Семнадцатый фестиваль SKIF: от арт-рока до шугейза
С 16 по 18 мая в Петербурге пройдет XVII фестиваль SKIF, основанный фондом Сергея Курехина в Нью-Йорке через год после его смерти. «Бумага» рассказывает о пяти артистах, ради которых стоит пойти на фестиваль.
Михаэль Ротер
Краут-рок, арт-рок, альтернативная музыка, инди, шугейз, построк — все это великолепие во многом обязано своим появлением Михаэлю Ротеру. Немец сперва играл в Kraftwerk (до того, как те превратились в роботов за синтезаторами), а потом создал группу Neu!, главный коллектив краут-рока, записи которого внимательно слушали, беря на карандаш, и Дэвид Боуи, и Том Йорк, и Air, и Stereolab. Его сольное творчество — это такие же печальные надломленные песни с гипнотическим ритмом. Но в отличие от похожих мудрецов с гитарами и синтезаторами вроде Дэвида Сильвиана или Холгера Чукая, Ротер все-таки на первое место ставил не звук, а ноту: потому сквозь его песни не нужно продираться, как сквозь темную чащу.
Camera
В свое время Ротер взял под опеку это берлинское трио, играющее традиционный краут-рок — с гудящими синтезаторами и назойливым ритмом. Мэтра можно понять: с одной стороны, Camera блюдут аутентичность до конца — это касается и звука (совсем старомодного), и клипов (еще более старомодных — кажется, будто смотришь западногерманское ТВ начала восьмидесятых), и поведения: они прославились благодаря своим «спонтанным» концертам в духе акционистского искусства. Быстро выставив оборудование, они играли на пафосных вечеринках, в общественных уборных и подземных переходах до тех пор, пока этот несанкционированный музыкальный митинг не прекращала охрана или полиция.
«2:54»
Две английские сестрицы, предпочитающие черный цвет и кожаные куртки, когда-то променявшие туповатый панк на угрюмый шугейз. Пару лет назад они собрали полноценную группу, а в прошлом году записали альбом, названный просто «2:54», полностью собранный из стилистических шаблонов — и тем приятный: в этих песнях нет ни театрального заламывания рук, ни пафосных синтезаторных раскатов, ни интимных комнатных нашептываний — в общем, всего того, что шугейз как жанр и похоронило. У «2:54» получается суровый и лаконичный женский рок с гомеопатическими дозами примочек, какого не случалось со времен ранних записей Пи Джей Харви и какой всегда был на вес золота. На данный момент — лучшая британская гитарная группа из тех, кто пока еще не променял свой сумрачный драйв на стадионные всхлипывания.
Trust
Еще один мрачный дуэт, предпочитающий черное в одежде. Правда, из Канады, почти без гитар и совсем без родственных связей. Играют ломкий и нестройный интровертный синтипоп. По причинам исключительно внешнего характера тут всплывают в памяти Crystal Castles и The Knife – та же любовь к мраку, та же игра поперек клавиш — но песни у Trust, в отличие от указанных команд, не противопоставляют себя социуму, вообще, стараются никак с ним не контактировать. Получаются негромкие песни для танцев в темноте — в который раз уже такой фокус проворачивают, и в который же раз он удается.
Sonic Death
Беспощадный истошный гаражный рок от Арсения Морозова, которого до сих пор больше ассоциируют с Padla Bear Outfit. Но в отличие от своего предыдущего коллектива, у него тут — игра всерьез. Очень личные и очень мощные песни, в которых сумрачное состояние сердитого горожанина описывается намного лучше, чем в любом политическом памфлете.
16–18 мая
ЦСИ имени Сергея Курехина, Средний проспект Васильевского острова, 93 Входной: 600–800 рублей, абонемент на два дня: 1000–1200 рублей
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox
Mozilla Firefox
или
Chrome.