Спектакль с доктором физико-математических наук в главной роли, «иммерсивное свидание» в кафе, постановка по тексту Андрея Платонова и балет одного из самых известных в мире хореографов — публикуем фрагменты письма главного редактора и автора культурной рассылки «Бумаги» Татьяны Ивановой о том, на какие спектакли и фестивали стоит сходить этой осенью.
Подписывайтесь на рассылку по ссылке, чтобы каждую неделю получать письма и участвовать во встречах для подписчиков.
Фестиваль «Александринский»
14–30 сентября
У «Александринского» на две недели запланировано 14 спектаклей и несколько десятков показов. Впервые в Петербург с гастролями приезжает столичный «Электротеатр Станиславский», будут постановки с очками виртуальной реальности и наушниками, а также марафон под занавес фестиваля — сразу шесть спектаклей в один день.
Сам Александринский подготовил для фестиваля премьеру — «Сирано де Бержерак» Николая Рощина. Также из петербургских работ хочется отметить постановку Дмитрия Волкострелова по одноименному тексту Павла Пряжко «Я свободен» (в этот же день, кстати, будет и «Я свободен. Частично» Всеволода Лисовского по тому же материалу) и два спектакля панковского театра «Тру» — «Молодость жива» и «Российская А.Азбука».
«Галилео» «Электротеатра Станиславский»
Программа «Александринского» в этом году приурочена к пятилетию Новой сцены, поэтому в подборку вошло и много экспериментов. «Галилео» — это часовая «опера для скрипки и ученого» идеолога и худрука «Электротеатра» Бориса Юхананова.
Постановка о жизни Галилея состоит из пяти частей — у каждой свой композитор (Сергей Невский, Дмитрий Курляндский, Кирилл Чернегин, Павел Карманов и Кузьма Бодров), а исполняет всё оркестр Questa Musica. Спектакль — копродукция театра с Политехническим музеем, но всё равно немного неожиданно, что в главной роли на сцену выйдет профессор, доктор физико-математических наук Григорий Амосов.
Спектакль покажут 22 и 23 сентября, билетов (от 700 рублей) осталось совсем немного.
«Этикет»
Постановка уже идет в 20 странах мира, в Россию ее привез продюсер Федор Елютин вместе с Новой сценой Александринки, но показали ее пока только в Москве. В столице этот спектакль для двоих шел на Даниловском рынке. (Вот здесь текст «Афиши Daily» с впечатлениями зрителей, в том числе Артемия Лебедева).
А вот еще впечатление нашей бывшей коллеги по «Бумаге» Ани Косинской: «Где-то внизу торгуют устрицами и азербайджанскими помидорами, покрикивают торговцы, пахнет специями и кофе. На столе лежат какие-то бирюлечки, и ничего не ясно. Но вдруг всё это потухает и начинается свидание (как и положено, местами довольно неловкое). Я бы обязательно взяла на спектакль кого-то, с кем отношения пока не очень понятные. Опыт иммерсивных свиданий на рынке очень сближает».
Ситуация такая: за столом, на котором лежит несколько предметов, сидят двое. Они в наушниках, из которых слышат реплики из «Жить своей жизнью» Годара и «Кукольного дома» Ибсена. Голоса указывают, что делать зрителям (хотя вряд ли в таком спектакле их можно назвать зрителями).
22–29 сентября, сеансы по полчаса с 16:00 до 21:40. Билеты — 900 рублей (тоже осталось очень мало).
«Река Потудань» Псковского академического театра драмы имени А. С. Пушкина
Еще одна постановка фестиваля, которую советую не пропустить, — «Река Потудань». Она сочетает в себе сразу и пронзительный глубокий текст Андрея Платонова, и работу молодого режиссера-формалиста Сергея Чехова, и игру ведущих мастеров псковского театра — народного артиста Юрия Новохижина, заслуженного артиста Виктора Яковлева и заслуженной артистки Надежды Чепайкиной.
Лично я жду эту постановку больше всего: в русской литературе у меня нет более любимого текста, чем эта платоновская повесть (и заодно очень советую ее почитать).
26 и 27 сентября, начало в 19:30. Билеты — 600, 900 и 1200 рублей.
Фестиваль «Context. Диана Вишнева»
15 октября — 6 ноября
Международный фестиваль современной хореографии имени петербургской примы Дианы Вишневой в этом году проходит уже в шестой раз — сразу в Петербурге и Москве. В программу традиционно входят спектакли крупных иностранных компаний, работы молодых российских хореографов, встречи со знаменитостями из мира балета и кинопоказы.
Самые громкие события будущего фестиваля, которые петербургским зрителям, увы, увидеть не удастся, — это показы труппы всемирно известного израильского коллектива «Батшева». Кстати, Охад Наарин ставил «Болеро» Равеля для Дианы Вишневой и Орели Дюпон на фестивале 2016 года, а год назад Context показывал фильм о нем «Мистер Гага» (Наарин — создатель танцевальной техники гага). Если ради их спектакля «Венесуэла» вы отправитесь в Москву, знайте: на 5 и 6 ноября в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко остались билеты от 4 до 10 тысяч рублей.
Здорово, что в этом году кинопрограмма будет общедоступной: в течение месяца ее можно будет смотреть онлайн на Nonfiction.film (платформа вообще очень классная).
Вечер молодых хореографов
Показ работ молодых хореографов будет трехчастным. В первой части покажут работы финалистов конкурса Context этого года (будут работы из Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Ставрополя и Берлина).
Во второй — новую работу Ольги Лабовкиной, победившей в конкурсе молодых хореографов Context года назад. А в третьей — постановку молодого московского хореографа Павла Глухова; он стал лауреатом программы Mind and Movement, которая проходила при участии Уейна МакГрегора. Вы могли видеть его работу совсем недавно — во дворе «Бутылки» на Новой Голландии он представлял и исполнял «Свет в ноябре».
20 октября, начало в 19:00. Билеты стоят от 2000 рублей.
Фестиваль «Дягилев PS»
19–27 ноября
Под занавес года балета — и года 200-летия Мариуса Петипа — фестиваль «Дягилев PS» посвятил всю программу великому хореографу. Но программа будет далеко не классическая.
Очевидные хиты программы этого года — «Баядерка. Пространство иллюзий» в исполнении японской труппы (21 ноября, билеты — от 800 рублей); норвежская «Неспящая красавица» (22 ноября, билеты — от 800); «Жизель» труппы из ЮАР (26 ноября, билеты — от 5000 рублей); восстановленная силами Сергея Вихарева и Вячеслава Самодурова хореография балета «Пахита» 1881 года (23 ноября, билеты — от 1200 рублей). Но всё же, на мой взгляд, главное имя в этом году — это Матс Эк.
Фильмы с балетами Матса Эка
Этот шведский хореограф — один из самых известных в мире. В Петербург, к нашей великой радости, он приедет вместе с супругой — танцовщицей Аной Лагуной. В течение трех дней в кинотеатре «Англетер» будут показывать записи его балетов — «Лебединое озеро», «Жизель» и «Спящая красавица», а завершит этот праздник шведской хореографии встреча с самим Эком и Лагуной.
Такая вот перекличка фестивалей: в 2016-м в кинопрограмме Context был фильм «Матс Эк — Хореограф». Хороший, кстати, фильм — если найдете, посмотрите обязательно. А к разговору о Лагуне непременно вспоминается балет «Место» (хореография, разумеется, Эка), в котором она танцует вместе с Барышниковым. Сколько раз смотрела, столько раз хочу пересматривать, и вы тоже обратите внимание.
24, 25 и 26 ноября, время начала и стоимость билетов объявят позднее.
Концерт барочной музыки
Кроме юбилея Мариуса Петипа в этом году отмечается 250-летие со дня рождения Прасковьи Жемчуговой — знаменитой артистки и певицы XVIII века, сперва крепостной Шереметевых, а потом — законной супруги Николая Шереметева.
Для исполнения барочной музыки в Академическую капеллу приедет ансамбль Quantum Satis под руководством Сергея Фильченко, а партию для контр-тенора исполнит лауреат международных конкурсов Юрий Миненко.
25 ноября, начало в 19:00. Билеты — 500–2000 рублей.
Чтобы каждую неделю получать письма о главных культурных событиях города, подпишитесь на тематическую рассылку «Бумаги»