8 марта 2013

Женщина есть женщина: семь фильмов о транссексуалах и трансвеститах

Сегодня восьмое марта — это значит, что месяц праздников на сексуально-гендерную тематику успешно подходит к концу. По случаю Международного женского дня «Бумага» вспоминает семь фильмов о героях с нетипичной гендерной ситуацией — трансвеститах и транссексуалах.

«Собачий полдень» Сидни Люмета, 1975

Посмотрев первую половину этого фильма о неудачном ограблении банка, сложно понять, почему он имеет культовый статус в среде ЛГБТ. Большую часть времени на экране находится Аль Пачино со своим напарником — но примерно в середине мы узнаем, что таким образом герой хочет добыть денег на операцию по смене пола для любовника Леона. Фильм основан на реальных событиях: ограбление, организованное двумя непрофессионалами, провалилось уже в самом начале, но прототип Леона смог совершить операцию на гонорар, полученный за права на эту историю.

«Орландо» Салли Портер, 1991

Изысканная адаптация романа Вирджинии Вулф, сделанная под явным влиянием Питера Гринуэя (и при участии его художников), — история бессмертного и вечно юного андрогина. Орландо, которого играет Тильда Суинтон, — существо, вероятно, идеальное: он(а) меняет пол за ночь, просто потому, что надоело быть мужчиной; разницы все равно никакой. Фильм стоит смотреть даже тем, кого гендерные вопросы не интересуют совсем: просто это очень красиво.

«Прощай, моя наложница» Чэня Кайгэ, 1993

Герои этого фильма, одного из самых прославленных в истории китайского кино, — артисты пекинской оперы. Один из них специализируется на ролях воинов, другой выступает в амплуа «дань», то есть играет женщин (в традиционном китайском театре в актеры берут только мужчин). Центральным персонажем фильма оказывается именно второй из них, Чэнь Диэйи, чей сценический образ сильно влияет на его судьбу: актер, по сути, переходит в категорию третьего пола. Он влюблен в своего партнера, но тот предпочитает настоящих женщин и признается в любви Чэню только на сцене — понарошку, словами Императора из старинной пьесы, который обращается к наложнице. Чэня играет гонконгская поп-звезда Лесли Чун — первый открытый гей в истории китайской эстрады.

«Приключения Присциллы, королевы пустыни» Стефана Эллиота, 1994

Культовое австралийское роуд-муви о двух трансвеститах и одной транссексуальной женщине, которые едут из Сиднея в провинциальный Элис-Спрингс, чтобы выступить со своей кабаре-программой перед местной аудиторией. К фильму можно предъявить очень много претензий: очень сентиментально, неизобретательно, много несмешных шуток. Широкую популярность картине обеспечил экзотически субкультурный материал, для легкости восприятия упакованный в жанровые клише. С другой стороны, «Присцилла» — это ваш единственный шанс увидеть, как агент Смит, он же Элронд, пляшет на сцене в плюмаже и чулках.

«Умереть как мужчина» Жуана Педру Родригеша, 2009

В центре сюжета снова артисты кабаре, но между «Присциллой» и меланхолическим португальским фильмом чрезвычайно мало общего. Это кино о том, как распадается человек: звезда травести-шоу Тоня/Антонио двадцать лет живет как женщина, но перед лицом смерти начинает терять стержень своей идентичности. Сначала появляется сын героини (Тоня приходится юноше отцом), затем ей ампутируют силиконовую грудь, а в самом конце в кадре появляются и первичные половые признаки, которые она до того старательно прятала под одеждой. Материал потенциально эпатажный и скандальный, но молодой режиссер Родригеш подходит к делу очень спокойно. Повествование, и без того неспешное, прерывается то печальными песнями, то мало связанными с сюжетом поэтическими вставками вроде сновидческой сцены в ночном лесу.

«Кожа, в которой я живу» Педро Альмодовара, 2011

В эту подборку могли бы попасть сразу несколько фильмов Альмодовара, которого всегда чрезвычайно интересовали вопросы гендера и сексуальности; в «Коже, в которой я живу» эта тема решена наиболее радикально. Безумный хирург в исполнении Антонио Бандераса использует свое искусство, чтобы отомстить человеку, изнасиловавшему его дочь. Захватив злодея в плен, Бандерас путем нескольких операций превращает его в женщину. Разумеется, это не надо понимать в том смысле, что быть женщиной — наказание: для своего пациента хирург осуществляет фрейдовский страх кастрации, на котором держится мачистская иерархия мужского господства.

«И все же Лоуренс» Ксавье Долана, 2012

Третий фильм модного квебекского режиссера излагает биографию мужчины, который понял, что родился в неправильном теле. Смена пола оказывается постепенным и длительным процессом, на который у героя уходит десять лет (кстати, это пока еще редкий пример ретро про девяностые: джинсовые рубашки, китчевые прически и Depeche Mode прилагаются). Все это время длится мучительная история отношений с девушкой, которая периодически становится бывшей, а потом возвращается, и так несколько раз. Трудности жизни человека, который решил сменить пол, излагаются достаточно правдоподобно, но надо признать, что Долан переоценивает свои возможности как режиссера: как и прежде, ему отлично удаются отдельные сцены, но не все три часа. Для тех, кому все-таки интересно, — летом «Лоуренс» выйдет в российский прокат.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.