13 сентября 2016

Зачем самый дорогой художник Китая привез свои работы в Петербург и поймет ли его местная публика

В ЦВЗ «Манеж» открылась выставка китайского художника Цуй Жучжо «Мерцание гладкой яшмы». Его работы на международных аукционах покупают за десятки миллионов долларов, а сам он мечтает, чтобы его картины превзошли по цене Пикассо.

Художник рассказал «Бумаге», рассчитывает ли он на понимание российской публики, как на китайское искусство влияют Россия и Запад и почему его работы стоят так дорого.

Цуй Жучжо. Фото: prnetwork.com.hk

Зачем привозить китайское искусство в Россию и в Петербург

Россия — это великая страна, а русское искусство близко и понятно китайцам. Мы знаем всех великих русских художников: Репина, Сурикова, Серова, Левитана, Шишкина, знаменитых русских писателей: Толстого, Пушкина, Шолохова, Чехова. Все эти имена знакомы китайскому народу, а само искусство китайцы воспринимают как родственное. Поэтому Петербург — идеальное место для проведения выставки.

Последние пять лет я выставлялся в самых разных музеях в Китае — у меня была передвижная выставка. Экспозиции моих работ проходили и в Государственном музее Китая, и в знаменитом музее Гугун (Императорский дворец), но то, как оформлена выставка в петербургском Манеже, мне нравится больше всего. Тем более что здесь выставлено много моих крупных произведений, которые являются самыми большими в китайском современном искусстве.

Поймет ли русская аудитория работы китайского художника

Если вы никогда не интересовались искусством и придете посмотреть мою выставку, то у вас будет ощущение чего-то на самом деле нового. Но само содержание произведений и понимание их смысла, если вы не занимаетесь этим специально и не знакомы с китайской живописью, может оказаться довольно сложным.

Когда куратор выставки Семен Михайловский приезжал в Пекин и был на моей выставке в Гугуне, он приходил ко мне в гости. Тогда я почувствовал, что он профессионал очень высокого уровня, который понимает мои картины. Он написал прекрасное предисловие к выставке, которое глубинно рассматривает мое искусство. Коллеги, когда читали этот отзыв, были очень тронуты.

Как на китайское искусство влияют Россия и Запад

Объективно говоря, последние несколько лет китайское искусство подвергается атаке Запада. Наше образование в художественной сфере частично повторяет модель Советского Союза, которую, конечно, нужно менять.

Нам нельзя быть полностью зависимыми от западного и русского искусства, иначе мы можем потерять свое народное искусство. У каждого народа есть своя культура и традиция, и каждая страна, не только Китай, должна эту традицию беречь. Ведь народ — это самое главное.

Сейчас молодежь в Китае очень любит западную культуру, а молодые китайские художники, можно сказать, ей поклоняются. Это очень слепой подход. Как ни странно, но современное китайское искусство, которое подражает западному, стало стоить дешевле, а традиционное искусство наоборот выросло в цене.

Я сам прожил в Америке больше десяти лет и могу сказать, что там всё завязано на деньгах. По моим ощущениям, в Америке искусство хуже, чем в Европе, оно отстает по уровню во всех жанрах. Я не могу сказать, что жизнь в Америке сильно повлияла на мое творчество, совсем чуть-чуть. Так как американское искусство насчитывает всего несколько сотен лет, влиять особенно нечему.

Работа Цуй Жучжо «Великий пейзаж заснеженных вершин Южного Китая» был продан за 30 миллионов долларов. Фото:: bloomberg.com

Сильно ли современное искусство Китая связано с политикой

Во все времена во всех странах искусство на первый взгляд не имеет никакого отношения к политике. Но на самом деле всегда и везде искусство от нее зависит. Иногда осмысленно, иногда подсознательно, по-разному.

Политическая ситуация в каждой стране разная, поэтому она и отражается на искусстве. Чистое искусства без подоплеки существует, но современники могут сказать, что в его содержании чего-то не хватает. Мне лично кажется, что разделять искусство и политику совершенно невозможно.

Как стать самым дорогим китайским художником

Успешный китайский художник должен обладать несколькими основными характеристиками. Во-первых, он должен разбираться в истории китайской живописи, знать всех знаменитых художников и все традиции, которые были до него. Это требует очень долгого изучения. Но, что еще важнее, необходимо и обладать понимаем искусства, и уметь привносить в него что-то новое. Если в вашем искусстве только традиция, у него нет никакой ценности.

На выставке в Манеже можно увидеть мое развитие, мой творческий путь длинной в 50 лет, результаты изучения живописи и каллиграфии и размышлений на эти темы. Благодаря моим произведениям я вошел в историю, я говорю это без ложной скромности.

Разумеется, рынок искусства на Западе по объему превосходит восточный. Все мы знаем, что картины Пикассо и Ван Гога на европейских аукционах стоят безумных денег. И они по стоимости превосходят китайскую живопись. Мне кажется, это не очень честно. Но вполне возможно, что в ближайшие 10–15 лет вслед за развитием китайской экономики некоторое картины современного искусства Китая будут по стоимости превосходить западную живопись.

Как-то раз я рассказал пекинскому телевидению, что мечтаю о нескольких вещах. Первое — чтобы мое искусство вошло в историю. И кажется, это у меня уже получилось. Второе — чтобы на международных аукционах мои произведения по цене превосходили западные. Например, в прошлом году на аукционах в Америке и в Европе, где продавали современное искусство, было около сотни участников, и я был на третьем месте по стоимости.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.