14 мая 2018

Как неделю путешествовать по Норвегии за 12 тысяч рублей и экономить, ночуя на скамейке и пляже? Три истории об очень дешевых путешествиях по Европе

Много ли можно сэкономить, ночуя на пляже в Ницце и питаясь только в супермаркетах, можно ли неделю путешествовать по Норвегии всего с 12 тысячами рублей и как сквот в Барселоне помогает сократить бюджет поездки?

Путешественники из Петербурга и Москвы рассказали «Бумаге», как им удалось дешево поездить по Европе, передвигаясь автостопом и на дешевых автобусах и ночуя в палатках или через каучсерфинг.

Екатерина Котляр

Графический дизайнер

— Поездка по Италии вышла почти бесплатной. Тогда «Победа» начала продавать билеты в Европу, и первой страной была Словакия. Они анонсировали мега-скидки на рейсы Москва — Братислава. Мне не нужно было в Братиславу, но я зашла на сайт, увидела, что билеты стоили 270 рублей, и решила: почему бы и нет. У меня почти все поездки так и получаются: вижу дешевые билеты и покупаю.

Потом, когда мне нужно было покупать билеты в Москву, первое, что увидела в интернете, — новость «билеты на „Сапсан“ за 300 рублей». Таких дешевых я больше не видела.

Получилось, что до Братиславы я добралась за 500 с чем-то рублей. Оттуда решила поехать в Вену и нашла автобус за 1 евро. Это было какое-то везение. Ну и так как получалось, что я очень мало денег трачу на билеты, было глупо тратить много денег на жилье. Поэтому решила останавливаться по каучсерфингу и ни разу не ночевала где-то за деньги.

Одиннадцать

Восемь

Самолет, автобус, поезд

Потрачено на дорогу

81 € + 1900 ₽

Поехала одна, потому что всё было спонтанно: нужно было быстро покупать билеты, а кого-то подговорить я бы уже не успела. Мне кажется, такие дешевые поездки возможны только в одиночку.

Каучсерфинг для меня привычный способ путешествовать. Раньше сама охотно принимала каучсерферов у себя дома: ко мне приезжали люди из разных стран, рассказывали о своих поездках, а я им помогала, показывала свой город. Но сама так ездить почему-то не решалась. Мне казалось, что это как-то некомфортно: не знаю, у кого буду жить, может, человек мне не понравится.

Потом в какой-то момент я поехала с подругой на велосипедах по Европе, и она сказала, что раз мы так дешево едем, то должны останавливаться по каучсерфингу, чтобы было совсем дешево. Тогда я первый раз это попробовала. И мне очень понравилось: получалось, что мы не просто переезжаем из одного города в другой, а путешествуем по разным квартирам, домам, семьям, смотрим изнутри.

Как-то мы останавливались в Стокгольме и заранее не знали, куда едем. Оказалось, что человек — местная знаменитость, живет на острове, у него огромная квартира, он режиссер и пишет книгу. В обычной жизни мы бы его, может быть, вообще не встретили.

Моя последняя поездка в Норвегию началась с того, что я нашла дешевый билет на паром Осло — Копенгаген. Это была целая каюта на одну меня всего за 350 рублей. И от этой каюты у меня уже сформировалась остальная программа путешествия.

Восемь

Четыре

Самолет, паром, автостоп

12 290 ₽

Перед поездкой немного боялась: зачем вообще я это купила, зачем ехать. Потому что денег с собой у меня было очень мало. Но решила: будь что будет. Конечно, если что, мне бы, наверное, выслали друзья или родственники, но это в крайнем случае. Получилось же так, что я действительно потратила очень мало денег.

Еду я взяла с собой из России: какие-то крупы, каши на завтрак — не очень много. Просто в Норвегии дорого, и даже продукты в магазине, бывает, стоят в два раза больше, чем здесь. Поэтому, даже если готовишь сама, это бьет по кошельку. Но в итоге еда мне не пригодилась: все каучсерферы, у которых я жила, меня кормили. Вообще, это необязательная опция, но они оказались такими гостеприимными. Я чувствовала себя так, будто приехала в гости к друзьям, и мне было даже неловко вытаскивать свою кашу. Какую-то еду я, конечно, все-таки покупала, но в рестораны не ходила.

Я заранее смотрю, что можно сделать в городе бесплатно, и даже составляю специальные списки. Всегда проверяю оранжереи. Кроме того, в музее обычно есть какой-нибудь бесплатный день — так, например, я сходила в галерею Осло, где выставлен Мунк.

В Копенгагене я даже не успела посетить все эти бесплатные места, потому что их очень много, и ходила пешком — всё близко. А вот в Осло иногда приходилось покупать билеты. Там достаточно дорогой общественный транспорт: если покупать билет через приложение, то он чуть-чуть дешевле, но всё равно выходит примерно 300–350 рублей за проезд.

Еще я ездила из Осло в Берген. Посмотрела, что билет туда и обратно стоит 10 тысяч рублей, и решила, что поеду автостопом. Меня все отговаривали: из-за того, что в Норвегии автостоп якобы не принят, никто не останавливается и, вообще, я там останусь на дороге. Но обычно так говорят люди, которые сами никого никогда не подвозили. На самом деле автостоп существует в любой стране, и если есть поток машин, то кто-то да остановится. Я доехала в Берген за 8 часов, а по пути обратно мне повезло: человек в первой же машине, в которую я села, ехал до Осло — он довез меня за 5,5 часов, хотя Google показывает 6,5.

За 8 дней я потратила 11 600 вместе с билетами: ехала через Ригу — дешевле всего добраться до Осло было оттуда. Самым дорогим в этой поездке был, наверное, автобус от аэропорта — около 3 тысяч туда и обратно.

Я путешествую по-разному, иногда останавливаюсь и в апартаментах, и в отелях. Просто моя цель — путешествовать как можно чаще. Меня, например, не интересуют какие-то стандартные туристические места — хочу знать о стране, куда еду, намного больше.

Мне кажется, самое главное, это спонтанность. Видишь дешевое — бери. Почти все мои друзья, когда видят дешевый билет, потом еще несколько дней обдумывают, нужно ли им это. Но если долго думать, может ничего не получиться.

Яна Литовинская

Студентка

— Всё началось из-за отсутствия денег. В июне я была у своей подруги в Праге и оттуда слетала в Венецию, впервые воспользовавшись каучсерфингом. По возвращении поняла, что просто хочу взять рюкзак и уехать одна и без обратного билета. Тогда я еще не работала и сказала родителям: «Если поступлю [в магистратуру], дайте мне 50 тысяч — я уеду». Понимала, что это будет непросто, могут быть только каучсерфинг и только автобусы, но мне это было необходимо.

Обычно я летаю на лоукостерах и никогда не путешествую с чемоданом — еду с рюкзаком, который не сдаю в багаж. Но надо понимать, что если уезжаешь на месяц, то один рюкзак — это три футболки, одни шорты и одна кофта. Еще я брала плед, который мог мне служить и полотенцем на пляже, и одеялом, когда нужно было где-то поспать. Это особый тип путешествия, на который, наверное, не все способны. Но он очень круто переворачивает мозги.

Прилетела в Милан — это самая дешевая точка для прилета в Италию. Дальше путешествовала по стране на автобусе. Это выгодно: через приложение GoEuro путешественники могут отследить цены как на автобусы, так и на BlaBlaCar.

Когда постоянно ходишь пешком, стараешься не есть и не пить в ресторанах и кафе, то сразу сокращаешь свои расходы. Особенно в Италии, где стоит присесть за столик, как по итогу платишь за обслуживание, за скатерть на столе, а чаевые сразу входят в счет. Поэтому даже в кафе лучше заказывать еду навынос (в Италии распространен coperto — сбор за сервировку стола и обслуживание — прим. «Бумаги»). Есть смысл покупать еду в супермаркетах: в Италии прекрасные нарезки сыров и ветчины, много разнообразных фруктов — на них можно выжить как в дороге, так и в течение дня.

Двадцать восемь

Пять

Самолет, автобусы

50 000 ₽

Кроме того, я такой путешественник, которому необязательно посещать все туристические места, например, музеи — и это тоже важный пункт экономии. Потому что в Париж не один раз приедем, можно сходить в Лувр и потом, когда будет много денег и будешь жить в отеле. Тем более, во многие места можно просто зайти осмотреться: увидеть холл музея, пару скульптур и красивые потолки — возможно, этой «дозы искусства» будет достаточно, и ты пойдешь созерцать архитектуру города.

Люди, которые путешествуют на полную катушку, снимая отели и питаясь в ресторанах, не могут поверить, как я съездила на месяц в Италию за 50 тысяч, потому что для всех это что-то нереальное. На еду я потратила где-то 200–250 евро, максимум — пару раз взяла апероль в баре, но в Венеции он дешевый. Примерно 15–20 тысяч рублей потратила на автобусы, а остальное — билеты на самолет.

Фото Яны Литовинской

Живу я обычно через каучсерфинг. Больше недели жила в Венеции, и мне очень повезло, так как мой хост жил в одной минуте от Сан Марко — это шикарное расположение. Люди, которые тебя хостят, обычно доброжелательные, часто им несложно приготовить тебе завтрак или ужин. Это тоже экономия. В Венеции мне делали ужин, я экономила даже на вине, потому что у моего хоста дома были ящики с просекко. А у хоста в Генуе был мотоцикл — он меня встретил, а на следующий день свозил на вершину горы, куда турист ни за что не забрался бы. Это был невероятный опыт.

Останавливаясь через каучсерфинг, необходимо обращать внимание на отзывы. Еще должна быть какая-то внутренняя интуиция. Уже по тому, как человек пишет первое сообщение, ты понимаешь, как он настроен. Я не пишу людям сама: выкладываю пост в раздел public trip, описываю, куда еду в ближайшее время, и люди, которые живут в этом городе, получают уведомление и сами предлагают к ним приехать. Это удобно, потому что, во-первых, в бесплатном аккаунте есть ограничение, сколько раз в неделю ты можешь писать людям сам, а во-вторых, тебе приходит 20–30 предложений, среди которых ты выбираешь лучшие.

В Венеции я почти каждый день плавала на остров Лидо. Предпочитала ездить «зайцем», так как проезд стоил около 8 евро, а для меня это было дорого. Но там не очень строгий контроль. Я проходила на лодочку, вставала где-нибудь в уголок и думала, мол, если вдруг что — объясню, что не понимаю по-итальянски и вообще билет в воду упал. Но у меня ни разу не спросили билет.

Однажды в Венеции я спала на лавочке на улице. Не смогла найти себе хоста в Ницце: человек, у которого должна была ночевать, уехал. Подумала, что придется ночевать на пляже, но в итоге мы сидели там, пили вино, разговаривали. Утром все разошлись, а я осталась одна — у меня сел телефон и пауэрбанк, я чувствовала себя очень разбитой.

К тому времени на пляж уже подошли пенсионеры. Я разговорилась с американцем, который рассказал, что у него трое детей живет в Ницце. Он предложил выпить кофе, а в супермаркете сказал: «Бери, что хочешь». Я взяла три персика — мне было очень неудобно. Он предложил поспать у него: сказал, что уйдет, а у меня будет 3–4 часа поспать и зарядить гаджеты.

Марк оказался просто добрым и приветливым человеком — потом еще несколько раз звонил и спрашивал, всё ли у меня в порядке. Есть ситуации, в которых твоя интуиция может подсказать тебе наиболее рациональное решение.

В целом я убеждена: если есть желание, можно путешествовать без денег — однажды сделать долгосрочный «шенген», потом лишь отслеживать билеты через Skyscanner, не рассчитывать на багаж, находить бесплатное жилье в любой точке мира, пользоваться общественным транспортом, ходить пешком и закупаться в супермаркетах.

В целях личной безопасности советую иметь с собой страховку, местную сим-карту, если путешествуете дольше недели (чтобы быть на связи в том числе и в экстренных случаях, например, когда негде ночевать) и, конечно, пауэрбанк. Хотя ничего из перечисленного не спасет вас, если вы не будете включать мозги, быть осторожными и следовать банальным правилам безопасности.

Дмитрий Евстюхин

Системный администратор

— В 2015 году я отправился автостопом из Испании в Германию. За поездку мы потратили 200–250 евро на двоих, не считая билетов на самолет, которые стоили 8 тыс рублей.

Сначала мы приехали в Финляндию, в Эспо остановились по каучсерфингу у одной девушки, которая показала всякие местечки в городе. Потом отправились в Хельсинки и оттуда — в Испанию.

Четырнадцать

Девять

Самолет,  автостоп

125 € + 4000 ₽

В Барселоне у нас не было отеля. Мы прилетели поздно вечером, возможности выехать за город и поставить палатку уже не было. Решили остаться: сидели на лавочке, грустили и думали, что там же и будем спать. Но нас подобрал парень и позвал в гости: он жил в сквоте в недостроенном доме, где мы и прожили несколько дней.

Из Барселоны на поезде поехали в пригород, оттуда уехали автостопом во Францию и дальше в Германию. На границе с Францией нас подобрали веселые ребята и отвезли на выходные на ферму в горах. Это очень популярная тема: волонтеры приезжают на какую-нибудь ферму и работают за еду и жилье. Нас там кормили, катали по горным озерам на яхте.

Фото Дмитрия Евстюхина

Дальше один человек отвез нас в Фигерас в Музей Дали: сказал, что мы обязаны на него посмотреть. Оплатил нам билеты, и мы пошли смотреть.

Именно из-за такого я люблю автостоп: попадаешь в такие ситуации, которые просто так не придумаешь. Когда путешествуешь, общаешься с людьми, что очень обогащает поездку. В большинстве останавливаются интересные люди — какие-то скучные офисные клерки, как правило, проезжают мимо. Сэкономить в таких путешествиях не самое главное, это скорее приятный бонус. Хотя для некоторых, когда денег может совсем не быть, такие путешествия — это единственный возможный способ куда-то поехать.

В последнее время автостоп я не практикую, потому что он все-таки требует довольно больших затрат по времени. Раньше я путешествовал с полным комплектом: палаткой, спальником — не нужно строить планы, бронировать отели. Приехал куда-нибудь, нашел уединенный парк — и всё чудесно.

Каучсерфинг тоже отличная тема: позволяет пожить в локальной обстановке, окунуться в обычную жизнь итальянцев, литовцев, швейцарцев. Возможность жить и общаться с местными жителями — это очень круто. Я заметил, что можно выделить две категории людей, [которые принимают каучсерферов]: это, во-первых, сами путешественники, а во-вторых, люди, которым нравится слушать рассказы про путешествия, но сами они сидят на месте. Например, в Таиланде меня хостил мужчина, который не путешествовал, но ему просто нравилось общаться с иностранцами.

Уверен, что безопасность [во время путешествий автостопом и с каучсерфингом] в первую очередь обеспечивает твой подход и настрой. Люди в целом все добрые и безопасные. Плохие вещи случаются, и к ним надо быть готовым, но они могут случиться и в Петербурге. Но, конечно, надо быть готовым [ко всему]: иметь при себе вещи, чтобы заночевать в кустах, и хоть какой-то запас еды. А путешествовать автостопом лучше хотя бы вдвоем.

Шесть рекомендаций для бюджетных путешествий

Если видите дешевые билеты — берите сразу. Остальную часть путешествия можно спланировать после.

Если хотите сэкономить на еде, но при этом заказать блюдо в кафе, то возьмите его с собой, чтобы не платить за обслуживание.

Сравнивайте цены на билеты: например, билет на общественный транспорт может оказаться дешевле в приложении, а междугородние автобусы — существенно подорожать в день отправления.

Внимательно читайте условия проживания по каучсерфингу. Например, смотрите, чтобы для гостя была предусмотрена отдельная комната или хотя бы кровать.

Проверьте, какие места в городе можно посетить бесплатно. И узнайте, есть ли у музеев день со свободным входом.

Приобретите местную сим-карту, если планируете долгое путешествие. Кроме того, не забудьте оформить страховку.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.