3 ноября 2017

Почему в новостройках плохая сотовая связь и куда жаловаться, чтобы улучшить сигнал?

Как на сотовую связь в новых районах влияет освоенность территории, строительные материалы и подписи жильцов, можно ли выбрать оператора так, чтобы сигнал ловил в определенной местности, и куда подавать жалобу о плохой работе сети? «Бумага» рассказывает, из-за чего пропадает сигнал и как это исправить.

Почему в одних местах сигнал есть, а в других — нет?

Сотовая связь напрямую зависит от качества и удаленности радиоканала, который связывает телефон и базовую станцию оператора, пишет компания «Сетевой элемент», специализирующаяся на усилении сигнала.
Связь может становиться хуже из-за большого количества абонентов на маленькой территории или из-за препятствий, которыми, по словам пресс-секретаря Tele2 Евгении Бессоновой, могут быть помещения с толстыми стенами и металлическими конструкциями. В категорию мест, где хуже всего ловит связь, относят офисные (в них много абонентов) и подвальные (плохо проводится сигнал) помещения, новостройки и загородные дома (удалены от базовой станции).
Дмитрий Смирнов
технический директор «МТС» в Петербурге

— [Базовые станции] способны выдерживать высокие нагрузки, но скорость они делят на всех пользователей «по-братски». На качество связи также влияют погодные и географические условия: сигнал лучше ловит в ясную погоду, чем в пасмурную; он будет лучше на равнине, чем в горах. Попасть в деревянный дом сигналу гораздо проще, чем в бетонную многоэтажку. А его уровень может отличаться даже в пределах одной квартиры.

Качество связи может зависеть и от самого телефона: старые модели иногда не поддерживают технологии, которые используют операторы.
По данным проекта по поиску точек сотовой связи Netmonitor, в Петербурге установлено в общей сложности более 7500 станций мобильных операторов. Они покрывают почти весь центр города и большую часть его окраин.

Почему в новостройках чаще всего нет связи?

Специалисты «Сетевого элемента», «МТС», Tele2 и «Вымпелкома» выделяют пять причин, по которым в новостройках может быть плохая сотовая связь.
1. В Петербурге новые жилые районы и комплексы строятся на малоосвоенных территориях, вблизи которых зачастую нет базовых станций операторов.
2. Базовые станции часто устанавливаются не на жилых, а на административных зданиях. Если в новом жилом районе нет подобных сооружений, сотовый оператор может отложить установку.
3. Оператор не может установить базовую станцию на жилом доме без согласия хотя бы 51 % собственников. Из-за этого установка может откладываться до того, как жильцы заселятся в большинство домов нового микрорайона.
4. Диапазон покрытия новой станции может накладываться на диапазон покрытия уже установленной станции оператора. Из-за этого телефон подключается к обеим станциям поочередно — и связь пропадает.
5. Материалы, из которых построено здание, и их плотность могут быть преградой на пути сигнала: на него влияет практически любой металл и железобетонное покрытие. Если новый ЖК построен из подобных материалов, сигнал ухудшается.
Если связи нет только в одной квартире и это не связано с телефоном абонента, возможно, до нее не доходит сигнал базовой станции, на ее территории накладываются диапазоны покрытия двух станций или на пути у сигнала есть препятствия. Во всех этих случаях пользователь вправе подать жалобу оператору.

Как на самом деле должна работать сотовая связь в городе?

Как пишет Роскомнадзор, у абонента должна быть возможность постоянно передвигаться и при этом дозваниваться как минимум в 95 % случаев, говорить без обрыва связи как минимум 95 % времени, а неразборчивая речь может появляться лишь в 9 % звонков.
К тому же, чтобы сигнал доходил до абонента, базовые станции должны располагаться на расстоянии как минимум 35 километров от жилых зданий в удаленных районах города и 8 километров — в центре.
Операторы обязаны раз в полгода проверять радиоканал, который связывает телефон и базовую станцию.

Могут ли операторы улучшить связь до того, как новый дом полностью заселили?

Как рассказали «Бумаге» в «МТС», операторы следят за планами застройщиков и учитывают их, когда планируют установки базовых станций.
Дмитрий Смирнов
технический директор «МТС» в Петербурге

— [Строительство базовой станции] — это довольно сложный процесс: необходимо подобрать подходящее место, оформить разрешительные и другие документы и только после этого устанавливать свое оборудование. Кроме того, иногда мы сталкиваемся с проблемой «радиофобии», когда, руководствуясь древним стереотипом, люди считают базовые станции опасными для здоровья. На самом же деле вышка опасности не представляет: излучения от нее не больше, чем от домашней микроволновки.

Монтирование станции оператора связи занимает больше месяца.

Куда жаловаться на плохой сигнал и как самостоятельно его усилить?

Вы можете потребовать от своего оператора усилить сигнал на территории его дома. Для этого нужно позвонить или написать в службу технической поддержки оператора. После этого он должен либо запланировать строительство новой станции, либо вызвать к вам аварийную бригаду для оптимизации сетей.
Если вы не хотите ждать, пока оператор решит проблему с сетями, можно сменить тариф или самого оператора. Надежнее выбирать тех, чьи базовые станции уже установлены в вашем районе. Их карту можно посмотреть на сайте Netmonitor.
По данным исследования ФГУП «Радиочастотный центр» по качеству связи за апрель 2017 года, в Петербурге легче всего дозвониться до кого-либо абонентам Tele2 (2 % недошедших звонков), «Билайна» (2,6 % недошедших звонков) и «Мегафона» (3,2 % недошедших звонков). При этом у «Билайна» самый высокий в городе показатель разрывов соединения — 1,7 % оборванных звонков, в то время как у «Мегафона» — 1,3 %, у МТС и Tele2 — 1,4 %.
Кроме того, каждый может поставить дома репитер для усиления сигнала — это набор, состоящий из уличных и внутренних антенн для приема и передачи сигнала (от станции оператора — до вашего телефона), а также сеть соединительных кабелей. В среднем он стоит более 10 тысяч рублей.

Станет ли связь лучше, если заменить телефон? И исправит ли ситуацию ремонт?

Проблемы со связью зачастую возникают и у старых моделей, выпущенных более десяти лет назад, и у телефонов со сломанным шлейфом антенны. В первом случае телефон можно заменить, во втором — починить (такая услуга в Петербурге будет стоить от 700 рублей).
При этом у современных моделей телефонов качество приемника примерно одинаково, как и возможность поймать сигнал.
Проблемы с приемом сигнала могут также возникнуть, если на телефон поставили пиратскую операционную систему, у него сбилось программное обеспечение или настройки поиска сети. Всё это можно исправить в сервисном центре. Цена в таких случаях будет напрямую зависеть от модели телефона.

Можно ли привлечь оператора к ответственности за плохую связь?

По словам юриста Анны Антипко, если человек недоволен качеством сотовой связи, он вправе обратиться к своему оператору с претензией о ненадлежащем предоставлении услуг, ссылаясь на закон «О защите прав потребителей». Антипко подчеркивает, что пользователь должен будет доказать, что связь действительно была плохая и он понес из-за этого убытки. В случае если суд признает претензии обоснованными, оператор обязан выплатить компенсацию и штраф.
При этом перед подачей заявления юрист советует подробно прочитать договор, заключенный с сотовым оператором. Там может быть пункт о том, что «обязанностью абонента является ознакомление с (…) зоной обслуживания сети связи оператора (…) до начала пользования услугами». По ее словам, если возможный заявитель подписался под подобным пунктом, суд может отказать в удовлетворении его требований.

Публикация подготовлена с помощью данных «Сетевого элемента», «МТС» и Tele2.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.