1 ноября 2016

«Если коротко — проворовались»: что строители стадиона на Крестовском острове думают о работе и сроках сдачи

На стадионе «Крестовский» уже прошел первый матч, сейчас его в очередной раз инспектирует FIFA. Срок окончательной сдачи арены в эксплуатацию неоднократно со скандалами переносился, по последней версии он намечен на конец декабря 2016 года. При этом некоторые строители не уверены, что успеют.

Задержки зарплат, отношение родных и саботаж — «Бумага» поговорила с петербуржцами, работающими на самой проблемной стройке России.

Андрей, сотрудник отдела ПТО

Работал на стройке до смены генподрядчика летом 2016 года

— Я проработал на стройке стадиона около 1,5 лет в структуре бывшего генподрядчика — компании «Трансстрой». Работал в производственно-техническом отделе.

До того, как устроился на объект, я не интересовался ходом строительства стадиона, поэтому за всё время сказать не могу, но, когда работал, темпы строительства были отличные. В срок мы его, может быть, и не сдали бы: сложность и размах объекта вносят свои коррективы и нюансы, — но построить его практически до конца точно было в силах того генподрядчика. А в то недолгое время, что я проработал после смены генподрядчика, на стройке творился хаос. В рабочей документации, назначениях ответственных и так далее. Везде. Было большой ошибкой убрать со стадиона некоторые отделы «Трансстроя».

При этом нам действительно задерживали зарплаты. Порядка двух месяцев задержки были. Но я ничего страшного в этом не видел, так как все были трудоустроены полностью официально. К сожалению, задержки зарплат в строительной сфере в нашей стране далеко не редкость.

Однако в целом я рад, что работал на стадионе. Работать на таком объекте — это огромный опыт и масса впечатлений. Не факт, что в жизни еще удастся поработать на аналогичном по масштабу проекте. А что касается окружающего стадион негатива, то могу сказать, что строителям всё равно на всю шумиху. Хотя частенько знакомые, когда узнают, где я работал, удивляются, что у меня не очень дорогая машина.

Сейчас я уже не работаю на стройке и не могу сказать, когда его точно сдадут в эксплуатацию. Но знакомые говорят, что работа идет полным ходом. Вице-губернатор Албин действительно влияет на ход стройки. С его подачи многие вопросы решаются быстрее, но местами он очень сильно затормаживает рабочий процесс ненужными поручениями, обходами и прочим.

Виктор, инженер

Работает около двух лет

— На стадионе работаю почти два года инженером-программистом системы управления выкатного поля. На стройку приезжаю только по необходимости. В целом, если коротко, это типичная российская стройка. Грязь, беспорядок и минимальная организация процесса.

На самой стройке бываю нечасто, и моя зарплата не зависит от работы на стадионе, поэтому о задержках сказать не могу. Но понятно, что на стадионе, если говорить коротко, проворовались.

По моей оценке, в этом году стадион не сдадут. К марту 2017 сделают внешний фасад стадиона, чашу и помещения для зрителей по минимуму. Всё остальное будут доделывать минимум до ЧМ-2018, а потом еще два года переделывать то, что сделано только для показухи.

Руслан, монтажник

Работает с лета 2016 года

— На стройке я работаю с конца июля монтажником систем отопления. Конкретно наша бригада ставит радиаторы отопления и устраняет косяки за предыдущим субподрядчиком, который занимался этим до нас.

Первое, что меня удивило на объекте, это неорганизованность трудового процесса. Нашу бригаду кидали с одного сектора на другой, были проблемы с поставкой материалов, с решением тех или иных технических проблем и тому подобное. В итоге ходьбы с точки на точку и пустого ожидания решений руководства было больше, чем самой работы. Соответственно, и темпы работы были не самыми высокими.

И такая ситуация не только у нас. Я, когда впервые пришел на стройку, обратил внимание на большое количество праздно шатающегося люда, несмотря на то, что время было далеко не обеденным. Особой спешки в работе тоже не наблюдалось. Вообще, сейчас стадион напоминает большой муравейник. Народу действительно нагнали порядочно, но и из-за этого начались проблемы: розеток для подключения инструментов стало не хватать. Но темп общей работы всё равно значительно повысился.

В данный момент мы запускаем отопление на готовых участках стадиона. И тут начинаются действительно большие проблемы. Основную магистраль отопления прокладывал предыдущий субподрядчик еще несколько лет назад. За это время магистраль успели спрятать под полуметровый слой стяжки. При опрессовке стали выявляться протечки или непроходимость труб, и теперь нам приходится ломать свежепостеленный керамогранит и продалбливать пол до монолита. И всё равно не факт, что найдем магистраль, потому что разница между схемой прокладки коммуникаций и реальным их расположением порой колоссальна. Из-за этого теряются время, силы и нервы.

Еще пример. Для ускорения подготовки отопления к запуску дали задание ставить радиаторы даже там, где еще не готовы стены или пол. В итоге выходит так: мы ставим радиатор на стяжку, приходят плиточники и снимают радиатор, после них приходим мы и ставим радиатор снова, потом приходят гипрочники со шпаклевщиками и снимают радиатор, снова приходим мы и ставим злосчастный радиатор третий раз. И такие случаи встречаются довольно-таки часто.

Вообще, иногда при нахождении протечки закрадывается подозрение, что она не случайна. То есть местами магистраль просверлена, перерезана или специально заломана, чтобы заблокировать проходимость. Мы предполагаем, что это предыдущий субподрядчик так обиделся на задержки зарплаты, которые были до этого. А может, и нарочный саботаж. Кто знает?

Кстати, задержки зарплат до сих пор случаются. Но если летом винили «Трансстрой», то сейчас это всё косяки самих субподрядчиков. Деньги есть, но вот конкретно в нашей организации их привозят с небольшими, но задержками. Максимальная — неделя. И выдают обычно в понедельник, а, как правило, деньги нужны перед выходными.

Есть еще несколько значительных минусов. Например, со стройки убрали львиную долю биотуалетов. Пока до кабинки добежишь, очередь отстоишь, можно опозориться. Плюс, на мой взгляд, большая проблема на стройке — это доставка рабочих от метро до стадиона. До восьми утра автобус приходит каждые 15 минут. После — каждые 30. И ходит только один автобус. В итоге, когда он все-таки подъезжает, посадка напоминает штурм водочных отделов времен конца 80-х — начала 90-х. А генподрядчику на это плевать с высокой колокольни. Дополнительные автобусы отданы руководителям стройки, а их намного меньше, чем простых рабочих. Плюс, несмотря на то, что львиная доля рабочих не вмещается в автобус и, соответственно, опаздывает, штрафы за опоздание до 20 тысяч рублей никто не отменял.

До устройства на работу я никогда особо не следил за историей стадиона, поэтому просто нахожусь на волне общего стеба. После начала работы на стройке никакого негатива со стороны окружающих тоже не почувствовал. Скандалы скандалами, но претензии у людей не к рядовым строителям, а к чиновникам разных мастей. Более того, когда знакомые узнают, где и кем работаю, естественно, интересуются подробностями. Некоторые в шутку, а некоторые всерьез спрашивают о вакансиях на стройке.

Я никогда до этого не работал на подобных объектах, и мне, конечно, сложно судить о сроках, но, на мой взгляд, разница между стадионом в августе и стадионом сейчас существенна. Результат действительно есть. Если учитывать количество нагнанного народа, вполне можно предположить, что успеют сдать до Нового года. Сдаче в срок могут помешать только исправления косяков за предшественниками и несогласованность действий между субподрядчиками, как в примере с несчастным радиатором.

Фото из инстаграмов строителей стадиона «Зенита»

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.