30 июля 2014

Невыездной режим: почему банкротятся турфирмы

Очередная петербургская турфирма объявила о приостановке деятельности: «Экспо-тур» прекратил работу из-за непроданных путевок. К концу сезона эксперты ожидают ощутимый спад потока туристов, путешествующих за границу. «Бумага» разбиралась, с чем связаны неудачи этого туристического сезона, почему курс евро был важнее событий в Украине и как дешевые путевки создают кризис на туристическом рынке.

Чиновники или евро: из-за чего снизился поток туристов

Политическая ситуация в этом году стала главной причиной финансовых трудностей для многих компаний. Например, в «Неве» в качестве одного из факторов называли запрет на выезд силовиков, пользовавшихся услугами компании. «Экспо-тур» же, как сообщают в компании, вынужден был приостановить деятельность из-за конфликта в Украине, так как не мог выполнять программу круизов по Черному морю.
В Ассоциации туроператоров подтверждают, что в этом году ожидается более низкий турпоток, чем в прошлом. Как говорит вице-президент АТОР Владимир Канторович, несмотря на то, что причин спада много, политическая ситуация тоже сыграла немалую роль.
Владимир Канторович
первый вице-президент Ассоциации туроператоров:

— Насколько упадет поток, будет зависеть от многих экономических показателей, от тревожного ожидания санкций: ведь многие не едут не потому, что им уже плохо, а потому, что они боятся, что будет плохо. Кроме того, кому-то из чиновников не рекомендовано ездить за границу, кому-то — запрещено. Не секрет, что чиновники — одно из самых богатых российских сословий, и то, что эти люди перестали ездить за границу, конечно, существенно сказывается на турпотоке. С одной стороны, все, что происходит с туристическими компаниями, это следствие, а с другой, от этого страдает рынок, потому что люди теряют к ним доверие.

В то же время, как говорят в Российском союзе туриндустрии по СЗФО (РСТ), причины упавшего спроса на путевки возникли еще раньше обострения конфликта в Украине. Поток клиентов снизился в начале марта, когда сильно упал рубль. Значительные изменения в курсе валют пришлись на период ранних бронирований, который длится примерно с марта по апрель. Именно в это время клиент может купить путевку по максимально выгодной цене. Турфирмы же используют этот механизм, чтобы гарантировать спрос на туры в высокий сезон. Однако из-за скакнувшего курса у туристов уже не было возможности сэкономить деньги и многие отказались от поездок.
— В этом сезоне внешних факторов, конечно, больше, — объясняет представитель РСТ в Петербурге Павел Румянцев. — Самый первый и самый важный их них — это снижение курса рубля по отношению к евро, которое было зафиксировано чуть позже Олимпиады. Люди уже нацеливались на то, что могут воспользоваться этими акциями и выиграть деньги, когда курс скакнул и получилось, что никакого выигрыша у них бы и не было. В последнее время туристы привыкли ездить дешево: это происходит в том числе и из-за относительно неправильной политики туркомпаний, связанной с демпингом — занижением цен на путевки. В итоге они решили, что лучше воздержаться и подождать момента, когда исправится ситуация.
В союзе туриндустрии надеются, что поток отдыхающих за границей в этом году снизится не более чем на 10 %. Однако, как отмечают в АТОР, по разным странам показатели будут отличаться: например, если в Европу в этом году путешествуют меньше, то спрос на путевки в Турцию, наоборот, вырос из-за их более низкой стоимости. Тем не менее судить об итогах сезона можно будет не раньше осени.

Почему слишком дешевые туры вредят всему рынку

Другая причина, с которой в некоторых компаниях связывают отток туристов, — необоснованно дешевые туры конкурентов. Агентства предлагают грандиозные скидки на путевки, в результате чего с легкостью набирают клиентов. Из-за демпинга зачастую страдают другие фирмы на рынке, чьи цены оказываются несколько выше. Как рассказывает исполнительный директор петербургского отделения Cheaptrip Екатерина Фалдина, дешевые туры ненадежных компаний вредят как рынку, так и туристам.
Екатерина Фалдина
генеральный директор Cheaptrip:

— У нас туристов достаточно, но их все равно меньше, чем ожидали. Если говорить о причинах снижения спроса, то, на мой взгляд, это общеэкономическая ситуация в стране, погода, как ни странно, а также демпинг недобросовестных турагенств, которые делают скидки иногда соразмерно своему комиссионному вознаграждению. Конкурентное преимущество должно быть честным, а такая политика компаний достаточно сильно подрывает рынок. Чтобы выжить, другим турагентствам приходится также делать скидки. Законы ценообразования никто не отменял, и если цена снижается за счет скидок, то это ведет к ухудшению качества услуг.

В среднем комиссионное вознаграждение, которое агентство получает от туроператора, составляет 10 %. Однако обычно часть этой суммы идет на зарплаты менеджеров, покупку оборудования и другие расходы фирмы. Таким образом, агентства с заниженными ценами вынуждены экономить в том числе на специалистах. Но в итоге в случае банкротства у них может не оказаться средств для выплаты компенсации пострадавшим туристам.
— Мы скидки делаем только постоянным туристам, остальных стараемся брать другими преимуществами: гарантия самой низкой цены у туроператоров, спецпредложения, разработанные только для Cheaptrip, бесплатная юридическая поддержка в случае каких-то проблем с туром, — говорят в Cheaptrip.
В то же время, как отмечают в союзе туриндустрии, в этом году более ощутимый скачок произошел в спросе именно на бюджетные путешествия, тогда как путевки средней и высокой ценовой категории продолжают пользоваться спросом.

Как банкротятся турфирмы

Когда «Нева» приостановила деятельность, за границей оставалось шесть тысяч туристов, при этом у трети из них не были оплачены обратные билеты или отель. Как объясняет представитель РСТ в Петербурге Павел Румянцев, избежать такой ситуации сложно, потому что, как правило, туркомпании не проплачивают отели сильно заранее.
Павел Румянцев
пресс-секретарь Российского союза туристской индустрии в Северо-Западе:

— Предположим, у фирмы большая кредитная нагрузка. Чтобы выплачивать сам кредит, проценты с него, им нужны оборотные средства. Поэтому они стараются привлечь как можно большее количество туристов. Они приходят к следующей схеме: за счет туристов, которые пришли сегодня, они оплачивают размещение туристов, которые вылетают завтра. В какой-то момент фирма останавливает работу, и получается, что люди сталкиваются с тем, что их отели не оплачены. Обычно такие фирмы надеются на то, что кто-нибудь их перекредитует или купит и вложит свои деньги.

Несмотря на это, считает вице-президент АТОР Владимир Канторович, реально сделать так, чтобы туристы несли минимальные потери. Однако это требует честной работы как со стороны туроператора, так и страховой компании.
— Механизм банкротства, при котором не будут страдать туристы, есть. Он задействован при банкротстве туристической компании «Роза Ветров Мир». Нам удалось договориться с компанией «БИН-страхование» о том, что они не будут возвращать людям деньги за поездки, а будут оплачивать эти же поездки другому туроператору. Люди не потеряют ни отдыха, ни денег. Это могло бы работать, если было бы прописано в законодательстве.
Как рассказывает Канторович, АТОР предлагал соответствующие поправки Госдуме: согласно ним, если турфирма банкротится, то между новым туроператором, клиентом и страховой заключается трехстороннее соглашение, по которому путевка клиента оплачивается из средств страховой. В Госдуме, однако, документ отклонили.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.