14 мая 2018

Как неделю путешествовать по Норвегии за 12 тысяч рублей и экономить, ночуя на скамейке и пляже? Три истории об очень дешевых путешествиях по Европе

Много ли можно сэкономить, ночуя на пляже в Ницце и питаясь только в супермаркетах, можно ли неделю путешествовать по Норвегии всего с 12 тысячами рублей и как сквот в Барселоне помогает сократить бюджет поездки?

Путешественники из Петербурга и Москвы рассказали «Бумаге», как им удалось дешево поездить по Европе, передвигаясь автостопом и на дешевых автобусах и ночуя в палатках или через каучсерфинг.

Екатерина Котляр

Графический дизайнер

— Поездка по Италии вышла почти бесплатной. Тогда «Победа» начала продавать билеты в Европу, и первой страной была Словакия. Они анонсировали мега-скидки на рейсы Москва — Братислава. Мне не нужно было в Братиславу, но я зашла на сайт, увидела, что билеты стоили 270 рублей, и решила: почему бы и нет. У меня почти все поездки так и получаются: вижу дешевые билеты и покупаю.

Потом, когда мне нужно было покупать билеты в Москву, первое, что увидела в интернете, — новость «билеты на „Сапсан“ за 300 рублей». Таких дешевых я больше не видела.

Получилось, что до Братиславы я добралась за 500 с чем-то рублей. Оттуда решила поехать в Вену и нашла автобус за 1 евро. Это было какое-то везение. Ну и так как получалось, что я очень мало денег трачу на билеты, было глупо тратить много денег на жилье. Поэтому решила останавливаться по каучсерфингу и ни разу не ночевала где-то за деньги.

Одиннадцать

Восемь

Самолет, автобус, поезд

Потрачено на дорогу

81 € + 1900 ₽

Поехала одна, потому что всё было спонтанно: нужно было быстро покупать билеты, а кого-то подговорить я бы уже не успела. Мне кажется, такие дешевые поездки возможны только в одиночку.

Каучсерфинг для меня привычный способ путешествовать. Раньше сама охотно принимала каучсерферов у себя дома: ко мне приезжали люди из разных стран, рассказывали о своих поездках, а я им помогала, показывала свой город. Но сама так ездить почему-то не решалась. Мне казалось, что это как-то некомфортно: не знаю, у кого буду жить, может, человек мне не понравится.

Потом в какой-то момент я поехала с подругой на велосипедах по Европе, и она сказала, что раз мы так дешево едем, то должны останавливаться по каучсерфингу, чтобы было совсем дешево. Тогда я первый раз это попробовала. И мне очень понравилось: получалось, что мы не просто переезжаем из одного города в другой, а путешествуем по разным квартирам, домам, семьям, смотрим изнутри.

Как-то мы останавливались в Стокгольме и заранее не знали, куда едем. Оказалось, что человек — местная знаменитость, живет на острове, у него огромная квартира, он режиссер и пишет книгу. В обычной жизни мы бы его, может быть, вообще не встретили.

Моя последняя поездка в Норвегию началась с того, что я нашла дешевый билет на паром Осло — Копенгаген. Это была целая каюта на одну меня всего за 350 рублей. И от этой каюты у меня уже сформировалась остальная программа путешествия.

Восемь

Четыре

Самолет, паром, автостоп

12 290 ₽

Перед поездкой немного боялась: зачем вообще я это купила, зачем ехать. Потому что денег с собой у меня было очень мало. Но решила: будь что будет. Конечно, если что, мне бы, наверное, выслали друзья или родственники, но это в крайнем случае. Получилось же так, что я действительно потратила очень мало денег.

Еду я взяла с собой из России: какие-то крупы, каши на завтрак — не очень много. Просто в Норвегии дорого, и даже продукты в магазине, бывает, стоят в два раза больше, чем здесь. Поэтому, даже если готовишь сама, это бьет по кошельку. Но в итоге еда мне не пригодилась: все каучсерферы, у которых я жила, меня кормили. Вообще, это необязательная опция, но они оказались такими гостеприимными. Я чувствовала себя так, будто приехала в гости к друзьям, и мне было даже неловко вытаскивать свою кашу. Какую-то еду я, конечно, все-таки покупала, но в рестораны не ходила.

Я заранее смотрю, что можно сделать в городе бесплатно, и даже составляю специальные списки. Всегда проверяю оранжереи. Кроме того, в музее обычно есть какой-нибудь бесплатный день — так, например, я сходила в галерею Осло, где выставлен Мунк.

В Копенгагене я даже не успела посетить все эти бесплатные места, потому что их очень много, и ходила пешком — всё близко. А вот в Осло иногда приходилось покупать билеты. Там достаточно дорогой общественный транспорт: если покупать билет через приложение, то он чуть-чуть дешевле, но всё равно выходит примерно 300–350 рублей за проезд.

Еще я ездила из Осло в Берген. Посмотрела, что билет туда и обратно стоит 10 тысяч рублей, и решила, что поеду автостопом. Меня все отговаривали: из-за того, что в Норвегии автостоп якобы не принят, никто не останавливается и, вообще, я там останусь на дороге. Но обычно так говорят люди, которые сами никого никогда не подвозили. На самом деле автостоп существует в любой стране, и если есть поток машин, то кто-то да остановится. Я доехала в Берген за 8 часов, а по пути обратно мне повезло: человек в первой же машине, в которую я села, ехал до Осло — он довез меня за 5,5 часов, хотя Google показывает 6,5.

За 8 дней я потратила 11 600 вместе с билетами: ехала через Ригу — дешевле всего добраться до Осло было оттуда. Самым дорогим в этой поездке был, наверное, автобус от аэропорта — около 3 тысяч туда и обратно.

Я путешествую по-разному, иногда останавливаюсь и в апартаментах, и в отелях. Просто моя цель — путешествовать как можно чаще. Меня, например, не интересуют какие-то стандартные туристические места — хочу знать о стране, куда еду, намного больше.

Мне кажется, самое главное, это спонтанность. Видишь дешевое — бери. Почти все мои друзья, когда видят дешевый билет, потом еще несколько дней обдумывают, нужно ли им это. Но если долго думать, может ничего не получиться.

Яна Литовинская

Студентка

— Всё началось из-за отсутствия денег. В июне я была у своей подруги в Праге и оттуда слетала в Венецию, впервые воспользовавшись каучсерфингом. По возвращении поняла, что просто хочу взять рюкзак и уехать одна и без обратного билета. Тогда я еще не работала и сказала родителям: «Если поступлю [в магистратуру], дайте мне 50 тысяч — я уеду». Понимала, что это будет непросто, могут быть только каучсерфинг и только автобусы, но мне это было необходимо.

Обычно я летаю на лоукостерах и никогда не путешествую с чемоданом — еду с рюкзаком, который не сдаю в багаж. Но надо понимать, что если уезжаешь на месяц, то один рюкзак — это три футболки, одни шорты и одна кофта. Еще я брала плед, который мог мне служить и полотенцем на пляже, и одеялом, когда нужно было где-то поспать. Это особый тип путешествия, на который, наверное, не все способны. Но он очень круто переворачивает мозги.

Прилетела в Милан — это самая дешевая точка для прилета в Италию. Дальше путешествовала по стране на автобусе. Это выгодно: через приложение GoEuro путешественники могут отследить цены как на автобусы, так и на BlaBlaCar.

Когда постоянно ходишь пешком, стараешься не есть и не пить в ресторанах и кафе, то сразу сокращаешь свои расходы. Особенно в Италии, где стоит присесть за столик, как по итогу платишь за обслуживание, за скатерть на столе, а чаевые сразу входят в счет. Поэтому даже в кафе лучше заказывать еду навынос (в Италии распространен coperto — сбор за сервировку стола и обслуживание — прим. «Бумаги»). Есть смысл покупать еду в супермаркетах: в Италии прекрасные нарезки сыров и ветчины, много разнообразных фруктов — на них можно выжить как в дороге, так и в течение дня.

Двадцать восемь

Пять

Самолет, автобусы

50 000 ₽

Кроме того, я такой путешественник, которому необязательно посещать все туристические места, например, музеи — и это тоже важный пункт экономии. Потому что в Париж не один раз приедем, можно сходить в Лувр и потом, когда будет много денег и будешь жить в отеле. Тем более, во многие места можно просто зайти осмотреться: увидеть холл музея, пару скульптур и красивые потолки — возможно, этой «дозы искусства» будет достаточно, и ты пойдешь созерцать архитектуру города.

Люди, которые путешествуют на полную катушку, снимая отели и питаясь в ресторанах, не могут поверить, как я съездила на месяц в Италию за 50 тысяч, потому что для всех это что-то нереальное. На еду я потратила где-то 200–250 евро, максимум — пару раз взяла апероль в баре, но в Венеции он дешевый. Примерно 15–20 тысяч рублей потратила на автобусы, а остальное — билеты на самолет.

Фото Яны Литовинской

Живу я обычно через каучсерфинг. Больше недели жила в Венеции, и мне очень повезло, так как мой хост жил в одной минуте от Сан Марко — это шикарное расположение. Люди, которые тебя хостят, обычно доброжелательные, часто им несложно приготовить тебе завтрак или ужин. Это тоже экономия. В Венеции мне делали ужин, я экономила даже на вине, потому что у моего хоста дома были ящики с просекко. А у хоста в Генуе был мотоцикл — он меня встретил, а на следующий день свозил на вершину горы, куда турист ни за что не забрался бы. Это был невероятный опыт.

Останавливаясь через каучсерфинг, необходимо обращать внимание на отзывы. Еще должна быть какая-то внутренняя интуиция. Уже по тому, как человек пишет первое сообщение, ты понимаешь, как он настроен. Я не пишу людям сама: выкладываю пост в раздел public trip, описываю, куда еду в ближайшее время, и люди, которые живут в этом городе, получают уведомление и сами предлагают к ним приехать. Это удобно, потому что, во-первых, в бесплатном аккаунте есть ограничение, сколько раз в неделю ты можешь писать людям сам, а во-вторых, тебе приходит 20–30 предложений, среди которых ты выбираешь лучшие.

В Венеции я почти каждый день плавала на остров Лидо. Предпочитала ездить «зайцем», так как проезд стоил около 8 евро, а для меня это было дорого. Но там не очень строгий контроль. Я проходила на лодочку, вставала где-нибудь в уголок и думала, мол, если вдруг что — объясню, что не понимаю по-итальянски и вообще билет в воду упал. Но у меня ни разу не спросили билет.

Однажды в Венеции я спала на лавочке на улице. Не смогла найти себе хоста в Ницце: человек, у которого должна была ночевать, уехал. Подумала, что придется ночевать на пляже, но в итоге мы сидели там, пили вино, разговаривали. Утром все разошлись, а я осталась одна — у меня сел телефон и пауэрбанк, я чувствовала себя очень разбитой.

К тому времени на пляж уже подошли пенсионеры. Я разговорилась с американцем, который рассказал, что у него трое детей живет в Ницце. Он предложил выпить кофе, а в супермаркете сказал: «Бери, что хочешь». Я взяла три персика — мне было очень неудобно. Он предложил поспать у него: сказал, что уйдет, а у меня будет 3–4 часа поспать и зарядить гаджеты.

Марк оказался просто добрым и приветливым человеком — потом еще несколько раз звонил и спрашивал, всё ли у меня в порядке. Есть ситуации, в которых твоя интуиция может подсказать тебе наиболее рациональное решение.

В целом я убеждена: если есть желание, можно путешествовать без денег — однажды сделать долгосрочный «шенген», потом лишь отслеживать билеты через Skyscanner, не рассчитывать на багаж, находить бесплатное жилье в любой точке мира, пользоваться общественным транспортом, ходить пешком и закупаться в супермаркетах.

В целях личной безопасности советую иметь с собой страховку, местную сим-карту, если путешествуете дольше недели (чтобы быть на связи в том числе и в экстренных случаях, например, когда негде ночевать) и, конечно, пауэрбанк. Хотя ничего из перечисленного не спасет вас, если вы не будете включать мозги, быть осторожными и следовать банальным правилам безопасности.

Дмитрий Евстюхин

Системный администратор

— В 2015 году я отправился автостопом из Испании в Германию. За поездку мы потратили 200–250 евро на двоих, не считая билетов на самолет, которые стоили 8 тыс рублей.

Сначала мы приехали в Финляндию, в Эспо остановились по каучсерфингу у одной девушки, которая показала всякие местечки в городе. Потом отправились в Хельсинки и оттуда — в Испанию.

Четырнадцать

Девять

Самолет,  автостоп

125 € + 4000 ₽

В Барселоне у нас не было отеля. Мы прилетели поздно вечером, возможности выехать за город и поставить палатку уже не было. Решили остаться: сидели на лавочке, грустили и думали, что там же и будем спать. Но нас подобрал парень и позвал в гости: он жил в сквоте в недостроенном доме, где мы и прожили несколько дней.

Из Барселоны на поезде поехали в пригород, оттуда уехали автостопом во Францию и дальше в Германию. На границе с Францией нас подобрали веселые ребята и отвезли на выходные на ферму в горах. Это очень популярная тема: волонтеры приезжают на какую-нибудь ферму и работают за еду и жилье. Нас там кормили, катали по горным озерам на яхте.

Фото Дмитрия Евстюхина

Дальше один человек отвез нас в Фигерас в Музей Дали: сказал, что мы обязаны на него посмотреть. Оплатил нам билеты, и мы пошли смотреть.

Именно из-за такого я люблю автостоп: попадаешь в такие ситуации, которые просто так не придумаешь. Когда путешествуешь, общаешься с людьми, что очень обогащает поездку. В большинстве останавливаются интересные люди — какие-то скучные офисные клерки, как правило, проезжают мимо. Сэкономить в таких путешествиях не самое главное, это скорее приятный бонус. Хотя для некоторых, когда денег может совсем не быть, такие путешествия — это единственный возможный способ куда-то поехать.

В последнее время автостоп я не практикую, потому что он все-таки требует довольно больших затрат по времени. Раньше я путешествовал с полным комплектом: палаткой, спальником — не нужно строить планы, бронировать отели. Приехал куда-нибудь, нашел уединенный парк — и всё чудесно.

Каучсерфинг тоже отличная тема: позволяет пожить в локальной обстановке, окунуться в обычную жизнь итальянцев, литовцев, швейцарцев. Возможность жить и общаться с местными жителями — это очень круто. Я заметил, что можно выделить две категории людей, [которые принимают каучсерферов]: это, во-первых, сами путешественники, а во-вторых, люди, которым нравится слушать рассказы про путешествия, но сами они сидят на месте. Например, в Таиланде меня хостил мужчина, который не путешествовал, но ему просто нравилось общаться с иностранцами.

Уверен, что безопасность [во время путешествий автостопом и с каучсерфингом] в первую очередь обеспечивает твой подход и настрой. Люди в целом все добрые и безопасные. Плохие вещи случаются, и к ним надо быть готовым, но они могут случиться и в Петербурге. Но, конечно, надо быть готовым [ко всему]: иметь при себе вещи, чтобы заночевать в кустах, и хоть какой-то запас еды. А путешествовать автостопом лучше хотя бы вдвоем.

Шесть рекомендаций для бюджетных путешествий

Если видите дешевые билеты — берите сразу. Остальную часть путешествия можно спланировать после.

Если хотите сэкономить на еде, но при этом заказать блюдо в кафе, то возьмите его с собой, чтобы не платить за обслуживание.

Сравнивайте цены на билеты: например, билет на общественный транспорт может оказаться дешевле в приложении, а междугородние автобусы — существенно подорожать в день отправления.

Внимательно читайте условия проживания по каучсерфингу. Например, смотрите, чтобы для гостя была предусмотрена отдельная комната или хотя бы кровать.

Проверьте, какие места в городе можно посетить бесплатно. И узнайте, есть ли у музеев день со свободным входом.

Приобретите местную сим-карту, если планируете долгое путешествие. Кроме того, не забудьте оформить страховку.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь на «Бумагу» там, где вам удобно
Все тексты
Четвертая волна коронавируса
Законы о QR-кодах в транспорте могут не успеть принять до Нового года, пишут «Ведомости». Предположительный срок — февраль
Спикер Госдумы открыл в телеграме комментарии под постом о QR-кодах — и получил больше 600 тысяч сообщений. О чем люди писали чаще всего?
Сенатор предположил, что новый штамм коронавируса «омикрон» уже есть в России. Но в Роспотребнадзоре это опровергли
ВОЗ назвала новый штамм коронавируса греческой буквой «омикрон». Мутация признана «вызывающей беспокойство»
Что известно про новый штамм коронавируса B.1.1.529? Насколько он опасен и заражен ли им кто-то в России?
Новый год — 2022
В конце декабря на Конюшенной площади в Петербурге откроется каток ⛸
В центре Петербурга начался монтаж рождественской ярмарки. Уже можно увидеть первых мышей!
«Никольские ряды» начнут новый зимний сезон 1 декабря. Горку для катаний сохранили, вход на территорию будет бесплатным
Откуда привезут новогоднюю ель для Дворцовой и что с деревом будет после праздников? Отвечают власти
Уже планируете Новый год? В Смольном тоже — там рассматривают введение дополнительных запретов 😱
Как меняется Петербург
В саду Дружбы закончились работы по благоустройству. Показываем, как изменилось общественное пространство
Ради строительства Большого Смоленского моста хотят снести восемь исторических домов. Что это за здания?
Смольный может построить велодорожку из Лахты до Смолячкова. На «технико-экономическое обоснование» проекта выделили 11 млн рублей
Новый мост через Неву свяжет два берега Невского и Красногвардейского районов. Что известно о разводной переправе и как она может выглядеть
Как добиться установки урн во дворе, на набережной или в парке? Мундеп из Петербурга составил инструкцию
Вакцинация от коронавируса
В Петербург поступила новая партия вакцины «Спутник V» — более 100 тысяч доз
В общественном транспорте Петербурга не будут вводить QR-коды. А что насчет такси?
В Ленобласти введут обязательную вакцинацию вслед за Петербургом. Рассказываем, кого она коснется
В России регистрируют вакцину «Спутник М» для подростков. Что про нее известно?
Коллеги «Бумаги»
Обвинительные клоны
Непрофессиональное заболевание
Как читать новости о ковиде?
Научпоп
В России вручили премию «За верность науке». Лучшим научно-просветительским проектом года стал Science Slam 🙌
Мы заполнили два вагона поезда Москва — Петербург молодыми учеными. Что было дальше?
«Мир знаний» — ежегодный фестиваль научного кино. Как он изменился и что покажут в этот раз
Фестиваль научных и исследовательских фильмов «Мир знаний» проведут в Петербурге с 1 по 6 декабря. Тема этого года — космос
Почему у облаков в Петербурге бывают ровные края? Мы узнали у популяризатора астрономии и синоптика. Обновлено
Подкасты «Бумаги»
Как понять, что вы живете в гетто? Слушайте лекцию о том, почему происходит сегрегация в городах
Зимовка в теплой стране — это дорого и сложно? А что с границами? В этом подкасте планируем побег от холодов
Нанохлеб, «графеновики» и 3D-печать домов: в этом подкасте обсуждаем новые материалы и придумываем, что взять с собой в постапокалипсис
Как рождаются планеты и какой космос на вкус? Слушайте лекцию с фестиваля Science Bar Hopping — о роли пыли во Вселенной
Как интернет изменил наше общение? Подкаст про войсы, ошибки в переписке, стикеры и цифровой этикет 👋
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.