15 октября 2021

Современное искусство — это дорого? А как купить? Кураторы, галеристы и художники отвечают на вопросы про российский арт-рынок и коллекционирование 🎨

Интерес к арт-рынку проявляют не только специалисты, но и горожане, далекие от индустрии. Мы попросили участников Art Weekend — петербургского события, объединяющего галеристов, кураторов и художников — рассказать, что нужно знать новичку в коллекционировании.

Правда ли современное искусство очень дорого стоит? По каким принципам выбирать произведения молодых художников? Где можно их купить? Как следить за новостями рынка?

На вопросы «Бумаги» ответили артист-менеджер 3120 gallery Ярослава Миненкова, куратор Лизавета Матвеева, социолог культуры Маргарита Кулева, художник Павел Игнатьев, куратор специальных программ ГЦСИ Санкт-Петербург Анна Заведий и журналистка Марина Анциперова.


«Бумага» — информационный партнер Art Weekend.


📱 Информацию об интересных событиях публичной программы Art Weekend можно найти в нашем приложении PaperApp.

✉ А еще этому событию был посвящен последний выпуск культурной рассылки «Бумаги». Подписывайтесь — и читайте письма из архива!

Современное искусство правда такое дорогое?

Ценообразование в современном искусстве складывается из многих факторов: статуса галереи, идеи, техники, материалов, размеров конкретной работы и других аспектов. Например, произведения тиражной графики, существующие в нескольких экземплярах, всегда будут дешевле сложной тотальной инсталляции, отмечает куратор Лизавета Матвеева.
Важна и репутация художника, которая складывается из полученных им наград и количества выставочных проектов. Выставки за границей и экспозиции в крупнейших российских музеях повышают стоимость работ — и для начинающих коллекционеров произведения статусных авторов могут оказаться слишком дорогими. Так, рисунки Павла Пепперштейна обычно оцениваются в тысячи долларов, а одну из работ китайца Чжаня Хуаня на последней ярмарке Cosmoscow продали за 210 тысяч долларов.
Впрочем, произведения даже очень известных авторов стоят дешевле, чем недвижимость или предметы роскоши. К примеру, стоимость работы Марка Шагала вполне сравнима с ценой на вещи бренда Chanel, говорит доцент департамента социологии НИУ ВШЭ Маргарита Кулева.
Ярослава Миненкова
менеджер по работе с художниками в 3120 gallery

— Как показывает практика последних лет, искусство становится более доступным для начинающих и любителей. Работы молодых, но уже зарекомендовавших себя художников (от графики до небольших объектов) можно приобрести [по цене] до 50 тысяч рублей. Это может стать началом коллекции — ярмарки и онлайн-маркеты предлагают хорошую площадку для подобных приобретений.

Лучше покупать напрямую у художников или в галереях?

Галереями называют арт-площадки, которые не только выставляют произведения искусства, но и продают их. Начинающим коллекционерам может показаться, что дешевле покупать работы напрямую у художников, но на деле это не совсем так. Зачастую галереи договариваются с авторами об общей ценовой политике: в этом случае стоимость работ в мастерской или на арт-ярмарке не будет сильно отличаться от цен на произведения того же художника в галерее.
Авторы стараются не нарушать подобные договоренности, поскольку именно галеристы показывают их работы музейным кураторам и коллекционерам, а также помогают в производстве новых работ. «Не каждый художник согласится продавать работу дешевле [чем в галерее] из мастерской. Это не очень разумно: галерея вкладывается в повышение твоей стоимости, а ты сам себя топишь», — пояснил художник Павел Игнатьев.
Галереи выгодны и покупателям: эти площадки решают юридические и логистические вопросы, а также гарантируют чистоту сделки. Кроме того, коммерческие арт-институции служат своеобразным фильтром, который фокусирует внимание коллекционеров на самых важных и интересных работах.
Марина Анциперова
журналист, автор телеграм-канала о покупке молодого искусства @shitart и курса для молодых коллекционеров «Собери их всех»

— Чтобы совершать прямые покупки, нужна насмотренность: даже из художников с долгой историей выставок в вечность возьмут не всех. Распознать в независимом или начинающем художнике потенциал для действительно большой карьеры сможет только искушенный глаз. А галеристы и дилеры служат если не гарантией, то хотя бы обещанием, что художника, которого вы у него покупаете, ждет большое будущее. Как минимум они для этого предпримут все возможное.

А если у меня нет сотен тысяч рублей на искусство?

Художник Павел Игнатьев рекомендует начинающим собирателям присмотреться к графике: как печатной, так и уникальной. Цены на нее ниже, чем на живопись, а рисунки делают практически все художники — даже скульпторы и те авторы, которые работают прежде всего в жанре перформанса.
Павел Игнатьев
художник

— Цены на современное русское искусство несопоставимы с топовыми европейскими, американскими или китайскими художниками. В Европе хорошая живопись стоит 5 или 15 тысяч долларов (350 тысяч и миллион рублей по действующему курсу — прим. «Бумаги»). В России есть задорная графика за 5 тысяч рублей или молодая живопись за 200 тысяч.
Цены на современное искусство очень подвижны и изменчивы: например, работы Алексея Дубинского после выставки в Московском музее современного искусства ММОМА подорожали в два раза, говорит журналистка Марина Анциперова.
Интересной молодой художницей она считает Алису Глазун, участвовавшую в Уральской и Молодежной биеннале. Небольшие работы Глазун сейчас можно купить за 40–50 тысяч рублей. Произведения менее известных художников с небольшой выставочной историей обойдутся еще дешевле — например, в 10 тысяч рублей. Впрочем, их перспективы будут зависеть от очень многих вводных: амбиций и энергичности самого художника, участия в его судьбе известных кураторов. Предсказать такие факторы на ранних этапах бывает сложно.

Как выбирать работы для коллекции?

Опрошенные «Бумагой» эксперты рекомендуют коллекционерам развивать собственный вкус и верить в него. Знать арт-рынок полезно, статус и репутацию авторов нужно иметь в виду, но для личной коллекции нужны работы, которые нравятся именно вам.
«Я считаю, что отношения с работой — как отношения с человеком. Вам с ней нужно жить рядом, смотреть на нее каждый день, с ней считаться и о ней думать. Если вы не будете ее любить, это будет сложно», — рассказала журналистка Марина Анциперова. «Если это коллекция по любви и для себя, то я считаю, что можно не ориентироваться вообще ни на что, кроме своего ощущения. Знаю кучу примеров, когда человек без специализированного образования и насмотренности интуитивно выбирал классное», — согласна с ней Анна Заведий, куратор специальных программ ГЦСИ Санкт-Петербург.

За чем следить, чтобы разобраться в арт-рынке?

Собеседники «Бумаги» рекомендуют коллекционерам изучать новости российского и мирового арт-рынка, а также следить за крупными событиями и образовательными проектами. Публикации о современном искусстве на русском языке можно найти в изданиях The Art Newspaper, «АртГид» и Colta.
Не лишним будет и изучение аукциона Vladey, фейсбук-группы «Шар и Крест» и других подобных платформ — там можно увидеть, какое искусство продается, и ознакомиться с порядком цен.
Анна Заведий
куратор специальных программ ГЦСИ Санкт-Петербург

— Если хочется начать разбираться глубоко, то стоит посматривать за работой выпускников школ современного искусства: ИПСИ, Школы Родченко, «Про Арте». Если же нет цели углубленного ресерча, то я бы посоветовала следить за ярмарками молодого искусства вроде Blazar, платформами вроде obdn и YABA world, за Уральской биеннале и Московской биеннале молодого искусства.
Следить за индустрией можно и офлайн. Для этого эксперты рекомендуют ходить по галереям и студиям художников — во время экскурсий с авторами можно познакомиться, а также понаблюдать за их работой. Обратить внимание стоит и на сообщества и клубы коллекционеров.

А что с зарубежными авторами и NFT-искусством?

Приобрести работы иностранных художников можно не только на крупнейших российских арт-ярмарках и в галереях, но и в интернете. Наиболее известной онлайн-платформой является Artsy, хотя есть и другие аналоги: все такие площадки предлагают покупателям услугу доставки, хотя это и может стоить довольно дорого.
Кроме того, онлайн можно приобрести модный NFT-арт — цифровое искусство на основе уникальных токенов, которым заинтересовался даже Государственный Эрмитаж. Площадок для продажи NFT довольно много, наиболее известными считаются Foundation, OpenSea и Rarible. Но некоторым пользователям они могут показаться сложными из-за специфики их работы, предупреждает социолог культуры Маргарита Кулева.
Маргарита Кулева
социолог культуры, доцент департамента социологии НИУ ВШЭ, руководитель Отделения дизайна и современного искусства

— Покупать и продавать [там] можно только за эфиры, то есть нужно сначала завести кошелек и разобраться в технологиях. Рынок, конечно, очень нестабильный, и именно заработать на нем вряд ли получится. Все-таки покупка NFT-искусства это больше про статусный символ.

Покупка современного искусства — хорошая инвестиция?

Возможен в коллекционировании и инвестиционный подход, когда та или иная работа приобретается с расчетом на дальнейший рост ее стоимости. Но такая тактика вряд ли подойдет начинающим: без консультаций со стороны участников рынка вы вряд ли справитесь. «Для поиска искусства с потенциально растущей ценностью лучше обращаться к профессионалам», — уверена куратор специальных программ ГЦСИ Санкт-Петербург Анна Заведий.
Кроме того, инвестиции в искусство остаются рискованным вложением даже на самых стабильных рынках, например на лондонском или нью-йоркском. «Понятно, что работы Модильяни не могут драматически упасть в цене, но мы все-таки говорим о других суммах», — отметила социолог культуры Маргарита Кулева.
Лизавета Матвеева
куратор

— Если есть желание заработать на искусстве, то, нужно вливаться в рынок, смотреть, общаться, ездить на ярмарки. Если же есть желание за счёт искусства привнести что-то новое в свою жизнь, то я бы советовала нарабатывать насмотренность. Наверняка то, что нравится вам в начале вашего пути, через несколько лет будет касаться наивным.
Также не стоит забывать о специфике российского арт-рынка. Он не такой сформированный и сложившийся, как в западных странах, а само российское искусство не слишком сильно вписано в международный контекст. По словам художника Павла Игнатьева, существуют еще и проблемы перепродажи: на вторичном рынке работы могут стоить меньше, чем при первоначальной покупке.
«На русском искусстве вы вряд ли заработаете миллионы в ближайшие годы. Но нужно понимать, что покупая искусство, вы поддерживаете художников и среду. Художники — это одна из самых уязвимых групп», — резюмирует куратор Лизавета Матвеева.

Фото на обложке: 3120 Gallery

Что еще почитать:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Петербургские музеи и выставки
Exit mobile version
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.