Для нового бизнеса нужна свободная ниша на рынке, если такой нет — ее можно придумать. Год назад владелец рекламного агентства SPCG Дмитрий Зяблицев решил открыть одноименную типографию. Предприниматель рассказал «Бумаге», как печать на крафте помогла ему выделиться среди конкурентов и сделала из дочернего предприятия независимую компанию с оборотом три миллиона рублей.
Фото: Анна Рассадина. Иллюстрация: Катерина Чуракова / «Бумага»
Идея
Около трех лет назад мы запустили рекламное агентство полного цикла SPCG, занимались всем: планированием и организацией промоакций, маркетинговыми исследованиями, стратегическим планированием, коучингом и так далее. Все заказы на полиграфию мы отдавали подрядчикам. Еще тогда я понял, что главная проблема типографий — отсутствие сервиса. Мало кто в это вкладывается, и никто не будет с тобой нянчиться, если ты «блондинка в розовом», которая не знает, что такое А4. Мы же с такими клиентами общаемся с удовольствием и пытаемся перевести на типографский язык то, что они хотят. Эти заказчики готовы платить больше за выполненные задачи и ценят тебя, как понимающую подружку.«Главная проблема типографий — отсутствие сервиса. Никто не будет с тобой нянчиться, если ты „блондинка в розовом“, которая не знает, что такое А4»
Запуск
Конкурентное преимущество: печать на крафте
Типографий разного уровня в городе много — рынок практически заполнен. Проработав полгода, мы поняли, что развивать полиграфическое предприятие стандартным способом из-за конкуренции очень тяжело. Просто печатать листовки и визитки не очень интересно и клиентов найти сложно. Тогда было решено искать новую нишу, которая была бы интересна потребителю. Для того чтобы типография существовала без рекламных заказов, мы придумали использовать печать на крафте.«Проработав полгода, мы поняли, что развивать полиграфическое предприятие стандартным способом из-за конкуренции очень тяжело»
Спрос
Сам по себе крафт дешевле обычной бумаги в 2–2,5 раза, но печать на нем дороже. Несмотря на то что мы переделали станки, они все равно портятся быстрее, чем обычно. С учетом всех циклов производства — от покупки сырья до реализации — себестоимость печати на крафте выше примерно на 20 %. В итоге рентабельность таких заказов — 50 %. Мы попробовали это продать, и поняли, что услугу с удовольствием покупают, так как ниша практически свободна, а спрос растет с каждым днем. Крафт делают из переработанной бумаги, появляются клиенты, которые начинают думать об экологии и хотят позиционировать себя по-новому, к тому же это пока модно. У нас, конечно, не монополия, но типографий, которые готовы работать с крафтом, в городе немного. Все они довольно крупные и не будут делать четыре листочка, а мы будем. Мы делаем все.Проблемы
От всего потока заказов типографии печать на крафте занимает сейчас только 30 % — пока не очень отлажена система логистики. У нас нет своего склада с крафтовой бумагой, соответственно, нет своих запасов. Практически под каждый заказ закупать ее приходится отдельно. Крафт — сложная бумага, не каждый вид подходит для печати. Поставщиков необходимой бумаги мало, и они привозят ее в очень больших объемах — роликами около двух тонн.«Мы покупаем листы формата А1, но это, по сути, обрезки от промышленных заказов, поэтому мы интересны поставщикам в последнюю очередь, и это сильно тормозит процесс»