мая 2005 № 310) «в случае неоплаты, неполной или несвоевременной оплаты услуг телефонной связи абонент уплачивает оператору связи неустойку в размере одного процента стоимости неоплаченных, оплаченных не в полном объеме или несвоевременно оплаченных услуг телефонной связи, если меньший размер не указан в договоре, за каждый день просрочки вплоть до дня погашения задолженности, но не более суммы, подлежащей оплате».
«Дела о взыскании [в судебной практике] встречаются сейчас довольно редко. Это связано с тем, что в подавляющем случае отсутствие денежных средств на балансе автоматически означает блокировку. Но если вы ушли в минус, то оператор вправе взыскать задолженность. Такая опция у оператора остается. Следует помнить, что он может не блокировать сим-карту, начислять на задолженность неустойку, а позже взыскать. Кстати, авансовые платежи абонента вернуть нельзя, они не являются дебиторской задолженностью», — поясняет Мирза Чирагов.
Срок исковой давности, согласно статье об общем сроке исковой давности (ст. 196 ГК РФ), составляет три года. Начало срока определяется со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении.
Как избежать блокировки? ↓
Чтобы сим-карту не заблокировали, нужно следить за балансом и актуальностью данных, а также поддерживать активность номера.
Для этого можно перейти на электронную сим-карту, установить переадресацию звонков на телефонных секретарей или пользоваться сервисами типа e-motion от «Мегафона» или «Мой коннект» от МТС, которые позволяют абонентам совершать и принимать звонки внутри приложения с любых номеров, включая международные.
Можно ли отказаться от российской симки? ↓
Если вы не пользуетесь российским номером, но хотите сохранить его, сим-карту можно временно заблокировать самостоятельно — российские операторы предоставляют услугу блокировки с сохранением номера. Обычно за это взимается плата: например, в МТС нужно платить по 1,1 рубля в день спустя 14 суток после блокировки. Также заблокировать сим-карту следует, если вы потеряли или у вас украли телефон.
Воспользоваться этой услугой можно в личном кабинете, набрав специальную команду на телефоне, позвонив в контактный центр оператора или посетив салон связи.