Как петербуржцы переезжают преподавать в провинцию и зачем учат школьников делать комплименты

Программа развития школьного образования «Учитель для России» работает уже два года. Прошедшие отбор и обучение учителя на два года уезжают в провинциальные школы, где помимо зарплаты получают стипендию в 20–35 тысяч рублей. По замыслу организаторов, это помогает сконцентрироваться на преподавании, а в перспективе создаст сообщество, которое поможет обновить систему образования.

Зачем учить школьников планировать и составлять карты обучения, что компенсирует отсутствие театров и музеев и как жить, когда на каждом шагу встречаешь своих учеников? Участники программы из Петербурга рассказывают, зачем переехали в провинцию и планируют ли преподавать в будущем.

Оксана Румянцева

Возраст

26 лет

Профессия

Учительница английского языка

преподает

В городе Кубинка (750 км от Петербурга)

— Я работала аналитиком в IT-компании: с одной стороны, нравилось, а с другой, не было видно результатов работы. В итоге решила пойти работать в школу и в процессе поиска места случайно наткнулась на программу «Учитель для России». Меня зацепило название, а после досконального изучения сайта я поняла, что это мое.

К тому же меня привлекла идея программы: молодые учителя для детей в школах, удаленных от Москвы и Санкт-Петербурга, в городах, откуда молодые специалисты часто предпочитают уезжать. Многие мои друзья, работавшие учителями, говорили, что часто даже поговорить бывает не с кем: завуч занят, а других «новеньких» в школе нет. Поэтому я с надеждой подала заявку на участие в программе.

Мне всегда казалось, что детям нужно давать как можно больше примеров. Так у них появится опыт общения с разными людьми. По сути, дети видят работающих взрослых только дома (представителей одной-двух профессий) и взрослых в школе, все из которых учителя, — и им не из чего выбрать. Поэтому, приезжая сюда, человек делится с ними не только своими знаниями, но и опытом. Согласитесь, интересно узнать от своего учителя литературы, чем занимается редактор газеты, а от учителя экономики, как он открыл свой первый бизнес (и если прогорел, так даже интереснее).

Мне всегда казалось, что детям нужно давать как можно больше примеров. Так у них появится опыт общения с разными людьми

Переезжать было почему-то совсем не страшно, наверное, я просто не знала, на что иду. Я родилась и выросла в Петербурге, большом городе, где в центре есть почти всё. А здесь вечером негде погулять даже, некуда сходить. И если первые полгода я это мало замечала, потому что была сосредоточена на работе, то в третьей-четвертой четвертях мне пришлось искать хобби и чаще выбираться в Москву. Мой дом стоит у леса, и поэтому пришлось полюбить пробежки на свежем воздухе. 6 километров по танковому кольцу – это вам не шутки!

Но минусы часто оборачиваются плюсами. В детстве у меня не было в доме классического двора, где играют дети. А в Кубинке их много, например, прямо у моего дома — и все дети там меня знают, я их всех знаю. Это очень тесное общение, которое немного меняет представление обо всем. Приятно идти и через 40 метров слышать вопль «Оксана Евгеньевнаааа!» и видеть своих учеников румяными и довольными.

Или другой случай: однажды вечером мне было очень плохо, и я не могла съездить за лекарствами. Я решила позвонить маме ученицы, моей соседке, и узнать, нет ли у них чего-то. Ничего не оказалось. Поэтому они решили в 22 часа поехать за лекарствами на машине и привезти их мне. Меня это поразило: никогда не думаешь о соседе как о друге.

Мой дом стоит у леса, и поэтому пришлось полюбить пробежки на свежем воздухе. 6 километров по танковому кольцу – это вам не шутки!

В этом магия маленьких городов: люди здесь более дружелюбные, разговорчивые, открытые. Это меня удивило, когда я только переехала. По пути на работу или обратно встречаю родителей своих учеников — и мы иногда подолгу стоим и разговариваем. Или, например, в местном спортзале был случай, когда со мной поздоровалась красивая девушка, я поздоровалась в ответ, и тут она спрашивает про своего сына из 3-го класса.

Сейчас я уже ко всему привыкла, и когда говорю «Я домой», это значит, что еду сюда. Уже совсем скоро у меня закончится срок контракта, но я останусь преподавать в школе. Правда, не знаю еще где: может, здесь, может, в Москве, а может, получится совместить.

У меня нет претензии на мессианство, я не считаю, что кого-то спасаю. Без меня английскому языку бы детей научил другой преподаватель. Но программа «Учитель для России» важна для страны, потому что профессионалы нужны не только в крупных городах, но и в небольших, а опытным преподавателям часто бывает не с кем поделиться наработанным опытом. Я уверена, что обновлять кадры необходимо в любой профессии.

Даниил Чаптыков

Возраст

22 года

Профессия

Учитель обществознания и технологии

преподает

В городе Таруса (850 км от Петербурга)

— У меня всё получилось достаточно спонтанно. Еще на втором курсе философского факультета я понял, что хочу пойти работать учителем, и уже тогда решил, что это будет важная веха в моей жизни. Ну а к концу четвертого курса нам с товарищем на глаза попалась эта программа. И мы прошли обучение, сейчас оба преподаем в школе в Тарусе.

Я сам из Красноярска, всегда учился в простых школах и понимаю, что хороших педагогов-предметников везде не хватает. Тем более средний возраст работников в школе далек от 25–30 лет. Так что решил быть полезным.

Каких-то больших потрясений от переезда я не испытывал. У меня нет больших требований к уровню комфорта, так что из Петербурга уезжал без каких-то ужасов ностальгии. Конечно, поначалу было страшно ошибиться и непривычно находиться в школе в качестве учителя. Но вскоре я отвлекся на решение многих проблем, на которые остальные закрывают глаза.

Например, в российских школах очень мало следят за эмоциональным интеллектом ребенка. Условно говоря, не каждому из детей повезло с семьей, и они от этого ожесточаются, не учатся сопереживать. А с ними при этом никто не работает. Я решил, что так нельзя. Теперь на моих уроках мы больше разговариваем, однажды учились делать комплименты.

Поначалу было страшно ошибиться. Но вскоре я отвлекся на решение многих проблем, на которые остальные закрывают глаза

К тому же дети не умеют организовывать свою деятельность самостоятельно. Этого нет в программе. Для формирования этого навыка мы с детьми пишем планы, составляем графические органайзеры. Хочу, чтобы со следующего года у каждого ученика была такая road-map на весь период обучения, чтобы они понимали, где в учебе они находятся и куда идут.

И то, как я работаю с детьми, не новаторство. Все методики, которые я использую, уже изобретены, всё давно создано. Просто о них почему-то мало кто знает.

Школа учит и меня. За это время я не только вспомнил все школьные курсы, о которых в вузе уже давно забыл, но и открыл какие-то общечеловеческие ценности. Например, научился относиться ко всем без предубеждений, видеть, что скрыто за характером человека. Дети очень открытые, смотря на них, учишься понимать людей вообще.

Работа учителем – это всегда стресс. С ним сталкиваются не только молодые преподаватели, но и наши более опытные коллеги. Здесь нужно самому постоянно учиться, постоянно что-то узнавать, всегда думать, почему этот урок прошел хорошо, а этот – не очень.

Я пришел к тому, что мы учим детей не профессиям, а компетенциям. Это не про образование, а про границы и рамки, про социализацию. Если ребенок не усвоит эти знания, ему будет сложно получить какую-то профессию.

В будущем хочу работать над улучшением школ и системы образования, то есть так или иначе останусь в сфере. Потому что с нынешними проблемами нужно что-то делать.

Елена Бахтина

Возраст

24 года

Профессия

Школьный психолог

Преподает

В городе Обнинск (780 км от Петербурга)

— Я узнала о программе в апреле прошлого года из «Бумаги»: прочитала тогда интервью с двумя девушками, которые после СПбГУ поехали в одно из сел преподавать детям. Мне показалось, что это достойное решение, и я начала изучать эту тему.

В то время я работала в сфере развития регионов: региональное радио, региональная музыка, региональная повестка. И мне всё время было этого недостаточно: я не использовала свои навыки, знания и умения по максимуму. И поняв идею проекта, твердо решила ехать ради максимально полезной деятельности: помогать детям получать качественное образование.

На тот момент, когда я подавала заявку, программа впервые набирала психологов. А меня всегда волновало, почему в России дети зачастую даже не знают, что в их школе есть психолог. Мне захотелось исправить это хотя бы в той школе, где я буду работать.

Далее шел долгий отбор, проверка наших знаний, подготовка к деятельности. Переехала я только в середине августа.

Когда я приехала в Обнинск, у меня был огромный заряд энергии. Сам переезд не был проблемой, я часто переезжала, но вскоре смутило отсутствие большого количества театров и музеев. Я не знала, где получать вдохновение для своей работы, там практически отсутствовал выбор — и это было непривычно.

Сейчас же я поняла, что всё решаемо. Обнинск сочетает в себе черты как Москвы, так и Петербурга. К тому же в любой выходной можно съездить либо в первый город, либо во второй. По секрету расскажу: Москва не так сильно раздражает, если видеть ее раз в неделю или две.

Вообще, Обнинск меня удивляет до сих пор. Например, я много путешествовала по России, но именно здесь впервые увидела это непередаваемое стремление молодых людей продвигать родной город. Они остаются здесь после школы не потому, что не могут уехать, а потому, что не хотят уезжать.

Когда приезжаешь в такие маленькие города, исчезают всякие стереотипы о глубинках. Дети тут также стремятся к образованию, хотят получать знания. Здесь, например, много детей академиков, много научных центров. Со временем я полюбила этот город.

Теперь я абсолютно уверена, что это одно из самых правильных решений в моей жизни. Здесь чувствую, что мое образование — не только для меня, с его помощью я помогаю другим людям, в том числе детям. Всегда приятно делать нечто во благо.

Когда ты реализуешь себя в любимой деятельности, это делает тебя по-настоящему счастливым. На будущее после программы у меня тоже большие планы. Хочу помогать детям мигрантов устроиться и адаптироваться на новом месте, для этого поступлю в магистратуру по специальности. Важно открыть программу, которая сможет помогать комплексно.

Заявки на участие в программе «Учитель для России» в 2017–2019 годах принимаются до 14 мая. Оформить заявку можно по ссылке

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

НОВОСТИ

все новости

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.