Почему чиновники боятся помогать проектам с уличной едой и напитками, чего стоит получить все разрешения и как решают проблему продавцов коммерческие фирмы? Владелица автокофеен анонимно рассказала «Бумаге» о своей двухлетней войне с бюрократами, а предприниматели из Петербурга и Москвы объяснили, чего им не хватает для ведения полноценного бизнеса.
Иллюстрации: Катерина Чуракова / «Бумага»
Мы мучились с оформлением два года. Разумеется, сначала мы писали в администрации районов, что хотим организовать уличную торговлю. Там нам объяснили, что есть специальная программа размещения нестационарных объектов. Из нее были исключены продавцы мяса, рыбы, молока и хлебобулочных изделий. Чтобы поддержать местных производителей, для них придумали упрощенную схему размещения.
Но оказалось, что это постановление правительства Санкт-Петербурга вообще не предусматривает продажу горячих безалкогольных напитков — чая, кофе, горячего шоколада — с автотранспортных средств. В общем, мы не попали ни в один закон и отовсюду нам просто приходили ответы, где перечислялись все имеющиеся на эту тему документы. Все сопровождалось комментарием «вас в них нет, и мы вообще не знаем, что делать». Потом создали новую программу — Постановление правительства Петербурга № 1045 «О размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена». По ней вообще без разницы, где и что продавать, главное — согласовать место с районом. После того как администрация района дает подтверждение, ты можешь брать этот участок в аренду у КУГИ.
«Оказалось, что постановление правительства Санкт-Петербурга не предусматривает продажу горячих безалкогольных напитков с автотранспортных средств»До 1 марта, как и положено, мы подали в администрацию Центрального района заявку на одиннадцать мест, в ответ пришел отказ по всем заявкам, разумеется, без объяснения причины.
«В коридоре глава района нам говорит, что проект отличный, но просит никому его слова не передавать — боится, что его уличат во взяточничестве и пристрастности»Все чиновники говорят, что вводят упрощения, но это все только на словах. Передвижную торговлю едой и напитками в город, особенно в центр, просто так не пустят. У меня есть письмо и КЭРППиТа, где на двух листах расписано, какие чудесные есть законы, а в конце приписка, что вообще никаких изменений не предусмотрено. И все. А когда все сдвинется с мертвой точки, неизвестно.
Виктор Бочаров, Екатерина Савченко
Маша Решетникова
Создатели проекта do Sosiski
Повар «БутерБро» и «Дары природы»
Концепция проекта do Sosiski — сосисочная тележка, которую придумали, спроектировали и создали мы сами. У нас дружественные отношения с клубом «Воздух» и баром The Hat. В обоих случаях при заведениях нет кухни, и это своеобразный симбиоз, от которого удобно становится всем. Мы предлагаем нашим гостям самим собрать хот-дог по своему вкусу.
Так как все ингредиенты для наших хот-догов изготавливаются по нашим рецептам и под нашим контролем, но на профессиональных производствах, с сертификатами на продукцию проблем нет. А вот получить разрешение на нестационарную торговлю в центре Петербурга практически невозможно, поэтому нам приходится подходить к процессу креативно.
В нашем городе нет законодательной базы для уличной еды. Никого не интересует, как ты будешь работать, насколько ответственно относишься к процессу и соблюдаешь нормы. Практически во всех городах мира стрит-фуд давно стал нормой и неотъемлемой частью городской инфраструктуры. Но для наших властей уличная торговля — это что-то непонятное и потому страшное. Нам бы очень не повредила поддержка малого бизнеса со стороны города, и мы с завистью смотрим на Москву, где, насколько мы знаем, с недавних пор стало возможным получить лицензию и спокойно работать. Накануне саммита G20 к нам, например, пришли сотрудники полиции и в грубой форме попросили уйти с улицы.
В отличие от Петербурга в Москве есть одно существенное ограничение: нельзя поставить тележку или фургон на улице. Такая штука, как, например, do Sosiski, вообще невозможна, к ним придут сразу же. Так было с La Charette французов Венсана и Джонатана: они вышли печь блины за free donation (то есть вообще без разрешений, оформление ИП и прочего) с самодельной тележкой. Через день пришла полиция, все свернула, пошли слухи, и лично Капков дал им место в саду «Эрмитаж». Если что-то где-то стоит, то наверняка у продавцов есть зафиксированное договором место.
Все новые проекты появились в парках, потому что с ними заключить договор на стоянку значительно проще. С документами все, конечно, нелегко. Но вот буквально за лето появились в парке Баумана фургон Durum Durum и филиал кафе The Hummus. Им администрация парка пошла навстречу, потому что ей так или иначе нужно решать вопрос с питанием в парке и отчитываться перед начальством. Кроме прочего, конечно, активно и давно существуют сети «Буфет Метро», Sybilla — про них я не очень осведомлена. Я работаю в вагоне «Дары природы» и «БутерБро», у нас более профессиональная кухня, но не рассчитанная на превращение в успешную франшизу. Сейчас есть мода на маленькие проекты, которые скорее не столько бизнес, сколько фан. Они были в больших количествах представлены на «Городском маркете еды» в рамках праздника «Афиша-Еда». Готовят люди, получают удовольствие, их зовут на всякие маркеты и мероприятия. Это как-то двигает московский стрит-фуд.