Технологии помогают решать множество бытовых проблем: заказ такси — одна из них. «Бумага» выяснила, как работают подобные мобильные приложения и как с их помощью можно избавиться от пробок и нелегальных перевозчиков.
Иллюстрации: Мария Захарова / «Бумага»
— Машины едут издалека, поэтому стартовая цена заказа такси очень велика. И пока она будет 300 рублей, нелегальный рынок не сократится. Приказным путем и законами проблему не решить — любому городу нужен безопасный и удобный общественный транспорт, — говорит владелец компании GetTaxi
Шахар Вайсер.
Под общественным транспортом бизнесмен понимает разветвленную сеть такси, которые быстро приезжают, недорого стоят, а безопасность поездки не вызывает сомнений.
На основе этих простых принципов появляются мобильные приложения, облегчающие вызов такси и перемещения по городу. Система сама определяет, где находится клиент и предлагает несколько машин поблизости.
Get Taxi
GetTaxi — одно из приложений, работающих по такой схеме. На днях сервис, опробованный в Москве и за границей, заработал и в Петербурге.
По мнению разработчиков, если автоматизировать процесс заказа такси, издержки водителя снизятся и, само собой, уменьшиться стоимость поездки. Выбирая машину, клиент видит все данные водителя — номер машины, имя и даже фотографию. Кроме того, с помощью GPS можно следить за перемещениями таксиста. После окончания поездки клиент оценивает работу водителя, повышая или понижая рейтинг.
У сервиса GetTaxi нет собственных машин, компания сотрудничает с частными перевозчиками и с водителями из таксопарков. При этом, как уверяют в компании, существуют жесткие требования отбора, например, обязательная сертификация. К тому же на работу берут только водителей на иномарках, которым не больше двух лет. Зато кроме машины водителю ничего не требуется — необходимое оборудование ему предоставляет компания. К слову, пользовательский рейтинг также влияет на ротацию водителей внутри компании. Так Get Taxi добивается максимального сервиса от своих сотрудников.
В отличие от большинства городских служб такси, на стоимость заказа влияет не километраж, а время поездки. Так, первые 20 минут обойдутся в 310 рублей, каждая минута сверху — дополнительные 10 рублей. Но любой форс-мажор, будь то пробка или ремонт дороги, потребует дополнительных трат от клиента.
Чтобы получить бесплатную поездку от GetTaxi можно
скачать приложение и ввести промокод
Bumaga. Код действителен до 1 декабря с момента активации и распространяется только на первую поездку.
KwikPik
Схожую систему использует сервис KwikPik. Он также сам определяет место клиента на карте с помощью GPS и предлагает водителя, который находится ближе всего. Кроме того, можно выбрать дополнительные опции: например, курение в салоне, детское кресло или перевозку габаритного багажа. Сервис предлагает прозрачную систему ценообразования, то есть при выборе маршрута и перевозчика клиент сразу узнает стоимость поездки. Она зависит от тарифа водителя и процента, который получает сервис. Как правило, он колеблется в пределах 7–20 %.
Клиент также может получить всю информацию о водителе и посмотреть, как его работу оценили другие пользователи. Но этот рейтинг может повлиять только на решение клиента. Никакого отбора перевозчиков компания-разработчик не ведёт: водители сами регистрируются и устанавливают соответствующую программу на свой смартфон с выходом в интернет. Поэтому количество позитивных отзывов напрямую не влияет, продолжится ли сотрудничество водителя и компании.
InTaxi
Более традиционным методом пользуются сервисы, которые агрегируют предложения зарегистрированных таксопарков.
Одним из них является сервис InTaxi. Он позволяет выбрать из многочисленных операторов то предложение, которое больше всего устроит клиента: класс машины, возможность курения или перевозки габаритного багажа, наличие кондиционера и детского кресла.
Подобные приложения не дают возможности следить за перемещением такси. Вместо этого используется sms-оповещение. За счет быстрого анализа всех данных клиент избавлен от долгого общения с операторами и ожидания на линии. Но сервисы наподобие InTaxi только собирают информацию и никак не влияют на ценообразование. Следовательно, традиционные приемы таксопарков (например, цена подачи автомобиля) остаются актуальными, несмотря на инновационный подход к самому процессу заказа.
Заменив личные автомобили, разветвленная сеть доступных такси могла бы решить множество городских проблем — пробки, отсутствие парковочных мест, перегруженность центра. Кроме того, развитие такси ударило бы по нелегальным перевозчикам. По данным Ассоциации таксомоторного транспорта Петербурга, несмотря на введение нового закона, 80–90 % всех перевозок в центре города осуществляют «бомбилы».
Естественно, мобильные приложения — это только небольшой шаг. Но велика вероятность, что развитие технологий и создание удобных сервисов преобразуют городскую среду быстрее, чем законы и запреты.
Читайте другие тексты рубрики: