10 июня 2016

Чем пах и как звучал Петербург в старину

На Новой сцене Александринского театра выступил профессор истории Европейского университета Владимир Лапин, автор книги «Петербург в запахах и звуках».
Почему от рекламы в Петербурге XIX века было очень шумно, как город пах в разные сезоны, отчего воробьи приживались в столице, а вороны и галки нет, и как раньше решали вопрос с канализацией — в избранных фрагментах лекции историка.

Звуки и запахи военного города

Петербург вообще — это город-мужчина, военная и военно-морская столица России. Звучал и издавал запахи он соотвествующие: казарма, конюшня, мастерская.
Воинские части были буквально во всех точках города. Что такое воинские части? Это команды, крики унтер-офицеров, барабанная дробь, звуки трубы утром и вечером, движение караулов по улице. Звуки военного лагеря в Петербурге были круглосуточными.
Иностранцев в Петербурге тоже было на порядок больше, чем в Москве. Опять же, основная часть приезжих – это мужчины
В XIX — начале XX века приезжий, услышавший разговор флотских офицеров в черной форме на служебную тему, понял бы только небольшую часть из того, что они обсуждали. Из 316 терминов, обозначающих детали парусного корабля, 315 имели иностранные корни. Один только термин был русскоязычный – это «собачья дыра». Так называлось отверстие в мачте, через которое моряки пролезали вверх. Все остальные термины были иноязычные.
Иностранцев в Петербурге тоже было на порядок больше, чем в Москве. Опять же, основная часть приезжих — это мужчины. Существовало соответствующее разделение по сферам деятельности: например, традиционно извозчиками, как и трубочистами, в Петербурге были финны. А если петербуржец обращался в аптеку или к доктору, то в там, скорее всего, был человек с немецким акцентом.

Выстрелы пушки как средство массовой информации

Есть такая русская поговорка: «Москву будит колокол, Петербург — пушка». Действительно, пушка была средством общения власти с народом, для которого существовала особая система выстрелов. По тому, как именно стреляла пушка, горожанин мог узнать, например, что в царской семье родился мальчик или кто-то умер, что происходит какой-то праздник или спускают на воду корабль. Если заиграл гимн и при этом раздался определенный сигнал, значит состоялся прием иностранных послов. Снова заиграл государственный гимн — на этом мероприятии присутствует кто-то царской фамилии. Эта система звуковых сигналов без всякого телевидения, без какой-то информации онлайн оповещала петербуржцев о том, что происходит в городе.
Чем разделялись сутки пополам в Петербурге? Полуденным выстрелом с Петропавловской крепости. Как петербуржцы узнавали, что нужно выносить самое ценное из подвалов и из первых этажей, поскольку надвигается наводнение? По выстрелам пушек. Известная метафора про Петербург–корабль становится особенно ясной, когда мы узнаем, как стреляли эти пушки во время наводнения. Когда вода поднималась на семь футов выше ординара, Петропавловская крепость начинала стрелять через каждые четверть часа сдвоенными выстрелами.

Как пахло петербургское освещение

Петербург — город белых ночей, и в течение двух с половиной месяцев практически не требуется уличное городское освещение. Зато потом стремительно наступает темное время и ночь длится до 15 часов. До электрического освещения в городе использовали фонари, в которых что-то горело. Сначала, когда наступала петербургская осень, начинало пахнуть конопляным маслом. Потом был период, когда пахло спиртом. Потом наступало ужасное для петербургских фонарщиков время: фонари перестали заправлять спиртом и заменили его керосином. В одном из документов было написано следующее: «Строгий надзор за тем, чтобы отпускаемый для освещения спирт не был обращаем ни на какое другое употребление». И следующий документ гласил: «Никакой самый строгий надзор не в силах уследить за теми ухищрениями, при которых неблагонадежные служители присваивали себе часть материалов».

Что порождало шум столичного города

Каким образом можно было описать мелодию, которую издавали колеса какой-нибудь брички, переезжавшей Невский проспект по Фонтанке на рубеже XIX–XX века? Сначала был легкий рокот по путиловской плите, которой мостили тротуары, потом грохот булыжника. Затем звук практически исчезал, потому что шла торцовая деревянная мостовая. Потом звонкие удары о рельсы трамвая-конки, которые шли по Невскому проспекту, и затем — те же самые звуки в обратном порядке.
Петербург был очень шумный, и шум был прежде всего от мостовых. Сейчас городские жители иногда сетуют на то, что на современных улицах шумно, но попробовали бы они оказаться в блистательном Петербурге в году эдак 1900. На улице, мощеной брусчаткой или булыжником, стоял чудовищный грохот. Практически все лошади были подкованы и били металлическими подковами по камню, а колеса бричек были с металлической оковкой.
Единственной акустической отдушиной были несколько улиц в центре города, которые мостили деревом. Из лиственницы и сосны специальными станками вырезались шестигранники, из них делался паркет. Когда они были свежие, в городе фантастически пахло сосновой древесиной, это был сильнейший дезодорант. Но так как по этим торцевым мостовым ходили лошади, они мгновенно пропитывались продуктом их жизнедеятельности. Отсюда и чудовищный запах конюшни. Так что прогулка по блистательному Невскому проспекту и по не менее блистательной Большой Морской была бы для современного человека большим испытанием.
Единственной акустической отдушиной были несколько улиц в центре города, которые мостили деревом
Когда Петербург из военной столицы превратился в столицу промышленную, заводы появились по всей его территории. Каждый завод имел свой гудок, отличавшийся от других. Разнообразие гудков было такое, что в 1920-х годах появилась идея сделать на петроградских заводах корельон из этих гудков, чтобы он играл Интернационал. Это была вполне серьезная задумка и подбирались гудки по тональности. Закончилось это ничем.

О голосистости Петербурга

На центральных улицах в ветреную погоду стоял страшный грохот от реклам. Основной рекламной конструкцией были подвешенные жестяные щиты. На каждое здание на Невском проспекте, например, вешали по пять-шесть таких щитов размером два на два метра.
На Сенном рынке кричали торговки: «Селедка голландская!» доносилось аж до Театральной площади. Тогда не было рекламы в нынешнем представлении, весь рынок просто кричал. Масса народа была неграмотной, текстовую рекламу просто не воспринимала. Изобразительная реклама — вещь довольно дорогая, и надо было найти человека, который мог бы нарисовать хотя бы апельсин. Поэтому привлекали покупателя криками.

О петербургской вони

Канализация в Петербурге была чрезвычайно дорогой. Для того, чтобы сточные воды уходили в нужном направлении, один конец трубы должен быть ниже другого на целый метр. Принимая во внимание уровень грунтовых вод, эта задача при не очень развитой технике была неразрешима. В связи с этим в Петербурге долгое время система всякого рода сбора отходов была чрезвычайно примитивной. По улице ездили бочки, свозя все нечистоты на набережную Невы в район нынешней Академии художеств. Там стояли пришвартованные барки, отвозившие отходы вверх по течению в сторону Володарского моста. Проживающие там немцы-колонисты использовали это добро для удобрения полей, выращивали овощи, а потом петербуржцы эти овощи потребляли и удивлялись, почему летом так часто бывает дизентерия, холера и прочие желудочно-кишечные заболевания.
Летнего Петербурга почти нет, потому что вся публика, которая имела хоть какие-то средства, бежала из города, как от чумы. Жить здесь было невозможно
Петербург в литературе — это почти всегда город осенью, зимой или весной. Летнего Петербурга почти нет, потому что вся публика, которая имела хоть какие-то средства, бежала из города, как от чумы. Жить здесь было невозможно. Во-первых, из-за тяжелого запаха. Во-вторых, из-за страшного шума от строек. Петербург строился сезонно (то есть летом) по двум причинам: во-первых, летом строиться проще, а во-вторых — главной рабочей силой были крестьяне-отходники, которые приходили летом на заработки. И все эти запахи, звуки, шум строек создавали в центральной части города невыносимые условия.

Почему воробьи петербургские, а вороны московские

Воробей — это петербургская птица, а его чирикание — характерное городское явление. В Москве воробьи тоже были, но все-таки московские птицы — это ворона и галка. Дело в том, что для воробья основная пища — это непереваренные зерна овса, которые остаются после лошади. Поскольку в Петербурге были строгие правила пожарной охраны и довольно ограниченное пространство, основной рацион петербургских лошадей состоял из овса, а не из сена. В Москве лошади потребляли сено, поэтому там воробьи имели более ограниченную кормовую базу.
Почему ворон и галок не было в Петербурге? Эти птицы начинают гнездиться на высоте около семи-восьми метров. В Петербурге рубежа XIX–XX веков воронам гнездиться было негде, большие деревья были только на петербургских кладбищах. Но и там вороны и галки гнездиться не могли, потому что Петербург был военной столицей и при похоронах военных стреляли пушки. Вороне нужно было быть совершенно глухой, чтобы там поселиться: смиренное петербургское кладбище звучало как полигон.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Свободу Саше Скочиленко
Саше Скочиленко, арестованной по делу о «фейках» про российскую армию, срочно нужно обследование сердца
«На прошлой неделе Саше принесли чай с тараканом». Адвокат Саши Скочиленко — об ухудшении ее здоровья и об условиях в СИЗО
«Боль в животе, тошнота, рвота, диарея — каждый день». Последнее слово Саши Скочиленко из суда, где отклонили жалобу на ее заключение в СИЗО
«Я сяду и, скорее всего, умру в колонии за свободу слова». Главное из интервью Саши Скочиленко «Север.Реалиям»
«Нас вроде и меньшинство, но адекватные мы». Курьер, психолог и бариста с антивоенной позицией — о своем будущем в России
Военные действия России в Украине
Петербуржцев зовут воевать в Украину рассылкой «повесток» и звонками. Тех, кто не хочет, просят подписать отказ. Обновлено
«Важные истории» поговорили с солдатами, которых связывают с расстрелами и грабежами в Киевской области. Один во всём сознался
«Не можете найти стабильную и надежную работу? Тогда вам к нам». Как и зачем Петербург и Ленобласть создают именные подразделения для войны в Украине
Восстанавливать Мариуполь будут компании, связанные с Петербургом. Владельцы одной из них арестованы по делу о растрате
Сотрудников «Силовых машин» в Петербурге отправляют на сборы. Они будут ремонтировать военную технику
Экономический кризис — 2022
«У каждой пятой семьи в Петербурге есть прислуга». Что не так с этим заголовком — «Бумага» разобрала исследование
В России заканчиваются премиальные наушники Sennheiser, Marshall, Sony и JBL, пишет «Коммерсантъ». А что в Петербурге?
«Ночлежка» рассказала, что потеряла 12 % частных пожертвований в начале войны. Но ситуацию удалось стабилизировать 🙌
«Пока сможем работать, мы будем работать». «Ночлежка» — о том, как помогает бездомным во время войны и что будет дальше
На Петроградской стороне снова заработали магазины COS и &Other Stories. Показываем фото
Давление на свободу слова
Сколько живут зеркала «Бумаги» до блокировки? График
«Все настолько напуганы, что боятся каких-то троллей». Ася Казанцева — об отмене лекций, «подпольных» выступлениях и будущем просвещения в России
Лидера группы «ДДТ» Юрия Шевчука оштрафовали на 50 тысяч рублей за дискредитацию армии по делу о «жопе президента»
В Петербурге отменили лекцию популяризатора науки Аси Казанцевой, которая выступает против войны в Украине. Обновлено
В Петербурге заблокировали группы о яой-манге — из-за отсутствия пометки «18+» и проверки на возраст
Хорошие новости
«Скучно стало, и поехал спонтанно». Житель Мурина второй месяц едет на самокате из Петербурга во Владивосток
Памятник конке на Васильевском острове превратили в арт-кафе. Показываем фото
В Петербурге запустили портал с информацией обо всех водных маршрутах 🚢
На Васильевском острове откроется кафе «Добродомик». Там будет работать «кабинет решения проблем»
В DiDi Gallery откроют выставку Саши Браулова «Архитектура уходящего». Зрителям покажут его вышивки с авангардной архитектурой
Подкасты «Бумаги»
Откуда берутся страхи и как перестать бояться неопределенности? Психотерапевтический выпуск
Как работают дата-центры: придумываем надежный и экологичный механизм обработки данных
Идеальная система рекомендаций: придумываем алгоритмы, которые помогут нам жить без конфликтов и ненужной рекламы
Придумываем профессии будущего: от облачного блогера до экскурсовода по космосу
Цифровое равенство: придумываем международный язык, развиваем медиаграмотность и делаем интернет бесплатным
Деятели искусства рекомендуют
«В Петербурге нет ни одного спектакля, где столько крутых мальчиков-артистов». Актриса МДТ Анна Завтур — о «Бесах» в Городском театре
«Верните мне мой 2007-й». Актер театра Fulcro Никита Гольдман-Кох — о любимых спектаклях в БДТ
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.