Что смотрели в театрах царского Петербурга, как доставали билеты и почему вырез на платьях зрительниц зависел от места в зале

Почему в XIX веке женщинам нельзя было сидеть в партере, зачем зрители приходили на одну сцену из спектакля и просили актера повторить монолог, чем Александринский театр был демократичнее Михайловского и как больше 100 лет назад показывали экспериментальные постановки?

Научный сотрудник Музея театрального и музыкального искусства Дарья Рыбакова рассказала «Бумаге», как в царские времена выглядели и вели себя зрители театров, почему приезжали на спектакль пообщаться и что ставили в театрах для рабочих.

О том, что посмотреть в современных театрах и музеях, читайте в нашей еженедельной рассылке.

Дарья Рыбакова

Искусствовед, научная сотрудница
Музея театрального и музыкального искусства

Когда в России появились первые театры и какими они были

Официальный государственный театр появился в России в 1756 году по указу Елизаветы. В конце XVIII века строится Большой (Каменный) театр, который находился там, где сейчас консерватория. Он был еще больше Александринского и вмещал 1,5 тысячи человек. Большой театр существовал около 100 лет: в 1886 году его почти полностью разобрали и перестроили.

Некоторые театральные здания [того времени] совсем не сохранились. Одно из них находилось недалеко от Летнего сада. Второе — на площади, где сейчас стоит Александринский театр; раньше там был театр Казасси. Александринский же построен в 1832 году. Мариинский театр начали строить в XIX веке — это был театр-цирк, и только в 1868 году он приобрел примерно тот вид, который имеет сейчас.

Все эти театры построены как итальянский ранговый, или ярусный, театр. Есть два основных принципа, [по которым строят театры]. Первый — это амфитеатр (мы его знаем по стадиону, цирку или Эрмитажному театру): когда есть арена — или, как она называлась в Античности, орхестра — и ступени вокруг нее.

Большой (Каменный) театр перед разборкой в 1886 году

Второй, происходящий из средневековых дворов, — это итальянский ранговый театр. Представьте себе средневековый двор, в котором надо организовать спектакль. Теоретически вы можете поставить сцену в центре и играть там, но тогда у вас актерам некуда уходить. Поэтому сцену ставили ближе к одному из фасадов домов — и получались такие кулисы. Аристократические зрители смотрели из окон и с балкончиков. Причем дамы, особенно в Испании — строгой католической стране, стояли за решеточкой, чтобы их не было видно.

Для репертуара рубежа XVIII–XIX веков характерны два направления: с одной стороны, патриотические пьесы (особенно когда была война 1812 года), а с другой — всякие развлекательные вещи — балет, «еще амуры, черти, змеи», как Пушкин писал, и прочее.

Почему дамы не могли сидеть в партере и по каким правилам в театр надевали бриллианты

Театр в начале XIX века — это очевидно светское мероприятие, куда собираются, одеваются. Причем наряд — вечерний, но не бальный. Бальное платье отличалось: оно было пастельных тонов; кроме того, бальный костюм должен был отчетливо показывать, замужем или не замужем дама. В театре же это было не так принципиально.

В Александринском театре дамы до 1860-х годов не сидели в партере. Одна из главных причин: в партере дама оказывается на виду, почти как на сцене. Поэтому они сидели в ложах. Естественно, дамы приходили с мужьями или с матерями, девица могла прийти со старшей замужней сестрой — неважно. Женщины тоже аплодировали, но, видимо, делали это максимально тихо — именно потому, что выражать эмоции публично не пристало даме.

В то время в ложи приходили по абонементу, до 1860-х годов с этим было очень строго. Вы не могли абонировать кресло, только всю ложу. Были разные системы абонементов — скажем, известно, что в Александринке Пушкин имел абонемент только на пьесы русских авторов.

Семьи снимали ложи, а места в партере продавали по креслу на каждый спектакль. Туда ходили чиновники, офицеры — люди небедные. Хотя ложа всё равно считалась гораздо более солидным местом: бриллианты сверкали именно там. И был такой принцип: чем ниже ярус, тем глубже декольте.

В связи с этим есть байка конца XIX века: одна из княжон Мещерских вспоминает, как однажды ее родители сидели в ложе, и на маме были роскошные бриллианты. И в театр приехала вдовствующая императрица Мария Федоровна. В антракте в ложу к Мещерским приходит фрейлина и вежливо говорит, что императрица не надела свои бриллианты, так что «такие бриллианты, как у вас, сегодня в театре очень нежелательны». Снять их госпожа в театре не могла, потому что декольте без украшений — это неприлично. Поэтому они уехали, не досмотрев спектакль.

Александринский театр был довольно демократичен — демократичнее более аристократического Михайловского. Известно, что в Михайловском зрителей после спектакля ожидали кареты, а из Александринки часто уезжали на экипажах или даже расходились пешком. Есть литографии, на которых изображен разъезд из Александринского театра — и видно, что оттуда выходит купец с женой, совсем не дворяне.

В Александринский ходили и весьма скромные люди — естественно, наверх, где стояли скамеечки. Но зрители не пересекались — разделение поначалу было довольно сильное: например, места за креслами были отгорожены от партера — входы туда были разные.

Программка первого представления пьесы «Ревизор», 1836 г. Фото: Александринский театр

Как зрители реагировали на представления и почему могли уехать в середине спектакля

Люди XIX века вели себя в театре более шумно, чем сейчас: топали ногами, кричали, вызывали актеров. Во время представления актер мог произнести монолог — ему весь зал хлопал, он раскланивался и повторял монолог еще раз. Для нас сейчас это немыслимо.

Зрители вообще имели обыкновение приходить не на весь спектакль. Часто они приходили на какую-то его часть или, как в опере, на одну ноту в исполнении любимого певца. Это было связано с традициями: театр воспринимался иначе, чем сейчас.

C одной стороны, театр — это клуб, где люди общаются, ходят друг другу в ложи. Приехали, расселись, со всеми поздоровались, потом увидели кого-то знакомого напротив — пошли в гости. Они наблюдали друг за другом. Например, сидит какой-нибудь молодой человек, а напротив — барышня, и он внимательно за ней наблюдает. Потом видит, как к ней заходит другой молодой человек и они исчезают куда-то. Они могут пойти в аванложу — это такое место, где устраивали свидания и можно было побеседовать тет-а-тет. Так что люди приходили в театр не только ради спектакля, но и ради общения. Это светское общество, в котором можно было узнать какие-то новости.

Но в театр, конечно, ходили и потому, что его любили и им интересовались. В 1830–1840-х годах люди писали о том, что театр — это важнейшая инстанция для решения жизненных вопросов. Были такие эпохи, когда у зрителя было ощущение, что вот оно, настоящее, а жизнь — это слабая, жалкая, неяркая копия театра.

Почему те, кто ходил в театр ради театра, могли приходить не на весь спектакль? А потому, что они были завсегдатаями и уже видели спектакль много раз. Они могли прийти на любимую сцену, как мы перечитываем в книгах что-то, что нам особенно нравится.

Это были профессиональные театральные зрители, настоящие знатоки, а надо сказать, что в XIX веке было больше [чем сейчас] людей, которые регулярно ходили в театр, разбирались, могли рассуждать об актерах. Но было и огромное количество жителей Петербурга, которые в театр не ходили никогда.

Чем отличались спектакли XIX века и как актеры ставили их без режиссера

Спектакль представлял из себя тоже не то, что сейчас. Например, в апреле 1836 года прошла премьера «Ревизора»: на афише — сначала «Ревизор», а дальше «Сват Гаврилыч, или Сговор на яму». Какое отношение это имеет к «Ревизору»? Никакого. Просто спектакль показывался не один, а в сопровождении водевиля, который мог быть до или после спектакля — или и до, и после. И зритель был не обязан смотреть всё.

Репертуар был очень разнообразным, колоссальным, совершенно несопоставимым с нынешним по количеству спектаклей, идущих на сцене. В Александринском театре новые спектакли ставили каждые несколько дней. Это мог быть водевильчик, что-то маленькое, но всё равно — изволь роли выучить. Поэтому и существовали суфлеры: не потому, что людям было лень учить роли, а просто потому, что это было невозможно. Какие-то спектакли — тот же «Ревизор» — игрались десятилетиями, а водевиль могли пару раз сыграть и всё.

В XIX веке не было такого понятия, как режиссура. А это то, что удерживает спектакль более или менее одинаковым из раза в раз. Потому что режиссер создает какие-то правила, которые спектакль должен выдерживать. В XIX же веке актеры играли так, как хотели. Устраивали репетиции, но их было очень мало — могли сыграть с одной или двух репетиций. И каждый актер был как бы режиссером своей собственной роли. Поэтому в разные дни играли очень по-разному. Понятно, что среди актеров были более стабильные люди, но были и совсем стихийные. Русские трагики, например, вообще традиционно были пьющие.

Декорационные мастерские Мариинского театра. 1902 г. Фото: citywalls.ru

Как в Петербурге появились частные театры и что показывали рабочим и студентам

После 1860-х годов начинается некоторое освобождение. Появляется больше людей, которые ходят в театр иногда: студенты, курсистки, независимые женщины, купеческое сословие, новая буржуазия.

Конечно, это связано с политическими изменениями, с реформами Александра. Перестали разделять пространство партера и места за креслами — так, в общем, театр отозвался на то, что происходило в обществе.

В 1882 году разрешаются частные театры. Это было очень важное событие: до этого существовали крепостные театры, но они были семейными, а публичные частные театры, в которые можно купить билеты, возникли только после 1882 года. Этого все ждали и очень хотели, Островский много писал о том, что это должно быть.

Появляется театр, который сперва называется Театром литературно-артистического кружка, потом — литературно-художественного общества, потом — театром Суворина. Это здание, где сейчас находится БДТ.

В частных театрах оказывается полегче с цензурой. Суворинский, или Малый, театр был очень даже серьезным в плане репертуара. Там, например, впервые ставится [трагедия] «Царь Федор Иоаннович» [Алексея] Толстого, которая 30 лет была под запретом. Или «Власть тьмы» [Льва] Толстого — страшная пьеса, в которой на сцене убивают новорожденного младенца и которая была под запретом 10 лет. Там же впервые показывают «Преступление и наказание» — это вообще роман, и чтобы его поставить, надо было сперва переделать в пьесу. А для XIX века это нехарактерная ситуация.

В частных театрах полегче и в плане этикета. Императорский театр отличался тем, что туда является император, и все должны были быть к этому готовы — поэтому правила строже. В этих же театрах, конечно, гораздо более свободная форма посещения: и в поведении, и в том, как человек одет.

Кроме того, в конце XIX века появляются совсем демократичные театры — для рабочих. Например, Василеостровский театр и Народный дом, который был в ведении Общества попечительства о народной трезвости. Просвещением хотели максимально объять люд достаточно дикий, который обычно пошел бы в кабак. Эта демократичная аудитория приходила совсем в зипунах, хотя они, конечно, старались одеться торжественнее.

Эти театры устраивали летом открытые сцены в садах и парках, которые были еще дешевле. Даже там могли ставить и Шиллера, и Шекспира, и Чехова.

Сцена из спектакля «Оптимистическая трагедия», режиссер Александр Таиров, 1933 год

Как в Петербурге начали ставить экспериментальные спектакли и что произошло с театром после революции

В 1901 году начались ежегодные гастроли Московского художественного театра — это первый режиссерский театр, негосударственный, в котором два человека — Станиславский и Немирович-Данченко — организовывали всё и отвечали за всё. Они произвели огромное впечатление своими спектаклями, где был актерский ансамбль, выразительные декорации, с помощью которых [режиссеры] хотели создать атмосферу, максимально похожую на жизнь.

Экспериментальный театр возникает тогда, когда возникает режиссура. Потому что в театре эксперимент — это новое решение всего спектакля, а не просто один хороший актер. И если Станиславский считал, что в театре всё должно быть как в жизни, то Мейерхольд, наоборот, воспринимал театр как игру. И он начинает свои эксперименты в театре на Офицерской — ныне улице Декабристов — в 1906–1907 годах (в начале ХХ века на улице Декабристов, 35–39 находился Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской — прим. «Бумаги»). Ставит пьесы Метерлинка, Леонида Андреева. И, как во всяком режиссерском театре, тут всё работает на создание образа: свет, декорации, пластика актеров. Люди ходят с большим интересом, часто им не нравится, но всё равно для них это что-то новое.

После октябрьских событий, когда в театр, в те самые ложи, пошли все, спектакли сначала объявили бесплатными. Театры были в ужасе: на что жить? Но они несколько дней побастовали и перестали.

Поначалу возникло очень много бесплатных спектаклей, которые давались для рабочих, красноармейцев. Например, организовался Эрмитажный театр. Но он не имел прямого отношения к тому Эрмитажному театру, который мы знаем. Играли в Гербовом зале Зимнего дворца, который тогда назывался Дворцом искусств. Там работал Мейерхольд, Анненков — они сперва хотели проводить всякие эксперименты, но их обязали ставить и спектакли для рабочих. В 1919 году они успели показать около 40 спектаклей для красноармейцев совершенно бесплатно. Это была классика: и Мольер, и Толстой — по пьесе «Как чертенок краюшку заслужил». Этот спектакль был цирковой, шумный, громкий, эффектный. Народ шел вовсю. К сожалению, их очень быстро прикрыли — театр существовал около полугода.

Чтобы каждую неделю получать письмо о современных театрах, выставках и балете, подпишитесь на тематическую рассылку «Бумаги»

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
Читайте еще
Какими были доходные дома Петербурга? Лекция краеведа и автора рассылки «Бумаги» Алексея Шишкина — о съемных углах, первых лифтах и однокомнатных квартирах города
Что ели петербуржцы XVIII и XIX веков и чем кормили в дореволюционных трактирах? Осетрина в шампанском, гатчинская форель и овсяный суп
Какими были туалеты дореволюционного Петербурга и как жили в квартирах при +17. Рассказывает историк городского быта
Конфликт на Петровской косе
Что известно о будущем Речного яхт-клуба и Петровской косы. Яхтсменов выселили в разгар сезона, им негде швартоваться
«Нет консенсуса, нет договоренностей, нет развития». Что будет с речным яхт-клубом и что сейчас происходит на Петровской косе
Глава Ленинградской федерации профсоюзов подтвердил выселение речного яхт-клуба с Петровской косы. Там срезают понтоны, суда вынесут на сушу
Приставы пришли в яхт-клуб на Петровской косе и срезали трапы, ведущие к судам
Яхт-клуб на Петровской косе — последнее место в Петербурге для бюджетного яхтинга. Что известно о будущем территории, за которую борются застройщики, профсоюзы, спортсмены и город
Поддержка независимых театров
Сколько на самом деле стоит один поход на спектакль? Режиссер Семен Александровский рассуждает, почему бюджету выгодны частные театры
Более 20 независимых театров Петербурга не получили господдержку после пандемии: некоторым грозит закрытие. Десятки миллионов достались патриотическим фестивалям
Независимым театрам Петербурга обещают выделить субсидии в конце августа, заявила член комиссии
Независимые театры пожаловались, что остались без субсидий во время пандемии. Смольный запустил второй этап конкурса на финансирование
Коллеги «Бумаги»
Как ростовские наркополицейские бежали в Украину и задумались о карьере правозащитников
Как приговор по делу Юрия Дмитриева изменит Россию и нас
История отца Сергия, захватившего монастырь
Смягчение режима самоизоляции
Петербургские суды зарегистрировали больше 600 дел об отсутствии СИЗ за июль. Протоколы составляли в том числе на горожан, которые ели шаверму без маски
В Петербурге открылись визовые центры десяти стран ЕС
Беглов поручил подготовить театры к открытию в сентябре
МФЦ в Петербурге снова начали работать без предварительной записи
Во время пандемии центр Петербурга превратился в один большой рейв. Почему одни в восторге от вечеринок на Конюшенной и Рубинштейна, а других это бесит
Закон о «наливайках»
Автор закона о «наливайках» объяснил, почему площадь баров ограничили 50 метрами. Так депутаты борются с заведениями в хрущевках
Беглов призвал до 2021 года изменить закон о «наливайках» в интересах предпринимателей и жителей. Вот как он объяснил подписание «непроработанного» законопроекта
«Принятие закона о „наливайках“ — поспешность отдельных депутатов». Александр Беглов заявил, что в закон внесут изменения
В Петербурге прошло первое заседание рабочей группы по закону о «наливайках». На нем предложили создать особые правила для баров в исторических домах
Мой любимый бар закроется? Там перестанут продавать алкоголь? Отвечаем на главные вопросы про закон о «наливайках»
Снос хрущевок в Петербурге
Какие хрущевки готовятся снести в Петербурге, куда переселяют жильцов и почему проект реновации затянулся на 10 лет?
Как в Сосновой Поляне сносят первую хрущевку по программе реновации. Демонтаж продлится несколько дней
В Петербурге возобновляется программа реновации — первыми сносят дома в Красносельском районе. Что об этом известно
В Петербурге начали сносить первую расселенную хрущевку по программе реновации
Жители попавших под реновацию кварталов смогут переехать в другие районы
Лето в Петербурге
Театр, похожий на космический корабль, старинные церкви и медовуха в купеческом доме. Приезжайте в Великий Новгород
Как долго в Петербурге продлятся дожди и ждать ли лета в августе? Рассказывает главный синоптик города
Во время пандемии центр Петербурга превратился в один большой рейв. Почему одни в восторге от вечеринок на Конюшенной и Рубинштейна, а других это бесит
В Петербурге прошел ливень. Конечно же, улицы по всему городу затопило, а машины «плыли» по дорогам
Сотни людей на набережных, разведенные мосты и военные корабли: как в Петербурге прошел парад в честь Дня ВМФ
Озеленение Петербурга
Жители Петроградского района намерены вернуть виноград, сорванный ветром с дома на Лизы Чайкиной. Вот как они это сделают
С дома на Лизы Чайкиной сорвало виноград, много лет покрывавший половину стены. Местные жители планируют вернуть растение на место
На парковке на Марата на один вечер создали зону отдыха со стульями и растениями в горшках. Вот как она выглядела
На Чкаловском проспекте появился прицеп со скамейкой и растениями. Небольшую зону отдыха оборудовали активисты
Сквер Виктора Цоя начали благоустраивать — там стелют газон и красят здания. Работы связывают со скорым приездом Беглова

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.