3 июля 2018

Что смотрели в театрах царского Петербурга, как доставали билеты и почему вырез на платьях зрительниц зависел от места в зале

Почему в XIX веке женщинам нельзя было сидеть в партере, зачем зрители приходили на одну сцену из спектакля и просили актера повторить монолог, чем Александринский театр был демократичнее Михайловского и как больше 100 лет назад показывали экспериментальные постановки?

Научный сотрудник Музея театрального и музыкального искусства Дарья Рыбакова рассказала «Бумаге», как в царские времена выглядели и вели себя зрители театров, почему приезжали на спектакль пообщаться и что ставили в театрах для рабочих.

О том, что посмотреть в современных театрах и музеях, читайте в нашей еженедельной рассылке.

Дарья Рыбакова

Искусствовед, научная сотрудница
Музея театрального и музыкального искусства

Когда в России появились первые театры и какими они были

Официальный государственный театр появился в России в 1756 году по указу Елизаветы. В конце XVIII века строится Большой (Каменный) театр, который находился там, где сейчас консерватория. Он был еще больше Александринского и вмещал 1,5 тысячи человек. Большой театр существовал около 100 лет: в 1886 году его почти полностью разобрали и перестроили.

Некоторые театральные здания [того времени] совсем не сохранились. Одно из них находилось недалеко от Летнего сада. Второе — на площади, где сейчас стоит Александринский театр; раньше там был театр Казасси. Александринский же построен в 1832 году. Мариинский театр начали строить в XIX веке — это был театр-цирк, и только в 1868 году он приобрел примерно тот вид, который имеет сейчас.

Все эти театры построены как итальянский ранговый, или ярусный, театр. Есть два основных принципа, [по которым строят театры]. Первый — это амфитеатр (мы его знаем по стадиону, цирку или Эрмитажному театру): когда есть арена — или, как она называлась в Античности, орхестра — и ступени вокруг нее.

Большой (Каменный) театр перед разборкой в 1886 году

Второй, происходящий из средневековых дворов, — это итальянский ранговый театр. Представьте себе средневековый двор, в котором надо организовать спектакль. Теоретически вы можете поставить сцену в центре и играть там, но тогда у вас актерам некуда уходить. Поэтому сцену ставили ближе к одному из фасадов домов — и получались такие кулисы. Аристократические зрители смотрели из окон и с балкончиков. Причем дамы, особенно в Испании — строгой католической стране, стояли за решеточкой, чтобы их не было видно.

Для репертуара рубежа XVIII–XIX веков характерны два направления: с одной стороны, патриотические пьесы (особенно когда была война 1812 года), а с другой — всякие развлекательные вещи — балет, «еще амуры, черти, змеи», как Пушкин писал, и прочее.

Почему дамы не могли сидеть в партере и по каким правилам в театр надевали бриллианты

Театр в начале XIX века — это очевидно светское мероприятие, куда собираются, одеваются. Причем наряд — вечерний, но не бальный. Бальное платье отличалось: оно было пастельных тонов; кроме того, бальный костюм должен был отчетливо показывать, замужем или не замужем дама. В театре же это было не так принципиально.

В Александринском театре дамы до 1860-х годов не сидели в партере. Одна из главных причин: в партере дама оказывается на виду, почти как на сцене. Поэтому они сидели в ложах. Естественно, дамы приходили с мужьями или с матерями, девица могла прийти со старшей замужней сестрой — неважно. Женщины тоже аплодировали, но, видимо, делали это максимально тихо — именно потому, что выражать эмоции публично не пристало даме.

В то время в ложи приходили по абонементу, до 1860-х годов с этим было очень строго. Вы не могли абонировать кресло, только всю ложу. Были разные системы абонементов — скажем, известно, что в Александринке Пушкин имел абонемент только на пьесы русских авторов.

Семьи снимали ложи, а места в партере продавали по креслу на каждый спектакль. Туда ходили чиновники, офицеры — люди небедные. Хотя ложа всё равно считалась гораздо более солидным местом: бриллианты сверкали именно там. И был такой принцип: чем ниже ярус, тем глубже декольте.

В связи с этим есть байка конца XIX века: одна из княжон Мещерских вспоминает, как однажды ее родители сидели в ложе, и на маме были роскошные бриллианты. И в театр приехала вдовствующая императрица Мария Федоровна. В антракте в ложу к Мещерским приходит фрейлина и вежливо говорит, что императрица не надела свои бриллианты, так что «такие бриллианты, как у вас, сегодня в театре очень нежелательны». Снять их госпожа в театре не могла, потому что декольте без украшений — это неприлично. Поэтому они уехали, не досмотрев спектакль.

Александринский театр был довольно демократичен — демократичнее более аристократического Михайловского. Известно, что в Михайловском зрителей после спектакля ожидали кареты, а из Александринки часто уезжали на экипажах или даже расходились пешком. Есть литографии, на которых изображен разъезд из Александринского театра — и видно, что оттуда выходит купец с женой, совсем не дворяне.

В Александринский ходили и весьма скромные люди — естественно, наверх, где стояли скамеечки. Но зрители не пересекались — разделение поначалу было довольно сильное: например, места за креслами были отгорожены от партера — входы туда были разные.

Программка первого представления пьесы «Ревизор», 1836 г. Фото: Александринский театр

Как зрители реагировали на представления и почему могли уехать в середине спектакля

Люди XIX века вели себя в театре более шумно, чем сейчас: топали ногами, кричали, вызывали актеров. Во время представления актер мог произнести монолог — ему весь зал хлопал, он раскланивался и повторял монолог еще раз. Для нас сейчас это немыслимо.

Зрители вообще имели обыкновение приходить не на весь спектакль. Часто они приходили на какую-то его часть или, как в опере, на одну ноту в исполнении любимого певца. Это было связано с традициями: театр воспринимался иначе, чем сейчас.

C одной стороны, театр — это клуб, где люди общаются, ходят друг другу в ложи. Приехали, расселись, со всеми поздоровались, потом увидели кого-то знакомого напротив — пошли в гости. Они наблюдали друг за другом. Например, сидит какой-нибудь молодой человек, а напротив — барышня, и он внимательно за ней наблюдает. Потом видит, как к ней заходит другой молодой человек и они исчезают куда-то. Они могут пойти в аванложу — это такое место, где устраивали свидания и можно было побеседовать тет-а-тет. Так что люди приходили в театр не только ради спектакля, но и ради общения. Это светское общество, в котором можно было узнать какие-то новости.

Но в театр, конечно, ходили и потому, что его любили и им интересовались. В 1830–1840-х годах люди писали о том, что театр — это важнейшая инстанция для решения жизненных вопросов. Были такие эпохи, когда у зрителя было ощущение, что вот оно, настоящее, а жизнь — это слабая, жалкая, неяркая копия театра.

Почему те, кто ходил в театр ради театра, могли приходить не на весь спектакль? А потому, что они были завсегдатаями и уже видели спектакль много раз. Они могли прийти на любимую сцену, как мы перечитываем в книгах что-то, что нам особенно нравится.

Это были профессиональные театральные зрители, настоящие знатоки, а надо сказать, что в XIX веке было больше [чем сейчас] людей, которые регулярно ходили в театр, разбирались, могли рассуждать об актерах. Но было и огромное количество жителей Петербурга, которые в театр не ходили никогда.

Чем отличались спектакли XIX века и как актеры ставили их без режиссера

Спектакль представлял из себя тоже не то, что сейчас. Например, в апреле 1836 года прошла премьера «Ревизора»: на афише — сначала «Ревизор», а дальше «Сват Гаврилыч, или Сговор на яму». Какое отношение это имеет к «Ревизору»? Никакого. Просто спектакль показывался не один, а в сопровождении водевиля, который мог быть до или после спектакля — или и до, и после. И зритель был не обязан смотреть всё.

Репертуар был очень разнообразным, колоссальным, совершенно несопоставимым с нынешним по количеству спектаклей, идущих на сцене. В Александринском театре новые спектакли ставили каждые несколько дней. Это мог быть водевильчик, что-то маленькое, но всё равно — изволь роли выучить. Поэтому и существовали суфлеры: не потому, что людям было лень учить роли, а просто потому, что это было невозможно. Какие-то спектакли — тот же «Ревизор» — игрались десятилетиями, а водевиль могли пару раз сыграть и всё.

В XIX веке не было такого понятия, как режиссура. А это то, что удерживает спектакль более или менее одинаковым из раза в раз. Потому что режиссер создает какие-то правила, которые спектакль должен выдерживать. В XIX же веке актеры играли так, как хотели. Устраивали репетиции, но их было очень мало — могли сыграть с одной или двух репетиций. И каждый актер был как бы режиссером своей собственной роли. Поэтому в разные дни играли очень по-разному. Понятно, что среди актеров были более стабильные люди, но были и совсем стихийные. Русские трагики, например, вообще традиционно были пьющие.

Декорационные мастерские Мариинского театра. 1902 г. Фото: citywalls.ru

Как в Петербурге появились частные театры и что показывали рабочим и студентам

После 1860-х годов начинается некоторое освобождение. Появляется больше людей, которые ходят в театр иногда: студенты, курсистки, независимые женщины, купеческое сословие, новая буржуазия.

Конечно, это связано с политическими изменениями, с реформами Александра. Перестали разделять пространство партера и места за креслами — так, в общем, театр отозвался на то, что происходило в обществе.

В 1882 году разрешаются частные театры. Это было очень важное событие: до этого существовали крепостные театры, но они были семейными, а публичные частные театры, в которые можно купить билеты, возникли только после 1882 года. Этого все ждали и очень хотели, Островский много писал о том, что это должно быть.

Появляется театр, который сперва называется Театром литературно-артистического кружка, потом — литературно-художественного общества, потом — театром Суворина. Это здание, где сейчас находится БДТ.

В частных театрах оказывается полегче с цензурой. Суворинский, или Малый, театр был очень даже серьезным в плане репертуара. Там, например, впервые ставится [трагедия] «Царь Федор Иоаннович» [Алексея] Толстого, которая 30 лет была под запретом. Или «Власть тьмы» [Льва] Толстого — страшная пьеса, в которой на сцене убивают новорожденного младенца и которая была под запретом 10 лет. Там же впервые показывают «Преступление и наказание» — это вообще роман, и чтобы его поставить, надо было сперва переделать в пьесу. А для XIX века это нехарактерная ситуация.

В частных театрах полегче и в плане этикета. Императорский театр отличался тем, что туда является император, и все должны были быть к этому готовы — поэтому правила строже. В этих же театрах, конечно, гораздо более свободная форма посещения: и в поведении, и в том, как человек одет.

Кроме того, в конце XIX века появляются совсем демократичные театры — для рабочих. Например, Василеостровский театр и Народный дом, который был в ведении Общества попечительства о народной трезвости. Просвещением хотели максимально объять люд достаточно дикий, который обычно пошел бы в кабак. Эта демократичная аудитория приходила совсем в зипунах, хотя они, конечно, старались одеться торжественнее.

Эти театры устраивали летом открытые сцены в садах и парках, которые были еще дешевле. Даже там могли ставить и Шиллера, и Шекспира, и Чехова.

Сцена из спектакля «Оптимистическая трагедия», режиссер Александр Таиров, 1933 год

Как в Петербурге начали ставить экспериментальные спектакли и что произошло с театром после революции

В 1901 году начались ежегодные гастроли Московского художественного театра — это первый режиссерский театр, негосударственный, в котором два человека — Станиславский и Немирович-Данченко — организовывали всё и отвечали за всё. Они произвели огромное впечатление своими спектаклями, где был актерский ансамбль, выразительные декорации, с помощью которых [режиссеры] хотели создать атмосферу, максимально похожую на жизнь.

Экспериментальный театр возникает тогда, когда возникает режиссура. Потому что в театре эксперимент — это новое решение всего спектакля, а не просто один хороший актер. И если Станиславский считал, что в театре всё должно быть как в жизни, то Мейерхольд, наоборот, воспринимал театр как игру. И он начинает свои эксперименты в театре на Офицерской — ныне улице Декабристов — в 1906–1907 годах (в начале ХХ века на улице Декабристов, 35–39 находился Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской — прим. «Бумаги»). Ставит пьесы Метерлинка, Леонида Андреева. И, как во всяком режиссерском театре, тут всё работает на создание образа: свет, декорации, пластика актеров. Люди ходят с большим интересом, часто им не нравится, но всё равно для них это что-то новое.

После октябрьских событий, когда в театр, в те самые ложи, пошли все, спектакли сначала объявили бесплатными. Театры были в ужасе: на что жить? Но они несколько дней побастовали и перестали.

Поначалу возникло очень много бесплатных спектаклей, которые давались для рабочих, красноармейцев. Например, организовался Эрмитажный театр. Но он не имел прямого отношения к тому Эрмитажному театру, который мы знаем. Играли в Гербовом зале Зимнего дворца, который тогда назывался Дворцом искусств. Там работал Мейерхольд, Анненков — они сперва хотели проводить всякие эксперименты, но их обязали ставить и спектакли для рабочих. В 1919 году они успели показать около 40 спектаклей для красноармейцев совершенно бесплатно. Это была классика: и Мольер, и Толстой — по пьесе «Как чертенок краюшку заслужил». Этот спектакль был цирковой, шумный, громкий, эффектный. Народ шел вовсю. К сожалению, их очень быстро прикрыли — театр существовал около полугода.

Чтобы каждую неделю получать письмо о современных театрах, выставках и балете, подпишитесь на тематическую рассылку «Бумаги»

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.