16 марта 2012

Точки: 5 интересных мест Петербурга

«Бумага» открывает новую рубрику: мы выбираем пять интересных точек городского пейзажа, отмечаем их на карте и рассказываем краткую историю каждого места. В этом выпуске: первый трамвайный парк и музей электрического транспорта; недостроенный цех ЛОМО; станция метро, ставшая отделом ГИБДД, а также плоский глобус России.

1. Музей городского электрического транспорта

Трамвайный парк № 2, строительство которого началось в 1906 году, имеет для города большое значение: именно здесь в сентябре 1907 года обслуживались первые рейсы электрического трамвая в Петербурге. Достроенный в 1909 году, он именовался Василеостровским трамвайным парком, однако пришедшие к власти большевики уже в 1926 году исправили это дореволюционное недоразумение. Первый музей трамвайного движения города был открыт здесь в 1967 году. Идея выдержала проверку, и вскоре своими небольшими музеями обзавелись и другие парки. С течением времени было решено открыть центральный трамвайный музей. Изначально планировавшийся в парке № 7, в итоге он перебрался на Васильевский остров, и после закрытия трамвайного парка № 2 практически единолично занял исторические помещения. В 2008 году музей открыли для посещения: предварительно заказав экскурсию, можно не только взглянуть на сохранившиеся в единственном экземпляре трамвайные вагоны и троллейбусы прежних лет, но и, возможно, даже порулить винтажным транспортом — разумеется, с предусмотрительно отключенной контактной сетью.
Средний проспект Васильевского острова, д. 77-79  

2. МРЭО #5 ГИБДД Кировского района

  В 1966 году, чтобы соединить стремительно развивавшийся тогда юго-запад с центром города, была продлена Кировско-Выборская линия, конечным пунктом которой прежде была «Автово». Так появилась новая станция «Дачное». Уникальная для Ленинграда полностью наземная станция, она была обречена на недолгую жизнь сразу после открытия: по составленному плану развития города линия метрополитена пролегала по другому пути. Закрыли станцию 5 октября 1977 года после сдачи участка «Автово» — «Проспект Ветеранов». Без помпы, без шума — лишь заранее вывесили в вестибюле уведомление с просьбой пользоваться станцией «Ленинский проспект». Подъездные пути и сам вестибюль вскоре после этого разобрали, но платформе повезло больше: часть ее обнесли стенами и поселили в получившемся здании Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД, который работает до сих пор.
  МРЭО No.5 ГИБДД Кировского района. Трамвайный проспект, д. 18А  

3. Гранд-макет России

Фото: yapet.livejournal.com
В сентябре 2009 года в Санкт-Петербурге началась работа по созданию макета России. Изначально идея не предусматривала точного воссоздания всей территории страны, предпочитая этому моделирование колоритных ситуаций, служащих источником нескончаемых шуток. Впервые возможность посмотреть макет (пока, правда, в тестовом режиме) представилась жителям города в начале 2011 года, но работа над  объемной картой России не прекратилась. Макет должны были завершить в начале 2012 года, но, как всегда, сроки сдвинулись. В окончательном варианте гранд-макет займёт площадь в 800 квадратных метров: по рельсам застучат колеса поездов, по дорогам поедут автомобили, а по тротуарам пойдут люди; день сменится ночью, настанет утро, и лишь одинокий стул так и будет лежать на козырьке дома где-то в глубинке.
Гранд-макет. Цветочная улица, д. 16  

4. Центр современного искусства им. Курехина

Кинотеатр «Прибой» был построен на Васильевском острове в 1968 году согласно типовому проекту, по которому возводились аналогичные здания во многих районах города. После распада Советского Союза такие кинотеатры были вынуждены бороться за выживание. Кто-то сдавал площади в аренду, кто-то максимально урезал расходы, а какие-то здания просто сгорали, незатейливо решив все насущные проблемы. В наши дни окончательно разорившиеся или разорённые и так и не восстановленные кинотеатры предлагают все-таки снести, а на их месте построить современные комплексы. «Прибою», однако, повезло больше. В 2004 году в нем обосновался центр современного искусства, названный по имени человека, который, помимо прочего, когда-то назвал Ленина грибом. А уже в 2007 году экс-губернатор Валентина Матвиенко целиком передала здание творческим людям. Сейчас центр Курехина может порадовать всех желающих не только оригинальной программой, но и декорациями: в конце-концов, он размещается в одном из немногих типовых зданий, которое хорошо себя чувствует и при этом практически не менялось с советских времен.
Средний проспект Васильевского острова, д. 93  

5. Недостроенный цех ЛОМО

История этого здания также не уникальна: строительство нового цеха завода, развернутое в годы позднего СССР, повторило судьбу сотен подобных строек, остановленных с развалом Союза и после так и не возобновленных. Но жизнь в этих стенах не остановилась. Сюда пришли любители граффити, сделавшие из этого цеха, может быть, самую честную галерею современного искусства. Ведь здесь с вас не возьмут денег за вход, а раздосадованный горожанин всегда сможет вручную поправить шедевры. В будущем владельцы цеха планируют достроить его и превратить в интерактивный научно-развлекательный центр.
Полюстровский проспект, д. 52   В одном из следующих выпусков «Точек» читайте о том, каким был Московский проспект раньше и как он приобрел современный облик.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.